Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Увидеть и победить


27 февраля 2015 года Олег Одноколенко, Независимое военное обозрение


Не столько индусы, которые являются основными зарубежными потребителями бортовых радиолокационных систем управления (БРЛСУ), разработанных в НИИ приборостроения (НИИП), сколько американцы хотели иметь максимально полное представление о нашей боевой авионике. Для этой цели в 2008 году на территории США были проведены маневры с недвусмысленным названием RedFlag («Красный флаг»). В результате учебных боев российской разработки индийский Су-30МКИ с РЛС «Барс» превзошел и тяжелый американский истребитель F-15, и наиболее массовый легкий истребитель F-16. На учениях Garuda IV против Су-30МКИ выставили уже европейцев – Mirage 2000 и Rafale F3. Результат такой же – полное превосходство и в ближнем, и в дальнем воздушном бою. После чего у экспертного сообщества в области авионики возник резонный вопрос: почему элементная база у русских хуже, а вот готовая продукция – бортовые РЛС – получается лучше западных?

Действительно, парадокс… За ответом корреспондент «НВО» отправился в подмосковный Жуковский – столицу отечественной боевой авиации.
 
ИСТОКИ
 
– Никакого секрета! – авторитетно заявили в НИИП. – Еще генеральный конструктор Виктор Константинович Гришин (руководитель НИИП с 1973 по 1978 г. – «НВО».) в шутку говорил: наше преимущество перед потенциальными противниками в том, что у нас на испытательных полигонах не было теплых туалетов.
 
– Это в каком же смысле?..
 
– В том, что для нас быт ничего не значил, мы старались не за прибыль, не за деньги и не за комфорт, мы были патриотами и энтузиастами, и если нужно было, работали по 30 часов в сутки, а у них все по расписанию… Мы же себя для дела никогда не жалели. Таким был и основатель нашей фирмы Виктор Васильевич Тихомиров.
 
Примечательная деталь. Когда в 1953 году Тихомирова избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению технических наук (радиотехника, электроника, автоматика и телемеханика), он уже был трижды лауреатом Сталинской премии, за его плечами была целая научно-техническая школа, которую потом назовут «Созвездие Тихомирова», а вот ученых степеней Виктор Васильевич на тот момент времени не имел никаких – не успел оформить. И только в 1966 году ВАК СССР исправила эту административную нелепость: за выдающиеся научные достижения трижды лауреату и кавалеру двух орденов Ленина членкору Тихомирову была присвоена еще и степень доктора технических наук.
 
Достижения того стоили. Первую Сталинскую премию Тихомиров получил за РЛС «Редут-40», которую приняли на вооружение еще до войны. Вторую – за первую отечественную бортовую РЛС «Гнейс-2», получившую крещение в Сталинградской битве. Радар установили на фронтовом бомбардировщике Пе-2, и Тихомиров сам апробировал его в боевой обстановке – летал в качестве оператора. Ну а третья Сталинская премия была получена уже в 1953 году за высокоточный самолетный дальномер. В те же годы начались работы и над БРЛС «Изумруд» для МиГ-17, в ходе которых и сложился знаменитый тихомировский коллектив, который сегодня носит имя своего отца-основателя.
 
Главная задача, которую в 1955 году поставили перед созданным филиалом НИИ-17 (ныне НИИ приборостроения), была сформулирована следующим образом: разработка авиационной радиолокационной аппаратуры. Но пришли другие времена, во главе партии и государства встал Никита Хрущев, который был свято убежден, будто ракетное оружие решает абсолютно все, и Виктора Тихомирова вместе с соратниками с небес спустили на грешную землю – создавать ЗРК средней дальности для ПВО Сухопутных войск.
 
НА ЗЕМЛЕ, В НЕБЕСАХ И НА МОРЕ
 
Помимо шифра первому зенитному ракетному комплексу НИИ приборостроения было присвоено также имя собственное – «Куб». Ну а поскольку применять его собирались для прикрытия от воздушного противника основной ударной силы Советской армии – танковых дивизий, комплекс смонтировали на гусеничном ходу. При этом на одном самоходном транспортном средстве впервые был совмещены как обзорная РЛС, так и РЛС наведения.
 
На совместные государственные испытания ЗРК «Куб» предполагалось вывести уже во втором квартале 1961 года. Но не все, что предначертала партия, было осуществимо в директивно установленные сроки – неизведанное непредсказуемо, тем более когда речь идет о комплексе технических решений, опережающих свое время. В общем, график летел в тартарары, руководители отрасли на все про все давали только год, а Тихомиров на коллегии Минрадиопрома твердо стоял на своем: для доведения «Куба» до боеспособного состояния потребуется не год, а два. И такое собственное мнение стоило Виктору Васильевичу должности руководителя предприятия.
 
Сам «Куб» тоже висел на волоске. Тему могли прикрыть уже через год, если бы во время показа боевой техники на авиабазе в Кубинке «кубовские» самоходные установки с макетами ракет в натуральную величину не попались на глаза Никите Хрущеву. В общем, лидеру партии очень понравилось, как все вращается, а то, что это по большому счету еще полуфабрикат, ему объяснять не стали. В результате программа «Куб» неожиданно получила высший уровень приоритетности, и в 1964 году, как и планировал Тихомиров, состоялся первый успешный пуск – мишень разлетелась на куски.
 
В 1967 году ЗРК «Куб» был принят на вооружение. За его разработку и серийное освоение многие сотрудники НИИ приборостроения получили госнаграды, а наиболее отличившиеся стали лауреатами Ленинской и Государственной премий. И только Виктор Васильевич Тихомиров, хоть и остался в святцах генеральным конструктором комплекса, не попал в списки награжденных или отмеченных.
 
Тем временем созданный по его идеологии ЗРК «Куб», получивший в экспортном варианте наименование «Квадрат», начал триумфальное шествие по миру. А звездный час тихомировского детища пробил в 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня, когда египетские зенитчики, израсходовав 95 ракет, сбили 64 самолета противника. Результат был настолько впечатляющим, что за «Квадратами» в буквальном смысле выстроилась очередь – 27 стран.
 
Комплекс и сегодня, после семи модернизаций, все еще стоит на вооружении многих армий. На его невероятное боевое долголетие повлиял и тот факт, что именно югославским «Квадратом» в 1999 году был сбит F-117 «Стелс». И если суперсовременный самолет, объявленный американцами невидимкой, оказался по зубам комплексу тридцатипятилетней давности, то что говорить о ЗРК «Бук» и его более современных модификациях? Например, «Бук-М2», в состав боевых средств которого вошли РЛС с ФАР (фазированными антенными решетками), может в отличие от одноцелевого «Куба» и шестицелевого «Бука» одновременно обстреливать уже 24 цели.
 
Кстати, наименование «Бук» появилось за дружеским столом, когда коллектив отмечал очередное трудовое достижение. Особо мудрствовать не стали: просто перевернули слово «Куб» наоборот.
 
Десять лет, пока НИИ приборостроения занимался радиолокацией исключительно для мобильных зенитно-ракетных комплексов, авионика ушла далеко вперед. Насколько, это стало понятно после того, когда в сентябре 1976 года предатель Беленко угнал в Японию МиГ-25. Американцы разобрали его по винтику и сделали публичное заявление: планер выше всяческих похвал, а вот по части электроники русские «отстали от нас навсегда».
 
В таком заблуждении западный авиационный мир пребывал вплоть до 1991 года, пока на очередном Международном авиасалоне в Ле-Бурже не состоялась презентация МиГ-31, под носовым обтекателем которого, к огромнейшему удивлению специалистов, обнаружилась ФАР с электронным управлением лучом – так сказать, «выступающая часть» не менее уникальной по своим характеристикам системы управления вооружением (СУВ) «Заслон». Ничего похожего в мировой истребительной авиации даже близко еще не было.
 
И поскольку лучшие западные истребители были на тот момент оснащены РЛС с щелевыми антенными решетками с механическим сканированием, стало ясно, что тягаться с «тридцать первым» на равных они не в состоянии. Поэтому, как только первые МиГ-31 появились на Дальнем Востоке, японцы и американцы, высчитав безопасное расстояние, предусмотрительно отодвинули свою авиацию от наших границ. Между прочим МиГ-31, оснащенный СУВ «Заслон», разработанной в НИИ приборостроения, до сих пор считается лучшим в своем классе. В 2013 году опытному образцу ФАР РЛС «Заслон» экспертный совет Политехнического музея присвоил статус «Памятник науки и техники Отечества».
 
Были и другие прорывные работы. Особая гордость коллектива НИИ приборостроения – радиолокационная система управления (РЛСУ) «Барс», благодаря которой Су-27 из «чистого» перехватчика превратился в многофункциональный истребитель Су-30МКИ. Поначалу Су-30МКИ шел исключительно на экспорт (только в Индию было поставлено более 200 самолето-комплектов), но потом, как сказали в НИИП, наше Минобороны «одумалось и исправило историческую ошибку» – заказало и закупает в большом количестве самолеты Су-30СМ с РЛСУ «Барс-Р» для ВВС России.
 
А вот РЛСУ «Ирбис-Э» для истребителя Су-35 НИИП, ОКБ Сухого и Государственный Рязанский приборный завод вскладчину делали на свои кровные. Изначально Су-35 предполагался для экспортных поставок и не был включен в гособоронзаказ, но на МАКС-2009 неожиданно для самих разработчиков военное ведомство заключило контракт на поставку первых 48 самолетов Су-35С с РЛСУ «Ирбис» в российском варианте. Насколько известно, в планах МО есть намерение закупить еще порядка 60 таких же машин.
 
…А если заглянуть в будущее? Например, американцы не проходили стадию разработки пассивных ФАР, а сразу перешли на активные ФАР (АФАР). Но, как утверждает заместитель генерального директора НИИП по науке доктор технических наук Анатолий Синани, сама по себе АФАР – не панацея: «Главное – это электронное управление лучом, а на чем делать, решит разработчик. Поскольку свои достоинства есть и в АФАР и в ФАР, каждый раз надо выбирать адекватную концепцию». Для примера: РЛСУ «Ирбис» с пассивной ФАР имеет существенно большую дальность обнаружения, чем все существующие и разрабатываемые БРЛС с АФАР.
 
Радиолокационный комплекс для ПАК ФА решили делать с активными фазированными антенными решетками в X- и L-диапазонах. Как отметил гендиректор НИИП Юрий Белый, радиоэлектронная система истребителя пятого поколения в своем составе будет иметь несколько АФАР, разнесенных по поверхности самолета, которые в результате образуют так называемую «умную обшивку». Иначе говоря, это будет как бы «всевидящий» самолет. При этом в НИИП не сомневаются, что ПАК ФА с АФАР по ряду характеристик превзойдет и F-22 и F-35.
 
Добившись существенных результатов в авиационной и наземной радиолокации, тихомировцы обратили свое внимание на гидролокацию. В настоящее время НИИП выпускает мобильные малогабаритные гидроакустические комплексы серии «Неман», которые с успехом работают в подразделениях ЛУКОЙЛа, «Газпрома» и «РусГидро» и т.д. Поработали «Неманы» и на историю – например, с их помощью в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» были обнаружены десятки погибших судов времен Первой мировой и Великой Отечественной войн. В активе «Немана» и уникальнейшая находка – последний парусный линкор российского императорского флота «Лефорт», потерпевший крушение еще в 1857 году.
 
Найдут применение гидролокаторы из Жуковского и в ВМФ. Недавно «Неман» успешно выдержал государственные совместные испытания с рекомендацией о принятии на снабжение Минобороны. Предполагается, что они будут использоваться для борьбы с подводными диверсантами, а также для поиска подводных объектов и донных мин как на надводных кораблях, так и в подводных аппаратах.
 
КОНВЕРСИЯ И ВЫГОДА
 
В так называемую эпоху перемен НИИ приборостроения, как и большинство предприятий ОПК, остался без гособоронзаказа. Были случаи, когда сотрудники по три месяца не получали зарплату. Выжили в основном за счет экспорта – в первую очередь благодаря БРЛС «Барс» и ЗРК «Квадрат».
 
Пытались перейти и на производство товаров народного потребления. До кастрюль дело не дошло, но были попытки выпускать электросчетчики, массажные комплексы, электрошокеры и прочее. Однако погоды такое производство не делало и душу не согревало, а главное – не приносило прибыли. Так пришло осознание, что заниматься надо все-таки профильным делом.
 
«Умная конверсия» принесла свои плоды, когда в НИИП появилось отделение, основной продукцией которого стали автоматические системы управления (АСУ) для метрополитена и электропоездов РЖД. Например, АСУ серии «Витязь», разработанные в институте, эксплуатируются сегодня в Московском, Казанском и Нижегородском метрополитенах, а также в Софийском и Бакинском метро. А буквально недавно, в январе, на Кольцевой линии Московского метрополитена прошло тестирование разработанной в Жуковском системы автоматического ведения состава, которая позволяет поезду двигаться в автоматическом режиме на перегоне и останавливаться на станции с точностью почти ювелирной – до 30 см. По сути дела, машинисту остается только вывести состав из депо, а также закрывать и открывать двери.
 
И вот что примечательно. Выполнение заказов для метрополитена и РЖД оказалось выгоднее, чем госооборонзаказ, который отвлекает значительное количество сил и средств, но не сулит такой уж большой рентабельности – около 5–8%. «Гражданка» же дает рентабельность в два раза больше. Как говорится, почувствуйте разницу!
 
А деньги институту нужны. Чтобы привлекать молодежь, чтобы создать достойные условия для высококлассных специалистов с хорошим образованием, которые по нынешним временам цену себе знают. Поэтому, если в 2001 году средняя зарплата по институту едва превышала 4 тыс. руб., то теперь – 49 тыс., что в среднем выше, чем по отрасли, да и по Подмосковью тоже. Но чтобы и в условиях рецессии удерживать зарплаты на приличном уровне, основная продукция НИИ приборостроения – радиолокационные станции для боевых авиационных комплексов и ЗРК – должна пользоваться спросом, быть конкурентоспособной, в том числе и на внешнем рынке.
 
И, конечно же, превосходить авионику возможного противника. Логика здесь простая: «Увидеть раньше – значит победить!» На протяжении 60 лет коллектив НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова с такой задачей вполне справляется. Особенно впечатляют результаты работ последнего десятилетия: «Барс» для Су-30МКИ, Су-30МКМ, Су-30МКА, Су-30СМ, «Меч» для Су-30МК2, Су-27СМ, «Заслон-АМ» для МиГ-31БМ, «Ирбис» для Су-35С. Примечательно, что на сегодняшний день 70% истребителей, которые заказываются российскими ВВС, и те, которые идут по линии ВТС на экспорт, оснащены радиолокационной аппаратурой, разработанной в НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова. А впереди еще ПАК ФА и ПАК ДА.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer