Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Основные подходы к созданию современной системы управления безопасностью полетов государственной авиации 


25.12.15 11:38 Сергей Байнетов, Журнал "Авиапанорама" № 6(114)-2015


Последние мировые и отечественные исследования в области безопасности полетов показали, что необходимо обеспечить такое состояние авиационной системы, при котором риск авиационных происшествий должен быть снижен до приемлемого для государства уровня, и поддерживаться на этом уровне посредством постоянного процесса выявления факторов риска и управления ими. В основе профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий должна лежать работа по выявлению опасных факторов и принятие мер по снижению рисков их возникновения. Об этом – в статье заместителя руководителя Департамента (Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ) Сергея БАЙНЕТОВА.


Справка.

Под методическим руководством Сергея Дмитриевича Байнетова в журнале «Авиапанорама» опубликован ряд статей в разделе «Безопасность полетов». Кроме того, он является автором следующих публикаций:

- Этот вопрос не дает покоя многим. «Авиапанорама» №3(57)-2006,
- О государственной политике в обеспечении безопасности полетов. «Авиапанорама» №5(65)-2007,
- Безопасностью полетов необходимо управлять. «Авиапанорама» №4(70)-2008,
- Проверка ИКАО: что необходимо делать. «Авиапанорама» №4(106)-2014.

Авиационные происшествия, как правило, не бывают следствием проявления какого-либо одного опасного фактора (причины). Практика расследования авиационных происшествий показывает, что в большинстве случаев непосредственной причиной авиационного происшествия становятся ошибки авиационного персонала и отказы авиационной техники, а также средств обеспечения полетов.

Опасным человеческим фактором, отрицательно влияющим на состояние аварийности, являются нарушения в организации производства полетов, допущенные руководителями авиационных структур. При этом большинство нарушений связано с недостатками в их должностной подготовке.

В современных условиях работа по выявлению, оценке и устранению опасных факторов или уклонению от них с целью предотвращения авиационных происшествий в авиации Вооруженных Сил Российской федерации (далее – ВС РФ) может быть эффективной только в рамках единой системы управления безопасностью полетов авиации ВС РФ (далее – СУБП). При этом приобретенный в последние годы авиацией ВС РФ положительный опыт обеспечения безопасности полетов, такой как строгое соблюдение требований и рекомендаций, а также проведение профилактических мероприятий, разработанных на основе расследования ранее произошедших авиационных событий (т.е. ретроактивное реагирование), необходимо сохранить.

Под управлением безопасностью полетов понимается выявление опасных факторов и управление факторами риска для обеспечения функционирования авиационной системы с заданным приемлемым уровнем безопасности полетов при использовании проактивного или прогностического методов.

Подходы к созданию системы управления безопасностью полетов

Система управления безопасностью полетов должна функционировать в едином информационном пространстве безопасности полетов авиации ВС РФ и государственной авиации в целом, позволяющем осуществлять автоматизированный обмен информацией между специально уполномоченным органом в области безопасности полетов Министерства обороны Российской Федерации, предприятиями-разработчиками и изготовителями авиационной техники, авиаремонтными предприятиями, органами военного управления авиационных структур (формирований), подразделений (должностных лиц) служб безопасности полетов авиации ВС РФ всех уровней, а также службами безопасности полетов федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих в своем ведении государственную авиацию и подчиненными им авиационными структурами (формированиями).

Управление безопасностью полетов на всех уровнях (тактическом, оперативном и стратегическом) представляет собой замкнутый цикл последовательного выполнения следующих мероприятий:

-выявление опасных факторов и факторов риска;
-анализ, оценка степени опасности выявленных факторов риска;
-выработка вариантов действий по локализации факторов риска;
-информирование органа управления и поддержка принятия решения;
-принятие мер соответствующим органом управления;
-анализ эффективности принятых мер.

Управление безопасностью полетов объективно основывается на полной и достоверной информации о функционировании авиационной системы и всестороннем анализе процессов, происходящих внутри нее. Такая постановка задачи определяет необходимость организации всеобъемлющего контроля за состоянием элементов авиационной системы и активного управления качеством их функционирования. От уровня информированности о функционировании элементов авиационной системы, степени наблюдаемости параметров и показателей, которые позволяют судить о текущем ее состоянии, во многом зависит полнота проведения анализа и качество прогноза обеспечения безопасности полетов с целью принятия решений и выбора управляющих воздействий.

Одним из важнейших источников информации о качестве функционирования авиационной системы является информация, полученная в ходе расследования авиационных происшествий и инцидентов. Расследования авиационных происшествий являются вынужденными действиями по выявлению опасных факторов, которые привели к утрате воздушного судна и/или гибели людей. Данные факторы уже существуют в авиационной системе, потому достоверное и полное установление их в ходе расследования и последующее устранение являются непременным условием снижения аварийности.

Таким образом, выявление опасных факторов и оценка факторов риска должны осуществляться по трем направлениям:

1-профессионально-должностная подготовка авиационного персонала (включая психофизиологическую подготовку);
2-создание, изготовление, эксплуатация и ремонт авиационной техники;
3-организация, подготовка и выполнение полетов.

Выявление данных факторов по указанным направлениям будет проводиться следующими методами:

-непосредственного контроля и наблюдения за состоянием элементов авиационной системы;
-получения официальных и добровольных сообщений с использованием единой информационно-аналитической системы (далее – ЕИАС);
-анализа данных, получаемых от элементов автоматизированной системы контроля полетных данных (далее – АСКПД) и других технических средств с использованием процедур и программных средств анализа, моделирования и прогнозирования, предусмотренных в ЕИАС;
-выполнения надзорных мероприятий;
-расследований авиационных происшествий и инцидентов;
-контроля выполнения и эффективности проводимых профилактических мероприятий в авиационных структурах, на предприятиях промышленности и авиаремонтных предприятиях.

На основе результатов анализа полетной информации должны приниматься наиболее важные решения, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки летных экипажей, всего авиационного персонала и обеспечение надежной работы авиационной техники. Недостаточная для принятия таких решений полнота полетной информации (из-за ограниченных возможностей существующих средств объективного контроля) и несовершенство методов ее обработки могут быть устранены путем внедрения современных средств регистрации полетных данных, широкого применения вычислительной техники и передовых методов автоматизации процессов анализа в наземных устройствах обработки информации, совершенствования форм представления результатов.

Функционирование СУБП должно осуществляться на проведении комплексной обработки и глубоком анализе полетной информации о состоянии авиационной системы на базе использования создаваемых новых (и модернизируемых) бортовых и наземных средств объективного контроля. В создаваемых бортовых и наземных средствах объективного контроля нового поколения необходимо:

-реализовывать принцип унификации аппаратных средств и программного обеспечения средств объективного контроля для различных типов воздушных судов, эксплуатируемых в авиации ВС РФ; определить единые требования к составу и формату измеряемой, регистрируемой и сохраняемой полетной информации;
-реализовывать принцип модульности программно-аппаратных средств объективного контроля, обеспечивающий потребную комплектацию данных средств с заданным уровнем резервирования; использовать дополнительные спасаемые накопители, имеющие автоматическое срабатывание и эффективные устройства обнаружения;
-реализовывать принцип независимости программного обеспечения от аппаратных средств (прежде всего, для наземных устройств обработки полетной информации); перераспределить функции между аппаратным и программным обеспечением, при этом функциональная нагрузка должна быть переложена на программное обеспечение, оставляя за аппаратной частью низкоуровневый функционал;
-качественно повысить точность измерения регистрируемых параметров, увеличить объем и частоту обработки и регистрации полетной информации, прежде всего, используя новую элементную базу датчиков измерения и устройств регистрации; а также повысить защитные характеристики аварийных накопителей: броневого корпуса, многоуровневой гермозащиты и активных теплозащитных смесей;
-предусмотреть выполнение модернизации изделий объективного контроля без замены аппаратной платформы, за счет установки нового программного обеспечения и/или замены отдельных модулей элементной базы.

В дополнение к этому информация должна быть получена и от авиационного персонала в форме официальных, конфиденциальных и анонимных сообщений, в том числе с использованием ЕИАС.

Решение проблемы повышения качества сбора, обработки и анализа информации, циркулирующей во всех элементах авиационной системы, ее обобщение и представление в форме, удобной для выработки вариантов управленческих решений, обусловливает необходимость создания и внедрения элементов АСКПД. Это в свою очередь позволит осуществить контроль деятельности авиационного персонала и состояния авиационной техники для решения профилактических задач обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

Создание СУБП авиации ВС РФ предполагает создание ее организационной и технической основ.

Организационную основу СУБП должны составить сегменты управления безопасностью полетов тактического, оперативного и стратегического уровней, включающие соответствующие органы военного управления авиации ВС РФ, руководящий состав авиационных формирований, структурные подразделения специально уполномоченного органа в области безопасности полетов Минобороны России, службы безопасности полетов объединений, соединений и частей авиации ВС РФ, а также научно-исследовательские учреждения Минобороны России и авиаремонтные предприятия.

Техническую основу СУБП составит ЕИАС авиации ВС РФ, создаваемая на всех уровнях (стратегическом, оперативном и тактическом). Основным предназначением этой системы является реализация функций сбора информации о состоянии безопасности полетов и отклонениях в функционировании элементов авиационной системы, обработки полученных данных, их анализа и своевременного информирования руководителей авиационных структур соответствующего уровня о фактическом состоянии авиационной системы по вопросам безопасности полетов.

Управление СУБД авиации ВС РФ должно осуществляться из единого информационно-аналитического центра на основе функционирования АСКПД элементов авиационной системы объединений, соединений, частей и авиации ВС РФ в целом.

Качество расследования авиационных происшествий и автоматизированное доведение результатов их расследования должно осуществляться и обеспечиваться единым центром расследования авиационных происшествий государственной авиации.

Таким образом, создание СУБП авиации ВС РФ должно обеспечить своевременное выявление факторов риска, их всесторонний анализ и разработку ресурсно-обоснованных предложений по их локализации руководителям органов военного управления, авиационных структур всех уровней, предприятий разработчиков и изготовителей авиационной техники и авиаремонтных предприятий.

Этапы реализации 

Концепции

Реальные шаги по созданию СУБП были предприняты в рамках реализации федеральной целевой программы «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011-2015 годах» (далее – ФЦП), в ходе выполнения мероприятий которой были заложены основы по созданию инфраструктуры ЕИАС и АСКПД на ряде объектов авиационных формирований Минобороны России. Однако данная программа была досрочно прекращена по ряду причин, к которым можно отнести следующие:

во-первых, проведение в указанный период организационных мероприятий в авиационных формированиях, существенно изменивших облик ВС РФ и не учтенных при составлении ФЦП;
во-вторых, недостаточное обоснование теоретических вопросов, связанных с построением элементов СУБП, приведшее к практическим проблемам при реализации ФЦП.

С учетом итогов выполнения мероприятий ФЦП в Минобороны России были спланированы и выполнены (выполняются) научно-исследовательские работы с привлечением ведущих научно-исследовательских организаций:

-в 2013 году по обоснованию вопросов создания системы управления безопасностью полетов авиационных формирований ВС РФ;
-в 2014 году по разработке концепции формирования и внедрения ЕИАС и АСКПД;
-в 2015-2016 годах по разработке концепции обеспечения безопасности полетов авиации ВС РФ на период 2015-2025 годы и программы ее реализации.

Кроме того, в плановый период научных исследований на период до 2020 года также включена тематика по созданию СУБП с учетом специфики функционирования государственной авиации.

В настоящее время выполняется инициативная опытно-конструкторская работа по разработке и созданию программного комплекса ЕИАС для СУБП авиации ВС РФ, закончен и принят этап технического проектирования данного изделия. Проводится работа по созданию указанного изделия в рамках Государственного оборонного заказа в период 2016-2018 годов.

Таким образом, есть основания считать, что к исходу 2020 года будет обеспечено:

-создание эффективной СУБП авиации ВС РФ, позволяющей снизить показатели аварийности до уровня ведущих мировых авиационных держав;
-качественное снижение рисков авиационных событий, потерь человеческого, природного, экономического и оборонного потенциала;
-создание условий для наращивания конкурентоспособности отечественной авиационной техники.

И это, в конечном счете, позволит достичь эффективного функционирования авиационной системы ВС РФ и государственной авиации России в целом, обеспечивающего лидирующие позиции нашей страны по вопросам безопасности полетов среди мировых авиационных держав.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer