Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что делать с убыточным аэропортом "Львов"


26 февраля 2015 года Александр Ланецкий, Forbes Украина


В Украине продолжается конкурс на замещение должностей генеральных директоров бориспольского и львовского аэропортов. «Борисполь» – это самый большой аэропорт Украины, главные воздушные ворота не только столицы, но и всей страны.

Также руководитель «Борисполя» может очень сильно влиять на деятельность базового перевозчика – «Международных Авиалиний Украины», как помогая, так и создавая невыносимые условия. «Львов» же – единственный еще не переданный частным инвесторам крупный региональный украинский аэропорт, обслуживающий потенциально курортное туристическое направление (Львов/Трускавец/Карпаты) для въездного туризма.
 
Кроме того, это аэропорт столицы региона, поставляющего больше всего украинских трудовых мигрантов в Западную Европу.
 
Аэропорт, в отличие от авиакомпании – очень привлекательный бизнес. Авиакомпании генерируют большой денежный поток, но с малой прибыльностью. Так, в 2013 финансовом году оборот Lufthansa group достиг почти $40 млрд, LOT – $1 млрд, а МАУ – $0,74 млрд. В то же время прибыльность авиакомпаний в Европе обычно варьируется между 1-2,5% (Lufthansa и «Аэрофлот»).
 
Деньги оседают у тех, кто обеспечивает жизнедеятельность авиакомпании – лизингодателя, заправщиков, наземного обслуживания, ремонтных организаций и т.д. Причем вся эта деятельность намного прибыльнее, чем бизнес самих авиакомпаний (в среднем около 20%).
 
Аэропорты обычно являются естественными монополистами в своих регионах, что помогает им держать приемлемый (по их мнению) уровень цен на услуги. Именно в аэропортах базируется большинство организаций, обеспечивающих каждодневную работу авиакомпании. И даже если эти организации не принадлежат напрямую аэропорту, они очень сильно зависят от его руководства.
 
Простой пример: в «Борисполе» в прошлые годы часто практиковалась схема аннулирования пропусков сотрудников и техники неугодных руководству компаний, чем их деятельность просто парализовалась, а авиакомпании-клиенты перехватывались лояльными аэропорту операторами.
 
Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявил, что правительство готово приватизировать львовский аэропорт. Все прошлые попытки найти инвестора упирались в стоимость объекта – в реконструкцию вложено $250 млн, что в 2,5 раза больше, чем в «Жуляны», и примерно в 8 раз больше, чем в аналогичный по размерам терминал а/п «Вильнюс». Ни купить за такие деньги, ни платить концессию ежегодно по $10 млн желающих не было и в мирное время. А каким образом Кабмин найдет их сейчас?
 
Даже в условиях кризиса и АТО львовский аэропорт вполне реально продать инвестору за рыночную цену (S), рассчитанную по формуле S=AxDxC, где:
 
A – европейская стоимость строительства подобного аэропорта;
D – понижающий коэффициент в связи с украинскими рисками (война, коррупция, бедность);
С – повышающий коэффициент в связи с небольшой конкуренцией на рынке аэропортов в регионе.
 
Так как D и C, в лучшем случае, равны, а реально D меньше C, то и потенциальная стоимость объекта будет на порядок меньше, чем балансовая.
 
Сейчас аэропорт предположительно убыточен (официального финансового отчета в свободном доступе нет), прежде всего, из-за высоких амортизационных расходов. Если же затраты на реконструкцию единоразово списать в убытки и оптимизировать управление, то он быстро может стать прибыльным и приносить доход государству. А приватизировать прибыльный объект, не требующий вложений, вообще нелогично.
 
Единственная проблемная задача – загрузить аэропорт Львова работой. Сейчас рейсы из него выполняются в 12 городов (для сравнения: из соседнего Кракова – в более 60), тут не базируется ни один перевозчик. В прошлом году лоукостер Wizzair отказался от своих планов базировать самолеты во Львове, сославшись на падение спроса. Новый инвестор, владеющий своей авиакомпанией, теоретически, сможет предложить львовянам новые направления.
 
Главный вопрос при передаче аэропорта частному инвестору: какая с него выгода государству и региону? Сомнительно, что инвесторы согласятся платить фиксированные 5% от стоимости реконструкции, то есть $10 млн в год, как предлагал в бытность министром Борис Колесников. При прошлогоднем пассажиропотоке в 586 000 человек – это дополнительных $17 сбора с каждого. Предложение же списать долги и продать аэропорт без них вызывает простой вопрос: а зачем тогда вообще такой инвестор – аэропорт реконструирован, деньги вкладывать не надо, только считай прибыль.
 
Второй вопрос: получит ли новая авиакомпания назначения на полеты из Львова, и не будет ли это вызывать протесты у флагманского перевозчика страны – МАУ? Решить его  можно нетрадиционным способом – определить 10-15 направлений полетов из Львова, важных для региона, и выставить их пакетом на конкурс для украинских авиакомпаний. Правильно было бы при этом учесть интересы «Борисполя» и МАУ, и подобрать направления так, чтобы они не создавали острой конкуренции существующим, а генерировали новый поток.
 
О заинтересованности в таких пакетах в разное время заявляли Wizzair, Yanair, AtlasJet и некоторые другие авиакомпании. Критерием отбора должна стать готовность авиакомпании быстро запустить полеты по всем данным направлениям, зафиксировать средний тариф на каждом из них не выше определенной суммы минимум на год (такая система существует в Скандинавии), а также в обязательном порядке привлекать на обслуживание рейсов украинские компании и граждан. Например, Wizzair в Украине технически обслуживают британские компании и техники-иностранцы. Еще одним из обязательных условий должна стать готовность платить реальные аэропортовые сборы.
 
Взамен победившая авиакомпания должна получить право самостоятельно обслуживаться в аэропорту и делегировать своего представителя в его администрацию.
 
Такой компромисс может решить проблему загрузки львовского аэропорта, значительно улучшить в регионе транспортную доступность (в первую очередь для интуристов), дать возможность «раскрутиться» новой авиакомпании и создать прецедент по конкуренции на авиационном рынке, не подрывая бизнес «Борисполя» и МАУ. 
 
Также, возможно, львовяне получат возможность больше летать. Хотя для этого нужен рост в первую очередь не предложения авианаправлений, а реальных доходов населения. Но это уже другая тема.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer