Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Второй круг стал смертельным


24 декабря 2015 года Артур Громов, Герман Петелин, Газета.Ru


Самолет с сыном президента Татарстана разбился из-за неопытности пилотов, написано в отчете МАК. Но даже пилоты с большим стажем не смогли вырулить из сложившейся над Казанью ситуации и пытались воспользоваться шпаргалками — это показал эксперимент, проведенный на тренажерах. В Росавиации с выводами МАК категорически не согласились, заявив, что дело в технической неисправности лайнеров такого типа.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК), завершил расследование катастрофы Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан». Лайнер разбился при заходе на посадку 17 ноября 2013 года. На борту находились 50 человек, в том числе 6 членов экипажа. Все они погибли. Среди пассажиров были сын президента Татарстана Ирек Минниханов, а также глава УФСБ республики Александр Антонов.

С первого раза лайнеру сесть не удалось: самолет оказался в «непосадочном положении», то есть летел не параллельно взлетно-посадочной полосе. Экипаж принял решение уйти на второй круг, чтобы на этот раз правильно направить самолет. Пилоты резко начали набирать высоту и скорость, чтобы развернуть самолет, однако перестарались, отчего Boeing резко «задрал нос». Из-за слишком резкого набора высоты скорость самолета упала.

Пытаясь набрать скорость, пилот бросил штурвал от себя, чтобы выровнять нос самолета. Но это не помогло: на высоте 700 м самолет резко перешел в сваливание, а затем и в крутое пике.

Через несколько секунд лайнер врезался в землю под почти прямым углом.

Как установил МАК, причиной аварии «явились системные недостатки в выявлении факторов опасности и контроле уровня риска, а также неработоспособность системы управления безопасностью полетов в авиакомпании и отсутствие контроля за уровнем подготовки членов экипажа со стороны авиационных властей всех уровней (Татарское МТУ ВТ, Росавиация), что привело к допуску к полетам неподготовленного экипажа».

Согласно финальному документу, при заходе на второй круг у самолета отключился автопилот, однако экипаж этого даже не заметил, позволив самолету «задрать» нос вверх. Командир воздушного судна Рустем Салихов не умел выводить самолет из такого положения и перевел его в крутое пике, что привело к катастрофе.

Из расшифровки переговоров следует, что после разрешения посадки диспетчером самолет летел на автопилоте вплоть до начала захода на второй круг. Заход на посадку был «явно не стабилизирован»: экипаж должен был принять решение об уходе на второй круг, однако продолжал «искать землю». При этом первым взлетно-посадочную полосу увидел второй пилот, а командир так и не смог оценить положение воздушного судна и фактически решение о заходе на второй круг он принимал по рекомендации своего подчиненного.

Как выяснило МАК, у пилотов не было должного уровня подготовки: командир лайнера имел специальность штурмана воздушного судна, а затем получил свидетельство пилота в коммерческой фирме (из-за этого у следствия возникли сомнения в законности деятельности учебного центра, где тот проходил переподготовку). Кроме того, Салихов вообще впервые в жизни столкнулся с необходимостью уводить самолет на второй круг.

Общий вывод доклада неутешителен: обладая необходимыми навыками, пилоты могли бы спасти самолет, однако не предприняли ни одного верного действия, начав выполнение ухода на второй круг. Впрочем, как показали эксперименты, проведенные в рамках расследования МАК, большинство российских пилотов на месте экипажа Салихова также не смогло бы избежать ЧП.

Лишь трое-четверо из 11 опытных российских пилотов прошли эксперимент на тренажере-имитаторе полета казанского Boeing «условно успешно».

В эксперименте приняли участие пилоты пяти российских авиакомпаний, с различным летным опытом и профессиональным статусом (КВС-инструктор, КВС, второй пилот), в том числе пилоты, прошедшие переучивание из штурманов и бортинженеров. Эксперимент в 2014 году проводили летчик-испытатель ЛИИ им. М.М. Громова и пилоты-инструкторы-экзаменаторы авиакомпании «ЮТэйр». В подготовке программы эксперимента также принимал участие пилот-инструктор АУЦ авиакомпании «Трансаэро».

В ходе испытаний выяснилось, что за свою летную практику реальный уход на второй круг выполняли только семеро пилотов (от одного до четырех уходов). Четыре летчика вообще такой практики в реальных полетах не имели. Отработка действий при уходе на второй круг проводится на тренажере, причем в основном отрабатывается уход с малой высоты (ВПР) и, главным образом, на одном двигателе. Уход на второй круг с промежуточной высоты в практике тренировок по заявлению пилотов не применялся.

Перед непосредственными испытаниями на тренажере летчикам было предложено ответить на ряд вопросов, необходимых для понимания плана действий во время захода на второй круг.

В итоге, ни один из пилотов не ответил правильно на все семь вопросов, касающихся логики совместной работы автоматических систем самолета, а четверо, вспомнив школьные годы, попытались воспользоваться «шпаргалками» на мобильных устройствах.

«Более того, после выполнения режима ухода на тренажере два пилота утверждали, что уход на второй круг происходил в автоматическом режиме, т.е. под автопилотом (и это при работающей сигнализации об отключении АП!). Это свидетельствует как о недостаточном уровне необходимых знаний, так и о разрыве между теоретическими знаниями и практическими навыками», — разводит руками МАК.

Один пилот (причем дважды!) так и не сумел справиться с управлением при уходе на второй круг и фактически привел машину в режим сваливания — так же, как и пилоты разбившегося в Казани Boeing.

Однако Росавиация с выводами МАК категорически не согласилась. Заместитель начальника отдела расследования и профилактики авиационных событий Николай Студеникин в «особом мнении» написал, что результаты эксперимента на тренажере были специально подогнаны под заранее сформированную версию о виновности экипажа.

По его мнению, МАК уделил недостаточно внимания версии о причине авиакатастрофы из-за технической неисправности.

Студеникин заявил, что в марте, мае и декабре 2014 года Росавиация обращалась в МАК с доводами касательно возможной неисправности руля высоты упавшего самолета, однако ответа по существу из МАК не последовало. Любопытно, что исследования экспертов NТSВ (Национальный совет по безопасности на транспорте США), Boeing и Parker свидетельствуют об отсутствии признаков нештатной работы системы управления, а приведенные в окончательном отчете МАК выводы относительно работоспособности авиационной техники не отличаются от выводов инженерно-технической подкомиссии, ранее подписанных Николаем Студеникиным без замечаний.

Как бы то ни было, выводы МАК Росавиацию не переубедили: «Несмотря на ограниченность полученной информации, специалистами Госцентра безопасности полетов выдвинута наиболее вероятная версия причины катастрофы – нештатная работа рулевого привода системы управления рулем высоты, имеющего производственные дефекты». МАК, по версии Студеникина, был не заинтересован в объективном расследовании «как организация, совмещающая в рамках одного юридического лица функции сертификации типов воздушных судов и расследования причин авиационных происшествий в гражданской авиации Российской Федерации».

В свою очередь, источники «Газеты.Ru» в МАКе сообщили, что в 2014 году Студеникин был полностью согласен с выводами экспертов, однако впоследствии отозвал свою подпись.%

«Понять, почему это было сделано, несложно: за подготовку пилотов отвечает Росавиация, и вина за все недочеты в системе обучения российских летчиков гражданской авиации, которые были выявлены в ходе расследования, лежит на этом ведомстве», — добавил источник.

Напомним, что открытое противостояние МАК и Росавиация началось еще в ноябре этого года, МАК объявил о запрете использования в России самолетов Boeing 737, а Росавиация в ответ заявила, что МАК не может запретить в России полеты лайнеров такого типа, так как это право федеральных органов власти, а они такого решения не принимали. Подоплекой к скандалу послужила ситуация с авиакомпанией «Трансаэро», у которой осенью Росавиация отозвала лицензию: дело в том, что 36% акций компании принадлежали сыну руководителя МАК Татьяны Анодиной, Александру Плешакову (у самой Анодиной в октябре было 3% акций).

Необходимо отметить, что МАК настаивал на запрете полетов Boeing 737 из-за обращения Росавиации, которое сообщило о необходимости «срочных доработок для обеспечения отказобезопасности системы управления рулем». Именно на эти письма ссылается Студеникин в «особом мнении» относительно катастрофы Boeing 737 в Казани.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer