Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Военная разработка России и Индии изменит баланс сил в регионе


24 февраля 2015 года Геннадий Нечаев, Взгляд.ru


Индийские ВВС получили первый модернизированный истребитель Су-30МКИ, способный нести крылатые ракеты PJ-10 Brahmos. Таким образом, пройден очередной этап интеграции одной из самых универсальных ракет в систему вооружений дружественного нам государства. Это будет иметь принципиальные последствия не только оборонного, но и геополитического характера.

Этим материалом мы постараемся показать, насколько важным элементом в системе военного строительства может оказаться единственная ключевая разработка государства, стремящегося укрепить свои позиции в регионе. А заодно коротко показать параллели и особенности развития по сути одной и той же системы, создаваемой совместно усилиями двух стран.
 
Обладание широким арсеналом управляемого ракетного оружия является не только признаком современных вооруженных сил, но и необходимым элементом статуса сверхдержавы (хотя бы региональной), к которому стремится Индия. Исходя именно из этих соображений индийские военные придают первостепенное значение системам вооружений на базе вариантов и модификаций ракеты Brahmos.
 
Напомним, что ракета PJ-10 производства совместного российско-индийского концерна BrahMos Aerospace Private Limited в первоначальном варианте представляет собой противокорабельную крылатую ракету с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и твердотопливным разгонным блоком, совмещенным с камерой сгорания ПВРД. Предназначена она для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. По сути Brahmos – это адаптированная под требования индийского заказчика версия противокорабельной ракеты 3М55Э «Яхонт». В свою очередь «Яхонт» является подогнанной под требования «Режима распространения ракетных технологий» ракетой 3М55 комплекса П-800 «Оникс».
 
Когда в конце 1970-х годов в ЦКБМ МОМ (ныне ОАО «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения») начиналась разработка ракетного комплекса 4-го поколения, конструкторы поставили себе задачу преодолеть одну из особенностей отечественных ракетных систем – узкую область применения. Как правило, отечественные ракеты могут применяться только с одного носителя (например, только с корабля или только с самолета) либо против узкой группы целей. Так, весьма удачная крылатая ракета Х-35 (в корабельном варианте – 3М24 «Уран»), хотя и может применяться с разных носителей (от наземных ПУ до БПК и вертолетов), является узкоспециализированным средством для поражения боевых кораблей.
 
Пытаясь преодолеть эту специализацию, советские, а затем и российские конструкторы создали некий отечественный аналог американского «Гарпуна». То есть ракету (в разных модификациях), которая может применяться не только с любых носителей, но и по большинству и морских, и наземных целей. Точнее, даже так: практически полным аналогом американской КР в противокорабельном варианте является снаряд Х-35, тогда как 3М55, превзойдя кое в чем американское изделие, сравнялась с ним в универсальности. По крайней мере, должна была.
 
К преимуществам отечественного продукта, которые сохранил и его интернациональный преемник, относят прежде всего высокую скорость полета – 2,1–2,8 М (по западным данным – до 3 М, это самая быстрая КР в мире). При этом ракета способна пикировать со сверхзвуковой скоростью на цель без разрушения конструкции, что было доказано в результате летных испытаний, тогда как «Гарпун» во всех своих вариантах – дозвуковая ракета.
 
Кроме того, обладая большей дальностью пуска, комплекс П-800 позволяет вести обстрел загоризонтных целей. Также, благодаря наличию инерционной системы наведения и активного сканирующего радара, ему не требуется внешнее целеуказание и подсветка цели, то есть реализован принцип «пустил – забыл». При этом считается, что круговое вероятное отклонение ракеты от цели на предельной дальности составляет не более метра.
 
Однако распад СССР крайне негативно повлиял на судьбу перспективного оружия. В результате единственным отечественным кораблем, получившим «Ониксы», стал малый ракетный корабль (корвет) проекта 1234.7 «Накат» – фактически экспериментальное судно, построенное специально для отработки комплекса, принятого на вооружение в 2002 году.
 
Как обычно и бывает в таких случаях, спасли экспортные заказы. Индонезийский флот, приобретший старые голландские фрегаты класса «Карл Дооман», заменил на них счетверенные вертикальные ПУ «Гарпун» экспортными комплексами «Яхонт» с ограниченной 200 км дальностью пуска. Российско-индийский вариант комплекса получили шесть фрегатов класса «Тальвар» (проект 1135.6), построенных в нашей стране по индийскому заказу, эсминец «Раджпут» (проект 61-ЭМ, бывший «Надежный»), кроме того, Brahmos получат шесть фрегатов серии «Шивалик», три из которых уже в строю.
 
Прежде считалось, что в нашей стране получат развитие именно противокорабельные варианты ракет 3М55, которыми вооружен береговой противокорабельный комплекс «Бастион». Двенадцать имеющихся на сегодня комплексов (еще по два с ракетами 3М55Э «Яхонт» были поставлены в 2010 году во Вьетнам и Сирию) сведены в 25-й отдельный ракетный дивизион в поселке Уташ под Анапой.
 
Однако в начале 2014 года появились неофициальные сообщения, что по инициативе командования ВМФ четвертая огневая батарея получит дополнительные прицельные блоки, позволяющие вести огонь и по наземным целям. Это решение кажется вполне разумным усилением Южного стратегического направления, поскольку дальность пуска позволит накрыть значительную часть территории Турции на случай, например, прорыва боевиков ИГИЛ. Известно также о планах Минобороны по развертыванию аналогичных комплексов на Курилах, однако неизвестно – в противокорабельном или универсальном варианте.
 
В свою очередь Индия приняла на вооружение ракеты «поверхность – поверхность» наземного базирования в составе подвижного комплекса несколько раньше, чем Россия. Речь о ракетах модификации BrahMos block 2 LACM. Испытания комплекса состоялись в 2004 году, а на вооружение он был принят не позднее 2008-го. В СМИ мелькала информация об испытании ракеты с новой ГСН, работающей в широком спектре частот (оптическая плюс РЛС ГСН по всей видимости). Возможно также появление модификации с пассивной РЛ ГСН. По данным индийских источников, в сентябре 2010 года была испытана система наведения и отбора наземных целей, позволяющая выбирать приоритет из нескольких наземных объектов.
 
Вариант комплекса с подводным стартом также готов и принят на вооружение, его получат в качестве основного противокорабельного оружия многоцелевые атомные подводные лодки 4-го поколения проекта 0885 «Ясень». Головная лодка проекта, К-560 «Северодвинск», недавно вошла в состав Северного флота, строительство еще двух ведется, корпус пятой должен быть заложен на днях. Всего к постройке планируется 12 субмарин.
 
Индия также рассматривает возможность оснащения своих ПЛ ПУ для ракет Brahmos. Дело в том, что модернизированные индийские ПЛ проекта 887ЭКМ «Палтус» (сейчас их ровным счетом 10) в ходе модернизации получают на вооружение ракетные комплексы «Калибр» (экспортное обозначение Club-S) с ракетами 3М54Э в противокорабельном варианте. Имеется и вариант против наземных целей. Однако тут есть один хитрый момент.
 
Дальность полета экспортного варианта ракеты 3М14, предназначенной для действия против береговых объектов, ограниченна 270 км. И индийская сторона ничего с этим поделать не может – не имеет права. Кроме того, пуск любых ракет комплекса Club-S возможен только через стандартные 553-милимметровые торпедные аппараты (на «Палтусах» их шесть). Это заметно снижает ударные возможности лодок при действиях по берегу, поскольку как минимум два аппарата всегда должны быть заряжены ПККР или торпедами для самообороны, так что количество КР в залпе не будет превышать четырех. И даже несмотря на наличие автоматов заряжания ТА, увеличить единовременную огневую производительность субмарины будет практически невозможно. Однако подводный вариант комплекса П-800 предусматривает пуск из вертикальных контейнеров, каждый из которых содержит по четыре ракеты. С контейнерной установкой (насколько известно, это стандартный минимальный вариант) количество КР в залпе составит 16 штук. А это уже кое-что, и мало какая система ПРО в мире справится с таким залпом. Теоретически американская БИУС «Иджис» должна справиться, но это теоретически, и главное – у потенциальных противников индийских субмарин кораблей с такими БИУС нет, а если и будут, например на пакистанских фрегатах класса «Перри», то в урезанном варианте.
 
И главное – ничто не мешает Индии создать собственную модификацию PJ-10 c увеличенной дальностью действия против наземных целей. Кажется, договор о передаче технологий, заключенный вместе с пакетом межправительственных соглашений по BrahMos, этому не препятствует. Сравнительно небольшое увеличение дальности позволит создать угрозу с моря обоим крупным городам южного Пакистана – не только порту Карачи, но и Хайдарабаду.
 
Такая лодка – еще не стратегический подводный крейсер, но уже первое приближение к нему. Вероятнее всего, такой комплекс появится на ПЛА индийской конструкции и, возможно, на модернизированных ДЭПЛ проекта «Палтус».
 
Но самое интересное – это авиационный вариант ракеты. Наземное, корабельное и подводное базирование ракет «Оникс»/«Яхонт» были в свое время отработаны в России в рамках собственных НИОКР, так что индийская сторона смогла получить эти решения для BrahMos практически в готовом виде. С другой стороны, воздушное базирование в нашей стране долгое время не рассматривалось как приоритетное. А причина до банальности проста: отсутствие носителей.
 
Долгое время основу ударного потенциала авиации флота России составляли фронтовые бомбардировщики Су-24 и средние сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-22М. Потенциальными носителями противокорабельных комплексов могли бы стать и дальние противолодочные самолеты Ту-142. Но Су-24М уже близки к списанию, и, кроме того, они оснащены КР Х-59 «Овод» аналогичного назначения. Ту-22М3 способны нести три (в перегрузку) тяжелые ПККР Х-22 с дальностью пуска (у некоторых модификаций) до 600 км, в том числе и в ядерном исполнении. Предполагалось, что несколько Х-22 в ядерном исполнении оглушат и ослепят вражескую корабельную группировку, а выжившие будут добиты обычными ракетами. Этот в целом надежный комплекс на сегодня считается морально устаревшим, поэтому с 90-й производственной серии Ту-22М3 получили револьверную установку для пуска шести КР Х-15, еще по две ракеты можно разместить под корневыми частями крыла. Ракеты выпускаются в противорадиолокационом и противокорабельном вариантах, причем первые также способны действовать по кораблям, наводясь на сигналы бортовых РЛС. Такое вооружение сочли достаточным.
 
Противолодочный Ту-142 долгое время являлся священной коровой, настолько важна была его функция по поиску и уничтожению ПЛ. Даже когда в конце 1990-х годов поступило предложение оснастить эти огромные машины ударным комплексом Х-59 «Овод» или Х-35 «Уран», эта идея не нашла понимания у командования ВМФ. Но с постепенной деградацией космических систем целеуказания, оставшихся от бывшего СССР, Ту-142 стали в большей степени дальними морскими разведчиками и отчасти патрульно-поисковыми самолетами, выполняя функции снятых с вооружения Ту-95РЦ (на базе которого, к слову, Ту-142 и был создан).
 
С другой стороны, ракеты «Оникс» были бы весьма уместны на вооружении многофункциональных истребителей 4-го поколения, также как и созданных на их базе фронтовых бомбардировщиков Су-34. Но беда в том, что, выполняя экспортные заказы на подобные самолеты, отечественный авиапром не поставлял их на внутренний рынок: у Минобороны не было денег на закупки. На экспорт в Индию и Китай шли многоцелевые истребители семейства Су-30, в то время как на вооружении ВВС РФ оставались их предшественники – истребители-перехватчики Су-27П и Су-27С, оптимизированные для воздушного боя, но практически не пригодные против наземных целей, которые они могут поражать лишь свободнопадающими бомбами и неуправляемыми ракетами. Программа палубного ударного самолета (его прототип демонстрировался как Су-27ИБ) также была закрыта в пользу создания Су-34.
 
Кроме того, планировалось, что авиационный вариант ракеты почти не будет отличаться от остальных. Но когда на МАКС-99 в Жуковском впервые было продемонстрировано несколько полноразмерных макетов авиационного варианта ракеты «Яхонт», их разместили под различными типами самолетов фирмы «Сухой». Эта ракета уже заметно отличалась от базового варианта: был снижен стартовый вес за счет уменьшения массы разгонного двигателя (носитель и так имеет приличную скорость при пуске), изменен носовой обтекатель ракеты, применены другие технические решения.
 
По слухам, упорно циркулировавшим в военно-промышленных кругах, несмотря на давление индийской стороны, которой эти ракеты были крайне необходимы для вооружения истребителей Су-30МКИ, конструкторам долгое время не давалась задача электромагнитной совместимости оружия с носителем. Вплоть до того, что несовместимыми оказались уровни и форматы логических сигналов в цепях управления самолета и ракеты. Существовали также компоновочные проблемы, что признавалось и ракетчиками, и самолетостроителями.
 
Так или иначе, но летом 2008 года управляющий содиректор BrahMos Aerospace Private Limited Александр Баскаков заявил, что отныне все новые Су-30МКИ будут способны нести их изделия. «Мистическим образом» это заявление совпало с началом закупок истребителей Су-30СМ (вариант Су-30МКИ) для ВВС России. Но снова появляется один нюанс, связанный с разными взглядами сторон на применение по сути одной и той же ракеты.
 
Очевидно, что российских военных интересует именно противокорабельный потенциал ракеты (в авиационном варианте «Яхонт-А» или СМ314А). Уже при подписании первого контракта в марте 2012 года было объявлено, что 12 самолетов из первой партии предназначены для замены Су-27СМ, прежде всего из состава ВС ЧФ с крымской авиабазы Бельбек. Сейчас эти самолеты способны применять ракеты малой (6–10 км) дальности Х-29 и противокорабельные Х-31А с дальностью пуска в этом варианте до 70 км. Такая замена (хотя теперь больше говорят об усилении) позволит создать уникально мощную, но при этом достаточно компактную авиационную группировку, одинаково приспособленную для борьбы с наземным, морским и воздушным противником. Не стоит забывать, что Су-30 еще и великолепный истребитель воздушного боя, обладающий сверхманевренностью. Су-30СМ способны нести по три ракеты «Яхонт»/ Brahmos, что делает этот самолет грозным противокорабельным комплексом.
 
Индийцы, похоже, рассматривают вопрос авиационных комплексов в несколько ином аспекте. Дело в том, что их извечный потенциальный противник Пакистан уже имеет на вооружении крылатую ракету воздушного базирования (как полагают, в том числе и в ядерном исполнении) – КР Ra'ad, она же Haft-VIII, которая является развитием КР Babur наземного базирования. Эта довольно современная КР с дальностью пуска 350 км напоминает уменьшенный вариант американского «Томагавка» последних серий. Несмотря на дозвуковую скорость, ракета способна лететь с огибанием рельефа местности, на ней применены некоторые элементы технологии «стелс». С 2010 года ракета проходит испытания совместно с носителем ROSE Mirage IIIDP (глубоко модернизированный вариант старенького «Миража»). На сегодняшний день планируется оснастить этими КР новейшие легкие истребители JF-17 Thunder и, возможно, пакистанские F-16. Все эти самолеты способны нести не более одной ракеты.
 
Десяток Су-30МКИ с Brahmos сможет легко компенсировать наметившийся дисбаланс. Но Нью-Дели имеет далеко идущие планы. Так, оснащение данными ракетами противолодочных Ту-142КЭ (восемь таких самолетов, поставленных еще при СССР, базируются близ Мумбаи; самолет может нести до шести ракет) превращают их в полноценные стратегические бомбардировщики (вспомним, что «142-й» был получен переделкой из Ту-95, а основной российский «стратег» Ту-95МС, в свою очередь, модификация Ту-142). Более того, в качестве носителей рассматриваются даже Ил-76: мало кто знает, что этот транспортник штатно способен нести под крылом несколько тонн авиабомб, а бомбометание входит в базовый КБП их экипажей. Поскольку поиск целей в авиационном варианте может выполняться средствами самой ракеты, даже Ил-76 с его совершенной навигационной системой может превратиться в неплохой ракетоносец.
 
Конечно, даже с принятием на вооружение Brahmos в ударном варианте Индия не станет обладательницей полноценной ядерной триады, но окажется в полушаге от этого, имея в дополнение к баллистическим ракетам большой дальности еще один мощный и гибкий инструмент для достижения геополитических целей на региональном уровне. С индийской ракетной угрозой придется серьезно считаться и Пакистану, и КНР, а в недалекой перспективе – даже Австралии, хотя с этой страной пока у индийцев видимых противоречий нет.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer