Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиация в турбулентности


30 декабря 2015 года Евгения Сазонова, Газета.Ru


Авиарынок в 2015 году трясло так, что немногие решались строить планы на завтра. Наступающий год обернется усугублением кризиса и новыми банкротствами — вслед за «Трансаэро» Россия может недосчитаться еще нескольких авиакомпаний. После закрытия ряда зарубежных направлений основной расчет перевозчики будут делать на внутрироссийский рынок. За него они могут начать ценовые войны, что, впрочем, сыграет на руку пассажирам.

Участники и эксперты авиарынка были уверены, что прекращение деятельности «Трансаэро» и ряда туроператоров, запрет на полеты в Египет и на Украину, а также ограничение чартеров в Турцию приведут к значительному снижению пассажиропотока в этом году. Авиапоток в зарубежье действительно сократился, как ранее писала «Газета.Ru».

Однако в целом благодаря росту внутренних перевозок цифры остались аналогичными 2014 году. «В этом году наши российские авиакомпании обслужат примерно такое же число пассажиров, как и в прошлом 2014 году, — 93–94 млн человек. А ведь все предыдущие годы мы активно росли на 10–15%, а по некоторым секторам — даже и на 20% в год», — посетовал глава Минтранса Максим Соколов в интервью «России 24».

Расчет на Россию и Таиланд

По подсчетам представителя Aviasales.Ru Яниса Дзениса, сейчас перелеты внутри России — это около 70% всех запросов, которые обрабатывает поисковик. Он подчеркивает, что пассажиропоток на международных рейсах сократился примерно на 20% и пока нет никаких предпосылок к тому, что он будет расти. «Конечно, появляются плюсы вроде роста Южной Кореи на 63% или 24% у Филиппин, но это эффект низкой базы. А так — летаем по стране», — констатирует Янис Дзенис.

Генеральный директор онлайн-агентства путешествий Tripsta Филипп Бринкманн прогнозирует, что доля внутренних перевозок в 2016 году продолжит расти, но менее активно, чем в 2015 году. По мнению главного редактора Avia.Ru Романа Гусарова, перевозки внутри России в следующем году и вовсе останутся на уровне текущего года, но, «возможно, будет небольшой рост».

При этом, по его оценке, общее снижение пассажиропотока составит около 10%, основное падение придется на ранее более доходные международные направления.

По мнению Бринкманна, в 2016 году из зарубежных востребованными будут страны ближнего зарубежья, а также азиатские направления, которые заменят традиционные турецкие и египетские курорты. «Спрос распределится по другим странам, лидером среди которых, вероятнее всего, станет Таиланд, не утративший привлекательности и в этом году, несмотря на повышение цен на 25%», — подчеркивает Филипп Бринкманн.

Худшие времена

Провал отрасли в зону убытков произошел неодномоментно: статистика указывает, что перевозчики фиксировали отрицательный финансовый результат с начала десятилетия. «Однако в конце 2014 года на фоне обвала национальной валюты резко сократились доходные международные перевозки, а провозные емкости в значительной части были переброшены на внутренний рынок. Избыток предложения спровоцировал ценовые войны: тарифы росли медленнее, чем потребительские цены, и не позволяли компаниям покрывать растущие издержки», — напоминает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Среди улучшений уходящего года для авиакомпаний эксперты отмечают лишь снижение НДС на внутренние перевозки с 18 до 10%. От нового года позитива они не ожидают. Олег Пантелеев уверен, что авиаотрасль входит в новый 2016 год в сложнейших условиях, чем когда-либо ранее.

 «Общая экономическая ситуация ухудшается: ВВП страны сокращается, курс национальной валюты продолжает снижаться, ряд наиболее значимых международных направлений либо полностью закрыт, либо ограничен внешними или собственными санкциями», — отмечает эксперт. 

Расходы авиакомпаний продолжают расти, стоимость услуг для перевозчиков — дорожать, кредиты все так же недоступны, а спрос на перевозки, очевидно, будет падать, констатирует Роман Гусаров.

Ценовые войны и новые банкротства

Для некоторых авиаперевозчиков уходящий год стал последним. На плаву даже не смогла удержаться вторая крупнейшая российская компания «Трансаэро». Значительный долг, невозможность договориться с банками о его реструктуризации, а также ряд других факторов поспособствовали тому, что «Трансаэро» с 26 октября лишилась сертификата эксплуатанта, а значит, и возможности продолжать деятельность.
Эксперты считают, что в 2016 году рынок может недосчитаться еще нескольких авиаперевозчиков.

 «В 2015 году ушли сильно проблемные авиакомпании, которые даже на растущем рынке показывали не лучшие финансовые результаты. Таких, пожалуй, не осталось. А в 2016 году вопрос ребром может встать уже перед теми, кто был более или менее на плаву», — рассуждает Роман Гусаров. По его словам, это связано с наступившим низким сезоном и с невозможностью привлечь заемные средства по приемлемым для бизнеса ставкам. Те, кто доживет до высокого весенне-летнего сезона, смогут достаточно стабильно пережить лето, однако осенью, когда начнется следующий сезонный спад, можем недосчитаться еще нескольких авиаперевозчиков, прогнозирует он. При этом оставшиеся игроки рынка будут во многом выживать именно благодаря уходу конкурентов, забирая их маршруты и пассажиров.

Олег Пантелеев уверен, что как минимум до летнего сезона авиакомпании будут продолжать ценовые войны.

 «Конечно, пассажиры будут довольны этим обстоятельством, но можно предположить, что убытки отрасли по итогам первого квартала 2016 года будут лишь немногим меньше, чем в 2015 году, даже несмотря на состоявшееся снижение НДС. Если ставка НДС на внутренние авиаперелеты будет обнулена, то при нынешнем уровне конкуренции всегда найдется тот, кто за счет демпинга «подарит» эту экономию пассажирам, — говорит он. — И даже те, кто не захочет снижать тарифы, будут вынуждены отдать сэкономленные на налогах средства поставщикам услуг: топливным компаниям, лизингодателям и операторам аэропортов».

Это означает, что не позднее сентября 2016 года вслед за «Трансаэро» последует кто-то другой, пессимистичен эксперт.

Он добавляет, что если авиакомпании не дождутся льгот в виде обнуления НДС на внутренние авиаперевозки, то неизбежные потери среди перевозчиков произойдут еще раньше.

Филипп Бринкманн, однако, считает, что изменений в числе игроков на рынке не предвидится. «Те, кто решил приостановить работу, уже сделали это, остальные же приняли вызов кризисного времени и продолжат работать, адаптируясь к текущим условиям», — считает он.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer