Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Только дело


28.12.15 13:48 Журнал "АвиаСоюз"


Специалистам авиационной промышленности хорошо известно имя видного ученого и организатора авиационной науки, главного научного сотрудника ОАО «Авиапром», доктора технических наук, профессора Александра Михайловича Баткова. 28 декабря 2015 г. ему исполняется 85 лет.

Как-то в разговоре о наградах Александр Михайлович Батков полушутя, а может, и нет, сказал, что самой дорогой оценкой его труда является нагрудный знак «Почетный авиастроитель». Много позже, ближе познакомившись с ним, а позднее и подружившись, я понял, что та фраза отнюдь не была полушутливой или сказанной ради красного словца. Единственной и настоящей любовью А.М. Баткова была и остается авиация. Точнее, ее базовая составляющая – авиационная промышленность. 

После учебы в Воронежском и Днепропетровском университете, который Александр Батков окончил с отличием в 1954 г., молодой инженер-физик оказался на острие научно-технического прогресса, начав работать на знаменитом «Южмаше» в Днепропетровске, который к тому времени осваивал ракетное производство.

Огромная работоспособность, инженерный талант, увлеченность открывшимся новым миром быстро выдвинули А.М. Баткова в число специалистов, способных генерировать новые идеи, воплощать научные достижения в практику поточного производства. Даже в те молодые годы инженер А.М. Батков выделялся из среды сверстников своей целеустремленностью – только Дело!

Однако у А.М. Баткова было еще одно редкое свойство – он мыслил не только категориями одного задания, одного направления – широта инженерного видения сочеталось в этом скромном специалисте с подлинным государственным мышлением. Такие люди были нужны авиапрому, и в 1957 г. Александр Батков оказался в Москве и стал работать в знаменитом институте ГосНИИАС. Это авторитетное учреждение – Научный центр системных исследований военной и гражданской авиации, разработки алгоритмов, информационного и программного обеспечения функционирования авиационных комплексов и анализа эффективности авиационных систем.

В 1957-1983 гг., работая в ГосНИИАС, Александр Михайлович прошел путь от ведущего инженера до первого заместителя начальника института (1970-1983 гг.). В этот период А.М. Батков, являясь высококвалифицированным специалистом в области систем автоматического регулирования и управления, принимал непосредственное участие в выполнении важных научных исследований и опытно-конструкторских работ по созданию новых боевых авиационных комплексов фронтовой, армейской, дальней и стратегической авиации, оснащенных высокоточным управляемым оружием. 

В ГосНИИАС А.М. Батков в течение многих лет плодотворно сотрудничал с другим талантливым ученым – Евгением Александровичем Федосовым, директором института, ставшим впоследствии академиком АН СССР.

В 1958 г. Александр Михайлович защитил кандидатскую диссертацию, в 1969 г. ему присуждена ученая степень доктора технических наук, в 1978 г. присвоено звание профессора. Он является автором более 50 научных трудов и двух изобретений.

Научные и организаторские способности Александра Михайловича были отмечены на отраслевом уровне, и в 1983 г. он назначается начальником Главного управления, членом коллегии Министерства авиационной промышленности СССР, где он проработал до его ликвидации в 1991 г. А.М. Батков был организатором и активным участником разработки Основ государственной политики в области авиационной деятельности, авиационного раздела Программ вооружения и оборонных заказов, федеральных целевых программ развития гражданской авиационной техники и других программных документов, связанных с деятельностью авиационной науки и отечественной авиационной промышленности в целом. 

А.М. Баткову удалось организовать качественное научное сопровождение важнейших проектов по созданию боевых самолетов Су-25, Су-27, Су-27К, МиГ-29, МиГ-29К и других, двигателей АЛ-31, РД-33, ПС-90, а также гражданских самолетов нового поколения Ил-96, Ту-204, Ан-38. В реализации проекта выдающейся авиакосмической системы «Энергия-Буран» есть большой вклад А.М. Баткова. 

Высокая компетентность, бесстрашие и принципиальность при защите интересов авиационной отрасли принесли ему большой авторитет и уважение руководителей ведущих научно-исследовательских институтов периода 80-х гг.: Г.П. Свищева (ЦАГИ), Д.А. Огородникова (ЦИАМ), А.Д. Миронова (ЛИИ), Б.Н. Соколова (НИИСУ), А.Н. Серьезнова (СибНИА) и других. 

За достигнутые успехи в научной деятельности А.М. Батков награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции и другими орденами и медалями. Он является лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР.

В 1989 г. Александр Михайлович Батков был избран Президентом Всесоюзного общества авиастроителей, с 1992 г. является Президентом Общества авиастроителей России. В сложные 90-е гг. он вел активную работу по укреплению некогда монолитного авиапрома, но механизм разрушения отрасли, вызванный непродуманными реформами, был запущен. Оставшись без централизованного руководства и государственных заказов, заводы, ОКБ, институты авиационной отрасли все более отставали от требований времени. А.М. Батков неутомимо старался, чтобы созданное по его инициативе Общество авиастроителей способствовало объединению теряющих опору предприятий.

С 1992 г. и до последнего времени А.М. Батков – генеральный директор Центра научно-исследовательских разработок и программ (ЦНИРП) ОАО «Авиапром», а в настоящее время – главный научный сотрудник ОАО «Авиапром». Он внес большой вклад во внедрение научно-исследовательских работ отраслевых НИИ в производство, в разработку проектов законодательного обеспечения основных направлений развития авиационной промышленности, планов и программ проведения НИОКР в обеспечение создания научного задела. 

Научная эрудиция и организаторские способности, высокий авторитет А.М. Баткова в авиационной отрасли – все это проявилось при координации работ научно-исследовательских институтов авиационной промышленности и при разработке научно-исследовательских программ.

Следует сказать и об активной многолетней научно-педагогической деятельности Александра Михайловича Баткова. В аспирантурах ГосНИИАС, МИФИ, МФТИ, МАИ им успешно подготовлено более 15 специалистов высшей научной квалификации. Многие годы доктор технических наук, профессор А.М. Батков возглавлял одну из ведущих кафедр Московского авиационного института.

Общество авиастроителей под руководством А.М. Баткова  выпустило два издания уникального труда «Авиационная промышленность в лицах», несколько книг о людях и делах авиапрома: «Звезды на крыльях», «Преодоление невозможного» – о министре авиационной промышленности СССР П.В. Дементьеве и др.

Для коллектива редакции журнала «АвиаСоюз» очень важно и почетно, что такой видный ученый и незаурядный человек, как Александр Михайлович Батков, является членом редакционного Совета журнала. 

Александр Михайлович Батков, отмечая свое 85-летие, по-прежнему остается в строю, работая в ОАО «Авиапром». Все, кто работал и работает рядом с ним, ощущают масштаб личности Александра Михайловича. Это редкой чистоты и трудолюбия человек! Для него главным было и остается Дело!

Редакционный Совет и редакция журнала «АвиаСоюз» сердечно поздравляют Александра Михайловича Баткова с юбилеем!Здоровья, творческого долголетия, плодотворной деятельности на благо отечественного авиастроения!



комментарии (0):








Материалы рубрики

Герман Костринский, Анатолий Джумайло
КоммерсантЪ
Utair возвращается к реструктуризации
Татьяна Шадрина
Российская газета
Предъявите пальчики
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
Airbus A321Neo улетают к лету
Валерий Чусов
Forbes
Так полетим: новые бизнес-джеты и VIP-вертолеты 2018 года
Герман Костринский, Татьяна Дятел, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Двигатель МС-21 опускают на землю
Виктор Галенко
ИА REGNUM
Создан "летающий трактор" для блокчейна и Книги рекордов Гиннесса. Зачем?
Дмитрий Астахов, Вячеслав Суханов
Коммерсант
Березникам просят взлет
Сергей Птичкин
Российская газета
"Аллигатор" прилетел



Наталья Пономарева
Интерфакс
В честь великих
Анна Бебекина, Анастасия Феостистова
Euromag
В честь кого названы европейские аэропорты
Софья Самохина, Лада Шамардина
КоммерсантЪ
Аэропорты вышли во второй тур
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
"Болван" с пропеллером: на боевые вертолеты подвесят фугасы
Илья Максимов, Сергей Птичкин
Российская Газета
МиГом на продажу
С. Самохина, Л. Шамардина, А. Прах, К. Антонов, К. Кальярова
КоммерсантЪ
Регионы поспорили за соотечественников
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
Самолеты против США
Юлия Тишина, Владислав Новый, Иван Сафронов, Денис Скоробогатько
КоммерсантЪ
ГЛОНАСС без права передачи
Герман Костринский, Анастасия Веденеева
КоммерсантЪ
"Ансаты" улетают в Азию
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Российские вертолеты произвели фурор в Юго-Восточной Азии
Валерия Комарова
РБК
Минтранс рассмотрит введение платы за регистрацию в аэропортах
Алексей Песляк
ТАСС
Космический состав. Кто летит на МКС?
Олег Москвин, Анна Кукушкина, Михаил Мошкин
Взгляд
Турция поплатилась за отказ от российского вертолета
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Су-35 вступает в бой
Леонид Нерсисян
Regnum
Ил-112В близок к первому полёту — нужен ли России этот самолёт?

КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Достижения высокого полета
Александр Запольскис
Regnum
"Роскосмос" как конец остатков советской мечты
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Центр высокого полета
Ирина Цырулева, Полина Гриценко
Известия
Посадочный эталон: в России начнут пускать в самолет по смартфону
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Полеты во сне и на Луну
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
МС-21 увяз в узлах

ИА MagadanMedia
Землю под строительство магаданского аэропорта на 56 км решено было выделить 60 лет назад
Ирина Юзбекова
РБК
Туристические летчики: как Royal Flight увеличила выручку в четыре раза
Татьяна Володина
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Путевка в небо
Анна Героева
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Парк высоких технологий
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Аэроэкспрессу до Пулково ищут альтернативу
Тимур Латыпов
Бизнес-ONLINE
"Есть люди, которые ничего не прошли – может, на ком-то женились, и они руководят нами!"
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Полет в будущее
Геннадий Амирьянц
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Сто лет ЦАГИ
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
SSJ 100 ищет коридор в Европу
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Плавдок пошел на дно с трещиной
Анастасия Николаева
Интерфакс
Проверка с выводами
Георгий Олтаржевский
Известия
Высота вокруг: как первая русская школа авиаторов стала элитной
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Хищения в ЦУПе не прошли прокурорскую проверку
Дмитрий Людмирский
Известия
Облегчение: разработана уникальная методика снижения веса самолета

РИА Новости
"Волшебник на вертолете": как санитарная авиация спасает жизни в Москве
Тимур Латыпов
Бизнес Онлайн
Этот день приближали 30 лет: казанский Ми-38 купят и для Путина
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минтранс отложил бронирование
Мария Киселева
Русская служба ВВС
Перенос в Россию сервисов авиабилетов откладывается. А что будет с ценами?
Виктор Миронов
Российская газета
Электрический ветер: как создание ионолёта может изменить современную авиацию
Герман Костринский, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Авиакомпании просят вычесть побольше
Сергей Птичкин
Российская Газета
Стратег на одном крыле

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Курьерская служба: доставка цветов Москва дешево, выбирай нас!
Услуги грузоперевозок: прицеп в аренду в Москве СВАО телефон, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer