Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиация в турбулентности


30 декабря 2015 года Евгения Сазонова, Газета.Ru


Авиарынок в 2015 году трясло так, что немногие решались строить планы на завтра. Наступающий год обернется усугублением кризиса и новыми банкротствами — вслед за «Трансаэро» Россия может недосчитаться еще нескольких авиакомпаний. После закрытия ряда зарубежных направлений основной расчет перевозчики будут делать на внутрироссийский рынок. За него они могут начать ценовые войны, что, впрочем, сыграет на руку пассажирам.

Участники и эксперты авиарынка были уверены, что прекращение деятельности «Трансаэро» и ряда туроператоров, запрет на полеты в Египет и на Украину, а также ограничение чартеров в Турцию приведут к значительному снижению пассажиропотока в этом году. Авиапоток в зарубежье действительно сократился, как ранее писала «Газета.Ru».

Однако в целом благодаря росту внутренних перевозок цифры остались аналогичными 2014 году. «В этом году наши российские авиакомпании обслужат примерно такое же число пассажиров, как и в прошлом 2014 году, — 93–94 млн человек. А ведь все предыдущие годы мы активно росли на 10–15%, а по некоторым секторам — даже и на 20% в год», — посетовал глава Минтранса Максим Соколов в интервью «России 24».

Расчет на Россию и Таиланд

По подсчетам представителя Aviasales.Ru Яниса Дзениса, сейчас перелеты внутри России — это около 70% всех запросов, которые обрабатывает поисковик. Он подчеркивает, что пассажиропоток на международных рейсах сократился примерно на 20% и пока нет никаких предпосылок к тому, что он будет расти. «Конечно, появляются плюсы вроде роста Южной Кореи на 63% или 24% у Филиппин, но это эффект низкой базы. А так — летаем по стране», — констатирует Янис Дзенис.

Генеральный директор онлайн-агентства путешествий Tripsta Филипп Бринкманн прогнозирует, что доля внутренних перевозок в 2016 году продолжит расти, но менее активно, чем в 2015 году. По мнению главного редактора Avia.Ru Романа Гусарова, перевозки внутри России в следующем году и вовсе останутся на уровне текущего года, но, «возможно, будет небольшой рост».

При этом, по его оценке, общее снижение пассажиропотока составит около 10%, основное падение придется на ранее более доходные международные направления.

По мнению Бринкманна, в 2016 году из зарубежных востребованными будут страны ближнего зарубежья, а также азиатские направления, которые заменят традиционные турецкие и египетские курорты. «Спрос распределится по другим странам, лидером среди которых, вероятнее всего, станет Таиланд, не утративший привлекательности и в этом году, несмотря на повышение цен на 25%», — подчеркивает Филипп Бринкманн.

Худшие времена

Провал отрасли в зону убытков произошел неодномоментно: статистика указывает, что перевозчики фиксировали отрицательный финансовый результат с начала десятилетия. «Однако в конце 2014 года на фоне обвала национальной валюты резко сократились доходные международные перевозки, а провозные емкости в значительной части были переброшены на внутренний рынок. Избыток предложения спровоцировал ценовые войны: тарифы росли медленнее, чем потребительские цены, и не позволяли компаниям покрывать растущие издержки», — напоминает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Среди улучшений уходящего года для авиакомпаний эксперты отмечают лишь снижение НДС на внутренние перевозки с 18 до 10%. От нового года позитива они не ожидают. Олег Пантелеев уверен, что авиаотрасль входит в новый 2016 год в сложнейших условиях, чем когда-либо ранее.

 «Общая экономическая ситуация ухудшается: ВВП страны сокращается, курс национальной валюты продолжает снижаться, ряд наиболее значимых международных направлений либо полностью закрыт, либо ограничен внешними или собственными санкциями», — отмечает эксперт. 

Расходы авиакомпаний продолжают расти, стоимость услуг для перевозчиков — дорожать, кредиты все так же недоступны, а спрос на перевозки, очевидно, будет падать, констатирует Роман Гусаров.

Ценовые войны и новые банкротства

Для некоторых авиаперевозчиков уходящий год стал последним. На плаву даже не смогла удержаться вторая крупнейшая российская компания «Трансаэро». Значительный долг, невозможность договориться с банками о его реструктуризации, а также ряд других факторов поспособствовали тому, что «Трансаэро» с 26 октября лишилась сертификата эксплуатанта, а значит, и возможности продолжать деятельность.
Эксперты считают, что в 2016 году рынок может недосчитаться еще нескольких авиаперевозчиков.

 «В 2015 году ушли сильно проблемные авиакомпании, которые даже на растущем рынке показывали не лучшие финансовые результаты. Таких, пожалуй, не осталось. А в 2016 году вопрос ребром может встать уже перед теми, кто был более или менее на плаву», — рассуждает Роман Гусаров. По его словам, это связано с наступившим низким сезоном и с невозможностью привлечь заемные средства по приемлемым для бизнеса ставкам. Те, кто доживет до высокого весенне-летнего сезона, смогут достаточно стабильно пережить лето, однако осенью, когда начнется следующий сезонный спад, можем недосчитаться еще нескольких авиаперевозчиков, прогнозирует он. При этом оставшиеся игроки рынка будут во многом выживать именно благодаря уходу конкурентов, забирая их маршруты и пассажиров.

Олег Пантелеев уверен, что как минимум до летнего сезона авиакомпании будут продолжать ценовые войны.

 «Конечно, пассажиры будут довольны этим обстоятельством, но можно предположить, что убытки отрасли по итогам первого квартала 2016 года будут лишь немногим меньше, чем в 2015 году, даже несмотря на состоявшееся снижение НДС. Если ставка НДС на внутренние авиаперелеты будет обнулена, то при нынешнем уровне конкуренции всегда найдется тот, кто за счет демпинга «подарит» эту экономию пассажирам, — говорит он. — И даже те, кто не захочет снижать тарифы, будут вынуждены отдать сэкономленные на налогах средства поставщикам услуг: топливным компаниям, лизингодателям и операторам аэропортов».

Это означает, что не позднее сентября 2016 года вслед за «Трансаэро» последует кто-то другой, пессимистичен эксперт.

Он добавляет, что если авиакомпании не дождутся льгот в виде обнуления НДС на внутренние авиаперевозки, то неизбежные потери среди перевозчиков произойдут еще раньше.

Филипп Бринкманн, однако, считает, что изменений в числе игроков на рынке не предвидится. «Те, кто решил приостановить работу, уже сделали это, остальные же приняли вызов кризисного времени и продолжат работать, адаптируясь к текущим условиям», — считает он.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer