Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Военная разработка России и Индии изменит баланс сил в регионе


24 февраля 2015 года Геннадий Нечаев, Взгляд.ru


Индийские ВВС получили первый модернизированный истребитель Су-30МКИ, способный нести крылатые ракеты PJ-10 Brahmos. Таким образом, пройден очередной этап интеграции одной из самых универсальных ракет в систему вооружений дружественного нам государства. Это будет иметь принципиальные последствия не только оборонного, но и геополитического характера.

Этим материалом мы постараемся показать, насколько важным элементом в системе военного строительства может оказаться единственная ключевая разработка государства, стремящегося укрепить свои позиции в регионе. А заодно коротко показать параллели и особенности развития по сути одной и той же системы, создаваемой совместно усилиями двух стран.
 
Обладание широким арсеналом управляемого ракетного оружия является не только признаком современных вооруженных сил, но и необходимым элементом статуса сверхдержавы (хотя бы региональной), к которому стремится Индия. Исходя именно из этих соображений индийские военные придают первостепенное значение системам вооружений на базе вариантов и модификаций ракеты Brahmos.
 
Напомним, что ракета PJ-10 производства совместного российско-индийского концерна BrahMos Aerospace Private Limited в первоначальном варианте представляет собой противокорабельную крылатую ракету с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и твердотопливным разгонным блоком, совмещенным с камерой сгорания ПВРД. Предназначена она для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. По сути Brahmos – это адаптированная под требования индийского заказчика версия противокорабельной ракеты 3М55Э «Яхонт». В свою очередь «Яхонт» является подогнанной под требования «Режима распространения ракетных технологий» ракетой 3М55 комплекса П-800 «Оникс».
 
Когда в конце 1970-х годов в ЦКБМ МОМ (ныне ОАО «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения») начиналась разработка ракетного комплекса 4-го поколения, конструкторы поставили себе задачу преодолеть одну из особенностей отечественных ракетных систем – узкую область применения. Как правило, отечественные ракеты могут применяться только с одного носителя (например, только с корабля или только с самолета) либо против узкой группы целей. Так, весьма удачная крылатая ракета Х-35 (в корабельном варианте – 3М24 «Уран»), хотя и может применяться с разных носителей (от наземных ПУ до БПК и вертолетов), является узкоспециализированным средством для поражения боевых кораблей.
 
Пытаясь преодолеть эту специализацию, советские, а затем и российские конструкторы создали некий отечественный аналог американского «Гарпуна». То есть ракету (в разных модификациях), которая может применяться не только с любых носителей, но и по большинству и морских, и наземных целей. Точнее, даже так: практически полным аналогом американской КР в противокорабельном варианте является снаряд Х-35, тогда как 3М55, превзойдя кое в чем американское изделие, сравнялась с ним в универсальности. По крайней мере, должна была.
 
К преимуществам отечественного продукта, которые сохранил и его интернациональный преемник, относят прежде всего высокую скорость полета – 2,1–2,8 М (по западным данным – до 3 М, это самая быстрая КР в мире). При этом ракета способна пикировать со сверхзвуковой скоростью на цель без разрушения конструкции, что было доказано в результате летных испытаний, тогда как «Гарпун» во всех своих вариантах – дозвуковая ракета.
 
Кроме того, обладая большей дальностью пуска, комплекс П-800 позволяет вести обстрел загоризонтных целей. Также, благодаря наличию инерционной системы наведения и активного сканирующего радара, ему не требуется внешнее целеуказание и подсветка цели, то есть реализован принцип «пустил – забыл». При этом считается, что круговое вероятное отклонение ракеты от цели на предельной дальности составляет не более метра.
 
Однако распад СССР крайне негативно повлиял на судьбу перспективного оружия. В результате единственным отечественным кораблем, получившим «Ониксы», стал малый ракетный корабль (корвет) проекта 1234.7 «Накат» – фактически экспериментальное судно, построенное специально для отработки комплекса, принятого на вооружение в 2002 году.
 
Как обычно и бывает в таких случаях, спасли экспортные заказы. Индонезийский флот, приобретший старые голландские фрегаты класса «Карл Дооман», заменил на них счетверенные вертикальные ПУ «Гарпун» экспортными комплексами «Яхонт» с ограниченной 200 км дальностью пуска. Российско-индийский вариант комплекса получили шесть фрегатов класса «Тальвар» (проект 1135.6), построенных в нашей стране по индийскому заказу, эсминец «Раджпут» (проект 61-ЭМ, бывший «Надежный»), кроме того, Brahmos получат шесть фрегатов серии «Шивалик», три из которых уже в строю.
 
Прежде считалось, что в нашей стране получат развитие именно противокорабельные варианты ракет 3М55, которыми вооружен береговой противокорабельный комплекс «Бастион». Двенадцать имеющихся на сегодня комплексов (еще по два с ракетами 3М55Э «Яхонт» были поставлены в 2010 году во Вьетнам и Сирию) сведены в 25-й отдельный ракетный дивизион в поселке Уташ под Анапой.
 
Однако в начале 2014 года появились неофициальные сообщения, что по инициативе командования ВМФ четвертая огневая батарея получит дополнительные прицельные блоки, позволяющие вести огонь и по наземным целям. Это решение кажется вполне разумным усилением Южного стратегического направления, поскольку дальность пуска позволит накрыть значительную часть территории Турции на случай, например, прорыва боевиков ИГИЛ. Известно также о планах Минобороны по развертыванию аналогичных комплексов на Курилах, однако неизвестно – в противокорабельном или универсальном варианте.
 
В свою очередь Индия приняла на вооружение ракеты «поверхность – поверхность» наземного базирования в составе подвижного комплекса несколько раньше, чем Россия. Речь о ракетах модификации BrahMos block 2 LACM. Испытания комплекса состоялись в 2004 году, а на вооружение он был принят не позднее 2008-го. В СМИ мелькала информация об испытании ракеты с новой ГСН, работающей в широком спектре частот (оптическая плюс РЛС ГСН по всей видимости). Возможно также появление модификации с пассивной РЛ ГСН. По данным индийских источников, в сентябре 2010 года была испытана система наведения и отбора наземных целей, позволяющая выбирать приоритет из нескольких наземных объектов.
 
Вариант комплекса с подводным стартом также готов и принят на вооружение, его получат в качестве основного противокорабельного оружия многоцелевые атомные подводные лодки 4-го поколения проекта 0885 «Ясень». Головная лодка проекта, К-560 «Северодвинск», недавно вошла в состав Северного флота, строительство еще двух ведется, корпус пятой должен быть заложен на днях. Всего к постройке планируется 12 субмарин.
 
Индия также рассматривает возможность оснащения своих ПЛ ПУ для ракет Brahmos. Дело в том, что модернизированные индийские ПЛ проекта 887ЭКМ «Палтус» (сейчас их ровным счетом 10) в ходе модернизации получают на вооружение ракетные комплексы «Калибр» (экспортное обозначение Club-S) с ракетами 3М54Э в противокорабельном варианте. Имеется и вариант против наземных целей. Однако тут есть один хитрый момент.
 
Дальность полета экспортного варианта ракеты 3М14, предназначенной для действия против береговых объектов, ограниченна 270 км. И индийская сторона ничего с этим поделать не может – не имеет права. Кроме того, пуск любых ракет комплекса Club-S возможен только через стандартные 553-милимметровые торпедные аппараты (на «Палтусах» их шесть). Это заметно снижает ударные возможности лодок при действиях по берегу, поскольку как минимум два аппарата всегда должны быть заряжены ПККР или торпедами для самообороны, так что количество КР в залпе не будет превышать четырех. И даже несмотря на наличие автоматов заряжания ТА, увеличить единовременную огневую производительность субмарины будет практически невозможно. Однако подводный вариант комплекса П-800 предусматривает пуск из вертикальных контейнеров, каждый из которых содержит по четыре ракеты. С контейнерной установкой (насколько известно, это стандартный минимальный вариант) количество КР в залпе составит 16 штук. А это уже кое-что, и мало какая система ПРО в мире справится с таким залпом. Теоретически американская БИУС «Иджис» должна справиться, но это теоретически, и главное – у потенциальных противников индийских субмарин кораблей с такими БИУС нет, а если и будут, например на пакистанских фрегатах класса «Перри», то в урезанном варианте.
 
И главное – ничто не мешает Индии создать собственную модификацию PJ-10 c увеличенной дальностью действия против наземных целей. Кажется, договор о передаче технологий, заключенный вместе с пакетом межправительственных соглашений по BrahMos, этому не препятствует. Сравнительно небольшое увеличение дальности позволит создать угрозу с моря обоим крупным городам южного Пакистана – не только порту Карачи, но и Хайдарабаду.
 
Такая лодка – еще не стратегический подводный крейсер, но уже первое приближение к нему. Вероятнее всего, такой комплекс появится на ПЛА индийской конструкции и, возможно, на модернизированных ДЭПЛ проекта «Палтус».
 
Но самое интересное – это авиационный вариант ракеты. Наземное, корабельное и подводное базирование ракет «Оникс»/«Яхонт» были в свое время отработаны в России в рамках собственных НИОКР, так что индийская сторона смогла получить эти решения для BrahMos практически в готовом виде. С другой стороны, воздушное базирование в нашей стране долгое время не рассматривалось как приоритетное. А причина до банальности проста: отсутствие носителей.
 
Долгое время основу ударного потенциала авиации флота России составляли фронтовые бомбардировщики Су-24 и средние сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-22М. Потенциальными носителями противокорабельных комплексов могли бы стать и дальние противолодочные самолеты Ту-142. Но Су-24М уже близки к списанию, и, кроме того, они оснащены КР Х-59 «Овод» аналогичного назначения. Ту-22М3 способны нести три (в перегрузку) тяжелые ПККР Х-22 с дальностью пуска (у некоторых модификаций) до 600 км, в том числе и в ядерном исполнении. Предполагалось, что несколько Х-22 в ядерном исполнении оглушат и ослепят вражескую корабельную группировку, а выжившие будут добиты обычными ракетами. Этот в целом надежный комплекс на сегодня считается морально устаревшим, поэтому с 90-й производственной серии Ту-22М3 получили револьверную установку для пуска шести КР Х-15, еще по две ракеты можно разместить под корневыми частями крыла. Ракеты выпускаются в противорадиолокационом и противокорабельном вариантах, причем первые также способны действовать по кораблям, наводясь на сигналы бортовых РЛС. Такое вооружение сочли достаточным.
 
Противолодочный Ту-142 долгое время являлся священной коровой, настолько важна была его функция по поиску и уничтожению ПЛ. Даже когда в конце 1990-х годов поступило предложение оснастить эти огромные машины ударным комплексом Х-59 «Овод» или Х-35 «Уран», эта идея не нашла понимания у командования ВМФ. Но с постепенной деградацией космических систем целеуказания, оставшихся от бывшего СССР, Ту-142 стали в большей степени дальними морскими разведчиками и отчасти патрульно-поисковыми самолетами, выполняя функции снятых с вооружения Ту-95РЦ (на базе которого, к слову, Ту-142 и был создан).
 
С другой стороны, ракеты «Оникс» были бы весьма уместны на вооружении многофункциональных истребителей 4-го поколения, также как и созданных на их базе фронтовых бомбардировщиков Су-34. Но беда в том, что, выполняя экспортные заказы на подобные самолеты, отечественный авиапром не поставлял их на внутренний рынок: у Минобороны не было денег на закупки. На экспорт в Индию и Китай шли многоцелевые истребители семейства Су-30, в то время как на вооружении ВВС РФ оставались их предшественники – истребители-перехватчики Су-27П и Су-27С, оптимизированные для воздушного боя, но практически не пригодные против наземных целей, которые они могут поражать лишь свободнопадающими бомбами и неуправляемыми ракетами. Программа палубного ударного самолета (его прототип демонстрировался как Су-27ИБ) также была закрыта в пользу создания Су-34.
 
Кроме того, планировалось, что авиационный вариант ракеты почти не будет отличаться от остальных. Но когда на МАКС-99 в Жуковском впервые было продемонстрировано несколько полноразмерных макетов авиационного варианта ракеты «Яхонт», их разместили под различными типами самолетов фирмы «Сухой». Эта ракета уже заметно отличалась от базового варианта: был снижен стартовый вес за счет уменьшения массы разгонного двигателя (носитель и так имеет приличную скорость при пуске), изменен носовой обтекатель ракеты, применены другие технические решения.
 
По слухам, упорно циркулировавшим в военно-промышленных кругах, несмотря на давление индийской стороны, которой эти ракеты были крайне необходимы для вооружения истребителей Су-30МКИ, конструкторам долгое время не давалась задача электромагнитной совместимости оружия с носителем. Вплоть до того, что несовместимыми оказались уровни и форматы логических сигналов в цепях управления самолета и ракеты. Существовали также компоновочные проблемы, что признавалось и ракетчиками, и самолетостроителями.
 
Так или иначе, но летом 2008 года управляющий содиректор BrahMos Aerospace Private Limited Александр Баскаков заявил, что отныне все новые Су-30МКИ будут способны нести их изделия. «Мистическим образом» это заявление совпало с началом закупок истребителей Су-30СМ (вариант Су-30МКИ) для ВВС России. Но снова появляется один нюанс, связанный с разными взглядами сторон на применение по сути одной и той же ракеты.
 
Очевидно, что российских военных интересует именно противокорабельный потенциал ракеты (в авиационном варианте «Яхонт-А» или СМ314А). Уже при подписании первого контракта в марте 2012 года было объявлено, что 12 самолетов из первой партии предназначены для замены Су-27СМ, прежде всего из состава ВС ЧФ с крымской авиабазы Бельбек. Сейчас эти самолеты способны применять ракеты малой (6–10 км) дальности Х-29 и противокорабельные Х-31А с дальностью пуска в этом варианте до 70 км. Такая замена (хотя теперь больше говорят об усилении) позволит создать уникально мощную, но при этом достаточно компактную авиационную группировку, одинаково приспособленную для борьбы с наземным, морским и воздушным противником. Не стоит забывать, что Су-30 еще и великолепный истребитель воздушного боя, обладающий сверхманевренностью. Су-30СМ способны нести по три ракеты «Яхонт»/ Brahmos, что делает этот самолет грозным противокорабельным комплексом.
 
Индийцы, похоже, рассматривают вопрос авиационных комплексов в несколько ином аспекте. Дело в том, что их извечный потенциальный противник Пакистан уже имеет на вооружении крылатую ракету воздушного базирования (как полагают, в том числе и в ядерном исполнении) – КР Ra'ad, она же Haft-VIII, которая является развитием КР Babur наземного базирования. Эта довольно современная КР с дальностью пуска 350 км напоминает уменьшенный вариант американского «Томагавка» последних серий. Несмотря на дозвуковую скорость, ракета способна лететь с огибанием рельефа местности, на ней применены некоторые элементы технологии «стелс». С 2010 года ракета проходит испытания совместно с носителем ROSE Mirage IIIDP (глубоко модернизированный вариант старенького «Миража»). На сегодняшний день планируется оснастить этими КР новейшие легкие истребители JF-17 Thunder и, возможно, пакистанские F-16. Все эти самолеты способны нести не более одной ракеты.
 
Десяток Су-30МКИ с Brahmos сможет легко компенсировать наметившийся дисбаланс. Но Нью-Дели имеет далеко идущие планы. Так, оснащение данными ракетами противолодочных Ту-142КЭ (восемь таких самолетов, поставленных еще при СССР, базируются близ Мумбаи; самолет может нести до шести ракет) превращают их в полноценные стратегические бомбардировщики (вспомним, что «142-й» был получен переделкой из Ту-95, а основной российский «стратег» Ту-95МС, в свою очередь, модификация Ту-142). Более того, в качестве носителей рассматриваются даже Ил-76: мало кто знает, что этот транспортник штатно способен нести под крылом несколько тонн авиабомб, а бомбометание входит в базовый КБП их экипажей. Поскольку поиск целей в авиационном варианте может выполняться средствами самой ракеты, даже Ил-76 с его совершенной навигационной системой может превратиться в неплохой ракетоносец.
 
Конечно, даже с принятием на вооружение Brahmos в ударном варианте Индия не станет обладательницей полноценной ядерной триады, но окажется в полушаге от этого, имея в дополнение к баллистическим ракетам большой дальности еще один мощный и гибкий инструмент для достижения геополитических целей на региональном уровне. С индийской ракетной угрозой придется серьезно считаться и Пакистану, и КНР, а в недалекой перспективе – даже Австралии, хотя с этой страной пока у индийцев видимых противоречий нет.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer