Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Катастрофа самолета Boeing 737-500 в Казани произошла по вине экипажа


24 декабря 2015 года Александр Раскин, Мария Амирджанян, Известия


Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследования катастрофы Boeing 737-500, принадлежащего авиакомпании «Татарстан». 17 ноября 2013 года самолет следовал рейсом U9-363 из аэропорта Домодедово (Москва) в аэропорт Казани. Как установили эксперты, причиной катастрофы стал непрофессионализм пилотов, которые при заходе на посадку в аэропорту не смогли вывести самолет из пике. В результате Boeing 737-500 рухнул на землю. Все находившиеся на его борту — 6 членов экипажа и 44 пассажира — погибли.

«По заключению комиссии расследования МАКа, причиной катастрофы Boeing 737-500 в аэропорту Казани стали систематические нарушения системы безопасности полетов со стороны Росавиации, МТУ воздушного  транспорта республики Татарстан,  которые допустили к полетам неподготовленный экипаж», — говорится в документе МАКа (есть в распоряжении «Известий»).

Изучая данные бортовых самописцев, эксперты выяснили, что при уходе самолета во время посадки в аэропорту Казани на второй круг пилот из-за плохой профессиональной подготовки отключил автопилот, отправив самолет в пике. Когда экипаж понял, что совершил ошибку, он — опять же, как считают эксперты, из-за своей низкой квалификации, — не сумел вывести лайнер из крутого пикирования (угол 75 градусов), что привело к столкновению Boeing 737-500 с землей.

В результате катастрофы все находившиеся на его борту 50 человек погибли. Это 6 членов экипажа и 44 пассажира, среди которых были сын президента Татарстана Ирек Минниханов, супруга комментатора телеканала «Россия 2» Романа Скворцова Эллина с дочерью Дарьей Арташевой и глава УФСБ по республике Татарстан Александр Антонов.

Между тем, по данным расследования МАКа, приземление в аэропорту Казани, который оборудован современной курсо-глиссадной системой посадки, не представляло большой сложности для экипажа. Приборы Boeing способны в автоматическом режиме захватить сигналы от навигационных маяков аэропорта, а его компьютер — поставить машину на наклонную прямую — глиссаду, по которой происходит штатное снижение.

Однако, по данным МАКа, «стандартный заход на посадку в аэропорту Казани в соответствии с установленной схемой» не удался. 

«Пилотам Рустему Салихову и  Виктору Гуцулу пришлось уходить на второй круг, из-за того что самолет оказался в непосадочном положении, из-за погрешности в определении местоположения лайнера, которое произошло из-за сбоя бортовых систем. А экипаж оказался не готов самостоятельно, без помощи автоматики, определить координаты посадки лайнера. Не помогли ему в этом и наземные службы организации воздушного движения аэропорта Казани», — говорится в документах МАКа.

Эксперты утверждают, что результаты расследования специалистов МАКа были подготовлены еще весной 2015 года, однако представители Росавиации настаивали на том, что причиной крушения стали конструкторские особенности лайнера Boeing 737-500, а не так называемый человеческий фактор — вина экипажа. 

Из документа, который есть в распоряжении «Известий», следует, что причиной катастрофы самолета является отказ системы управления рулем высоты. 

— Но, как выяснили специалисты, причина, на которой настаивали в Росавиации, не нашла подтверждений не только в МАКе, но и в Национальном совете США по безопасности на транспорте, который изучал все материалы расследования катастрофы в Казани, — рассказал «Известиям» эксперт по авиационной безопасности одной из авиационных государственных корпораций.

«Представитель «Росавиации», участвовавшие в расследовании катастрофы в Казани, Николай Студеникин в своем особом мнении утверждает, что причиной катастрофы Boeing 737-500 является отказ системы управления рулем высоты, но это не так. Это решение, скорее всего, вызвано желанием защитить свое ведомство, которое несет ответственность за подготовку пилотов и авиационную безопасность в стране», — утверждается в документах МАКа, которые есть в распоряжении «Известий». 

Но, по данным источников «Известий» в МАКе, именно из-за настойчивой позиции Росавиации, утверждающей, что причиной катастрофы Boeing 737-500 в Казани явился отказ системы управления рулем высоты, авиарегистр МАКа 4 ноября 2015 года приостановил сертификаты на самолеты данного типа.

Стоит напомнить, что фактически это решение МАКа ничего не изменило: разрешение на полеты всё равно выдает Росавиация. К тому же отзыв сертификата распространялся не на все самолеты Boeing 737-500, а лишь на те, что зарегистрированы в России.

Отечественные авиакомпании предпочитают регистрировать самолеты преимущественно на Бермудах и в Ирландии.

Boeing 737-500, зарегистрированных в России, нашлось только шесть: два самолета «Газпромавиа» и четыре — дальневосточной «Авроры». Все шесть самолетов продолжили выполнение полетов в штатном режиме. 

Данное решение МАКа позволило чиновникам от Росавиации поднять вопрос о  бесполезности этого органа. 

— Вопрос о перераспределении функций МАКа между другими ведомствами обсуждался вице-премьерами Игорем  Шуваловым и Аркадием Дворковичем давно, но мешал лоббистский ресурс бессменного главы комитета Татьяны Анодиной, — рассказывает собеседник «Известий» из аппарата правительства РФ. — Ведь за четверть века, что существует МАК, многие его функции как регулятора устарели и требовали пересмотра. Например, сертификация типов воздушных судов, которой во всем мире занимается национальный орган, каким в РФ является Росавиация. И для многих «молодых» управленцев было просто непонятно, почему в России этим занимается некая структура под названием МАК.

— Нас просто подставили, найдя причину для скандала, чтоб дать повод правительству расправиться с нами, — говорит собеседник «Известий» из МАКа.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил на заседании правительства, состоявшемся в начале декабря 2015 года, что он принял решение передать функции Межгосударственного авиационного комитета по сертификации воздушных судов, двигателей и аэродромов трем ведомствам: Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации. В правительстве не исключают, что в 2016 году у МАКа могут забрать и функцию расследования авиационных происшествий и передать Росавиации.

Согласно поручению премьер-министра РФ, функции МАКа по сертификации типов воздушных судов будут переданы Росавиации, аэродромов — Минтрансу, а двигателей и воздушных винтов — Минпромторгу. 

— Ранее эти функции были делегированы МАКу, по сути, в добровольном порядке, — отметил в своем выступлении на заседании правительства Дмитрий Медведев. — Время показало, что эти полномочия нужно иметь именно нашей системе исполнительной власти для совершенствования системы государственного управления гражданской авиацией. Премьер-министр добавил, что полномочия будут закреплены в положениях об этих министерствах и агентстве.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer