Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Только дело


28.12.15 13:48 Журнал "АвиаСоюз"


Специалистам авиационной промышленности хорошо известно имя видного ученого и организатора авиационной науки, главного научного сотрудника ОАО «Авиапром», доктора технических наук, профессора Александра Михайловича Баткова. 28 декабря 2015 г. ему исполняется 85 лет.

Как-то в разговоре о наградах Александр Михайлович Батков полушутя, а может, и нет, сказал, что самой дорогой оценкой его труда является нагрудный знак «Почетный авиастроитель». Много позже, ближе познакомившись с ним, а позднее и подружившись, я понял, что та фраза отнюдь не была полушутливой или сказанной ради красного словца. Единственной и настоящей любовью А.М. Баткова была и остается авиация. Точнее, ее базовая составляющая – авиационная промышленность. 

После учебы в Воронежском и Днепропетровском университете, который Александр Батков окончил с отличием в 1954 г., молодой инженер-физик оказался на острие научно-технического прогресса, начав работать на знаменитом «Южмаше» в Днепропетровске, который к тому времени осваивал ракетное производство.

Огромная работоспособность, инженерный талант, увлеченность открывшимся новым миром быстро выдвинули А.М. Баткова в число специалистов, способных генерировать новые идеи, воплощать научные достижения в практику поточного производства. Даже в те молодые годы инженер А.М. Батков выделялся из среды сверстников своей целеустремленностью – только Дело!

Однако у А.М. Баткова было еще одно редкое свойство – он мыслил не только категориями одного задания, одного направления – широта инженерного видения сочеталось в этом скромном специалисте с подлинным государственным мышлением. Такие люди были нужны авиапрому, и в 1957 г. Александр Батков оказался в Москве и стал работать в знаменитом институте ГосНИИАС. Это авторитетное учреждение – Научный центр системных исследований военной и гражданской авиации, разработки алгоритмов, информационного и программного обеспечения функционирования авиационных комплексов и анализа эффективности авиационных систем.

В 1957-1983 гг., работая в ГосНИИАС, Александр Михайлович прошел путь от ведущего инженера до первого заместителя начальника института (1970-1983 гг.). В этот период А.М. Батков, являясь высококвалифицированным специалистом в области систем автоматического регулирования и управления, принимал непосредственное участие в выполнении важных научных исследований и опытно-конструкторских работ по созданию новых боевых авиационных комплексов фронтовой, армейской, дальней и стратегической авиации, оснащенных высокоточным управляемым оружием. 

В ГосНИИАС А.М. Батков в течение многих лет плодотворно сотрудничал с другим талантливым ученым – Евгением Александровичем Федосовым, директором института, ставшим впоследствии академиком АН СССР.

В 1958 г. Александр Михайлович защитил кандидатскую диссертацию, в 1969 г. ему присуждена ученая степень доктора технических наук, в 1978 г. присвоено звание профессора. Он является автором более 50 научных трудов и двух изобретений.

Научные и организаторские способности Александра Михайловича были отмечены на отраслевом уровне, и в 1983 г. он назначается начальником Главного управления, членом коллегии Министерства авиационной промышленности СССР, где он проработал до его ликвидации в 1991 г. А.М. Батков был организатором и активным участником разработки Основ государственной политики в области авиационной деятельности, авиационного раздела Программ вооружения и оборонных заказов, федеральных целевых программ развития гражданской авиационной техники и других программных документов, связанных с деятельностью авиационной науки и отечественной авиационной промышленности в целом. 

А.М. Баткову удалось организовать качественное научное сопровождение важнейших проектов по созданию боевых самолетов Су-25, Су-27, Су-27К, МиГ-29, МиГ-29К и других, двигателей АЛ-31, РД-33, ПС-90, а также гражданских самолетов нового поколения Ил-96, Ту-204, Ан-38. В реализации проекта выдающейся авиакосмической системы «Энергия-Буран» есть большой вклад А.М. Баткова. 

Высокая компетентность, бесстрашие и принципиальность при защите интересов авиационной отрасли принесли ему большой авторитет и уважение руководителей ведущих научно-исследовательских институтов периода 80-х гг.: Г.П. Свищева (ЦАГИ), Д.А. Огородникова (ЦИАМ), А.Д. Миронова (ЛИИ), Б.Н. Соколова (НИИСУ), А.Н. Серьезнова (СибНИА) и других. 

За достигнутые успехи в научной деятельности А.М. Батков награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции и другими орденами и медалями. Он является лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР.

В 1989 г. Александр Михайлович Батков был избран Президентом Всесоюзного общества авиастроителей, с 1992 г. является Президентом Общества авиастроителей России. В сложные 90-е гг. он вел активную работу по укреплению некогда монолитного авиапрома, но механизм разрушения отрасли, вызванный непродуманными реформами, был запущен. Оставшись без централизованного руководства и государственных заказов, заводы, ОКБ, институты авиационной отрасли все более отставали от требований времени. А.М. Батков неутомимо старался, чтобы созданное по его инициативе Общество авиастроителей способствовало объединению теряющих опору предприятий.

С 1992 г. и до последнего времени А.М. Батков – генеральный директор Центра научно-исследовательских разработок и программ (ЦНИРП) ОАО «Авиапром», а в настоящее время – главный научный сотрудник ОАО «Авиапром». Он внес большой вклад во внедрение научно-исследовательских работ отраслевых НИИ в производство, в разработку проектов законодательного обеспечения основных направлений развития авиационной промышленности, планов и программ проведения НИОКР в обеспечение создания научного задела. 

Научная эрудиция и организаторские способности, высокий авторитет А.М. Баткова в авиационной отрасли – все это проявилось при координации работ научно-исследовательских институтов авиационной промышленности и при разработке научно-исследовательских программ.

Следует сказать и об активной многолетней научно-педагогической деятельности Александра Михайловича Баткова. В аспирантурах ГосНИИАС, МИФИ, МФТИ, МАИ им успешно подготовлено более 15 специалистов высшей научной квалификации. Многие годы доктор технических наук, профессор А.М. Батков возглавлял одну из ведущих кафедр Московского авиационного института.

Общество авиастроителей под руководством А.М. Баткова  выпустило два издания уникального труда «Авиационная промышленность в лицах», несколько книг о людях и делах авиапрома: «Звезды на крыльях», «Преодоление невозможного» – о министре авиационной промышленности СССР П.В. Дементьеве и др.

Для коллектива редакции журнала «АвиаСоюз» очень важно и почетно, что такой видный ученый и незаурядный человек, как Александр Михайлович Батков, является членом редакционного Совета журнала. 

Александр Михайлович Батков, отмечая свое 85-летие, по-прежнему остается в строю, работая в ОАО «Авиапром». Все, кто работал и работает рядом с ним, ощущают масштаб личности Александра Михайловича. Это редкой чистоты и трудолюбия человек! Для него главным было и остается Дело!

Редакционный Совет и редакция журнала «АвиаСоюз» сердечно поздравляют Александра Михайловича Баткова с юбилеем!Здоровья, творческого долголетия, плодотворной деятельности на благо отечественного авиастроения!



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSLs7
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/arenda/pritsep/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer