Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос отказался строить базу на Луне


29 декабря 2015 года Иван Чеберко, Известия


Из обновленного варианта Федеральной космической программы на 2016–2025 годы (ФКП) оказались вычеркнуты практически все работы по пилотируемым полетам на Луну. Роскосмос подготовил новую версию ФКП после секвестра космического бюджета, объявленного в ноябре этого года.

Как видно из текста проекта ФКП, направленного Роскосмосом на согласование в министерства (копия есть у «Известий»), при сокращении общей сметы космической программы пожертвовать решили лунной программой, которая совсем недавно была названа стратегической целью развития отечественной космонавтики.

В сравнении с тем проектом ФКП, что был представлен Роскосмосом в апреле этого года, из перечня финансируемых программ исчезли проекты «Создание лунного взлетно-посадочного комплекса» (ОКР «ППТК-2»), «Создание лунной орбитальной станции» (ОКР «ЛОС 1 этапа»), «Создание лунной базы» (ОКР «ЛБ 1 этапа»), «Создание лунного скафандра» (ОКР «ЛБ-Лскаф»), «Создание системы робототехнического обеспечения на Луне» (ОКР «ЛБ-Робот»).

Перечисленные изъятия позволили облегчить главу «Пилотируемые полеты» проекта ФКП — ее суммарный бюджет уменьшился до 329,7 млрд рублей с 418,2 млрд, фигурировавших в апрельском варианте программы.

Из-за отмены лунной пилотируемой программы связанные с ней мероприятия вычеркнуты из других разделов проекта ФКП-25: например из главы «Средства выведения космических аппаратов» выпал проект создания кисородно-водородного межорбитального буксира (ОКР «МОБ-КВТК»), который предназначался для доставки космического корабля на орбиту Луны.

Сам космический корабль, имя которому сейчас выбирают публично и который в перспективе сможет слетать к Луне, продолжат строить: затраты здесь сокращены несущественно: с 66,68 млрд рублей в апрельском проекте ФКП до 58,22 млрд рублей в нынешнем урезанном варианте.

О планах России колонизировать Луну в апреле прошлого года объявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве ракетно-космическую отрасль. Было провозглашено, что Россия, в отличие от США, не полетит на Луну в разовом режиме, а создаст там постоянно действующую инфраструктуру. Как раз в то же время коллектив российских ученых и разработчиков представил концепцию российской лунной программы, где были отражены планы создания постоянно обитаемой базы на Луне и лунного полигона для отработки методов добычи полезных ископаемых. В 2028–2030 годах планировалась высадка наших космонавтов на Луну, а к середине века — уже постоянно обитаемое поселение в районе Южного полюса Луны.

После того как вице-премьер назвал предложения ученых общегосударственной задачей, Роскосмос оперативно разработал и представил проект ФКП с ориентацией на освоение Луны. Это был первый вариант проекта программы с цифрами, его направили для консультаций в профильные ведомства летом 2014 года. В том тексте, помимо лунных модулей и скафандров, предусматривались работы по созданию лунного крана-манипулятора, грейдера, экскаватора, кабелеукладчика и другой техники. Эти предложения смотрелись логично: если строить лунный полигон, то для этого нужно специальное оборудование, которое нужно начинать делать прямо сейчас, так как десятилетиями до этого у нас особо не занимались такими вещами, как роботы и мобильные средства для инопланетной деятельности.

Но задачи типа построения лунного экскаватора не очень хорошо выживают в госбюджете, особенно когда его приходится сокращать. Так происходит не только в России – другие страны также объявляли проекты по освоению Луны, потом их сворачивали либо откладывали. В частности, и Китай, и США делали это относительно недавно.

12 ноября, в ходе открытой для СМИ части совещания по проекту ФКП Владимир Путин заявил, что приоритетами космической деятельности России на период до 2025 года должны также стать развитие космической связи и дистанционного зондирования Земли. Эти слова прозвучали за неделю до согласования итоговой суммы ФКП (1,521 трлн рублей) — таким образом, президент сказал, что резать не нужно. Роскосмос, в сущности, так и поступил: раздел ФКП «Дистанционное зондирование Земли» остался практически без сокращений в сравнении с весенним вариантом программы.

Урезание пилотируемых программ по освоению Луны процедурно обойдется Роскосмосу легче, чем сокращение других статей, где заказчиками являются сторонние ведомства, в которых обычно возражают против вычеркивания их проектов. Проектирование лунной инфраструктуры, лунный посадочный модуль и другие подобные проекты планировали выполнять предприятия Роскосмоса, главным образом РКК «Энергия». Зато у «Энергии» остался проект создания нового космического корабля, равно как и заказы на новые модули для МКС.

— Никакой привязки к национальным интересам программы по освоению Луны, Марса и далее сегодня не имеют, и в этом их слабое место, — говорит член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Ученые так и не смогли внятно сформулировать смысл освоения Луны: что мы хотим получить, вкладывая триллионы рублей? Абстрактные перспективы добычи неких полезных ископаемых — это пока несерьезный разговор. И логично, что лунные пилотируемые проекты, как недостаточно обоснованные, недоосмысленные, пошли сейчас под нож.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer