Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос высказался за создание на орбите собственной станции


25 февраля 2015 года Иван Чернов, Роман Крецул, Взгляд.ru


Научно-технический совет Роскосмоса одобрил использование МКС до 2024 года, после чего ее российские модули образуют самостоятельную национальную станцию. Кроме того, на 2030-е годы запланирован пилотируемый полет на Луну. Заявления научно-технического совета носят рекомендательный характер, но эксперты считают, что принципиальные решения озвучены и вектор развития отечественной космонавтики задан.

Отстыковаться от МКС и достать до Луны
 
На заседании научно-технического совета Роскосмоса была рассмотрена Концепция российской пилотируемой космонавтики на период до 2030 года, а также на дальнейшую перспективу, говорится на сайте ведомства.
Сейчас концепция базируется на двух ключевых направлениях. Первое касается модернизации и наращивания числа отечественных космических средств в Международной космической станции (МКС). Второе направление – создание перспективных технологий для будущей национальной орбитальной станции, а также освоение дальнего космоса.
 
Использовать МКС предполагается до 2024 года. После чего планируется создание российской орбитальной базы на основе отделяемых от МКС модулей.
 
«Конфигурация многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ), узлового модуля (УМ) и научно-энергетического модуля (НЭМ) позволяет создать перспективную российскую орбитальную станцию для решения задач по обеспечению гарантированного доступа России в космос», – отметили в Роскосмосе.
 
Кроме того, Россия будет целенаправленно изучать Луну с помощью автоматических космических аппаратов с окололунной орбиты и с поверхности естественного спутника Земли. А на рубеже 2030 года планируется выход и на пилотируемые полеты к естественному спутнику нашей планеты.
 
«Детальная проработка и принятие окончательных решений планируются после обобщения докладов руководителей предприятий ракетно-космической отрасли на последующих заседаниях НТС», – отмечается в сообщении.
 
По словам председателя научно-технического совета Роскосмоса Юрия Коптева, «пилотируемая космонавтика – это часть общей стратегии космической деятельности России в целом».
 
«Сегодня мы определили основной вектор – через МКС и отработку Лунной программы на околоземной орбите в дальний космос. И это самое главное: в России появилась общая скоординированная точка зрения. НТС одобрил основные положения Концепции российской пилотируемой космонавтики до 2025 года», – отметил он.
 
Впрочем, детали программы все же могут поменяться: «Мы учитываем возможные изменения финансирования, и программа будет актуализироваться – с учетом задач Роскосмоса по развитию космической деятельности в целом, в том числе орбитальной группировки и космических аппаратов. Вопрос о развитии средств выведения полезной нагрузки для решения задач высоких орбит, исследования Луны и дальнейшего освоения космоса мы рассмотрим детально в течение марта на следующем заседании НТС», – резюмировал он.
 
Технически все возможно
 
По мнению научного руководителя Московского космического клуба Ивана Моисеева, принятые решения – правильные. «Я бы даже сказал, единственно верные в сложившейся ситуации, я имею в виду прежде всего экономическую ситуацию, – заявил Моисеев газете ВЗГЛЯД. – В течение нескольких лет была большая неопределенность в части пилотируемых программ. Теперь, хотя решение научно-технического совета и не окончательное, а рекомендательное, очевидно, что в Роскосмосе правильно оценивают ситуацию и выбирают единственно возможный путь сохранения российской пилотируемой космонавтики в принципе. Немалая часть из того, что планируется, уже начато или сделано. И в этом я вижу перспективу для дальнейшего развития после того, как МКС отработает свое. Теперь в целом понятно, что нужно будет делать и в каком направлении двигаться в соответствии с нашими целями и возможностями».
 
Эксперт также рассказал, что модули от МКС действительно можно будет использовать для создания отдельной отечественной станции. Правда, они в таком случае потребуют доработки. Но это решаемо.
 
«Некоторые модули будут запущены уже к концу работы МКС, которая ориентировочно прекратит свое существование в 2024 году. Возможно, конечно, ее ресурс продлят еще, но пока так. И, естественно, у этих модулей еще останется собственный ресурс, поэтому их можно доработать до автономного полета и поработать с ними уже и без МКС. Когда эта станция завершит работу, их отстыкуют. И они образуют ядро новой станции», – рассказал он.
 
Правда, эксперт отметил, что старые модули должны составить лишь часть новой станции. В целом ее необходимо делать современной, «третьего поколения».
 
Академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александр Железняков пояснил газете ВЗГЛЯД, что создание национальной станции планируется прежде всего из тех модулей, которых на МКС на данный момент еще нет, они будут только запущены до 2024 года.
 
«Предполагается запуск лабораторного модуля, узлового, энергетического. Как раз на их базе и будет создаваться затем национальная станция. Технически это реализуемо», – заметил он.
 
Хотя многое будет зависеть от того, в какой момент будет принято решение «разобрать» МКС и «собрать» из ее части российскую станцию. Если в 2024 году, то перечисленные выше сегменты попадают туда гарантированно. И новая станция в принципе сможет функционировать, если даже будет состоять только из них – они вполне самодостаточны.
 
С меньшей степенью вероятности к новой станции может добавиться надувной трансформируемый модуль, а также, возможно, модуль «ОКА-Т», совершающий автономные полеты и периодически стыкующийся к станции.
 
Также нельзя исключать, что несколько элементов МКС, которые уже сейчас есть на орбите, могут перейти и на новую станцию. Это малый исследовательский модуль «Поиск» и стыковочно-грузовой модуль «Рассвет», которые были запущены относительно недавно – в 2009 и 2010 годах соответственно.
 
«Почему бы их не использовать, если к тому времени их техническое состояние будет хорошим? А вот другие модули – «Звезда» (2000 год) и «Заря» (1998 год), с которых, по сути, и начиналась МКС, будут к тому времени уже староваты», – пояснил Железняков.
 
Но, конечно, новая российская станция будет состоять не только из модулей, доставшихся ей в наследство то МКС. В перспективе она должна прирасти другими элементами. Пока соответствующий технический проект находится в разработке. Но многое будет зависеть от задач, которые еще будут поставлены перед станцией.
 
 
«Если там планируется широкий комплекс, скажем, астрофизических исследований, то потребуется специализированный астрофизический модуль. Если будет запланировано, например, полупромышленное производство каких-то кристаллов, то для этого тоже понадобится отдельный модуль, где будут созданы необходимы условия», – рассказал эксперт.
Что интересно, при отделении от МКС российских элементов американская часть станции уже летать не будет. Американцы даже не рассматривают такой возможности и свою национальную станцию создавать пока также не собираются.
 
«У них есть программа полетов к астероидам и к Марсу. Это то, что уже сейчас неспешно реализуется. В прошлом году, например, состоялся первый тестовый полет корабля Orion, предназначенный как раз для таких миссий. На МКС они также планируют доработать до 2024 года, и все», – сказал он.
 
Что касается планов по поводу Луны, научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев дал понять, что пока финансовых и технических ресурсов у России недостаточно, чтобы прямо сейчас приступить к освоению естественного спутника.
 
«Например, нужна тяжелая ракета-носитель. И если прямо сейчас все это спроектировать, потратить на это большие деньги, может оказаться, что они потрачены впустую. Потому что к середине следующего десятилетия могут появиться уже другие решения, оптимизированные под ту технику и ту экономическую ситуацию. Мне кажется правильным рубежно-целевой подход в планировании. Это когда задается общее направление, а проектирование ведется по этапу, который необходим для движения в эту сторону, но еще не является самой высадкой на Луну», – отметил он.
 
В свою очередь Александр Железняков добавил, что у России достаточно времени и для разработки новой ракеты-носители, и для постройки нового космического корабля для полета на Луну. Но приоритет, скорее всего, будет отдаваться исследованиям Луны с помощью автоматических станций.
 
Напомним, что в мае прошлого года на фоне охлаждения отношений между Москвой и Вашингтоном и введением санкций курирующий космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена продлевать эксплуатацию МКС до 2024 года, как предлагают США, а деньги для станции перенаправит на другие космические проекты.
 
В начале ноября бывший тогда руководителем Роскосмоса Олег Остапенко сообщил главе НАСА Чарльзу Болдену, что окончательное решение о продлении или непродлении эксплуатации МКС до 2024 года будет принято Россией до конца года.
 
Тогда же специалисты сообщали, что Россия через несколько лет может начать развертывать собственную высокоширотную орбитальную станцию. Причем звучало мнение, что для нее может быть использовано несколько модулей от МКС.
 
До сих пор создание Россией собственной космической станции было вопросом дискуссионным. Предлагались и другие варианты развития событий. Например, в январе прозвучало предложение сделать новую станцию совместно с Китаем и Индией.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer