Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аэропорт Казани не удержал "пражскую весну"


6 февраля 2015 года Дмитрий Катаргин, Любовь Порываева, Сабина Вахитова, Бизнес Online


«Чешские авиалинии» отложили открытие маршрута Казань — Прага. Накануне авиакомпания объяснила это общим сокращением рейсов в Россию на 20% из-за падения спроса на билеты. Казань, таким образом, потеряла «пражскую весну»: после ухода Lufthansa и паузы Finnair напрямую в Европу казанцы могут летать только на Turkish Airlines. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что приличная доля татарстанцев пользуется услугами конкурентов международного аэропорта «Казань» (МАК), а динамика пассажиропотока говорит, скорее, против Казани: Нижний Новгород за 2014 год вырос на 23%, Самара — на 9%, Уфа — на 7%, а МАК — только на 5%.

Авиакомпания «Чешские авиалинии» отказалась от намерения открыть маршрут Казань — Прага. Об этом накануне сообщила дирекция национальной авиакомпании Чехии. Компания в целом планирует на 20% сократить число рейсов в Россию из-за падения спроса на билеты, сообщает ТАСС. Авиакомпании пришлось корректировать даже действующее зимнее расписание.
 
Помимо Казани Czech Airlines планирует отказаться от маршрута на Калининград, а также намеревается исключить из летнего расписания Уфу и Пермь. Таким образом, перевозчик сохраняет лишь рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Самару. Вернуться к вопросу «зависших» направлений чехи еще могут — в зависимости от экономической ситуации в России. А пока спрос на билеты сокращается очень серьезно: так, по данным ассоциации туроператоров России (АТОР), в этом году лишь около 10 млн. россиян планируют отдохнуть за границей — на 8 млн. меньше, чем в 2014-м. Стоит, впрочем, отметить, что и сама чешская авиакомпания переживает серьезные сложности из-за снижения пассажиропотока на ряде направлений, вызванным украинским кризисом, предполагается сокращение 36% персонала.
 
Вместе с тем Чехия рассматривает вопрос предоставления преференций туристам с Урала. В частности, за счет скидки в 20% планируется увеличить частоту вылетов «Чешских авиалиний» из Екатеринбурга в Прагу (сегодня — один-два раза в неделю). Об этом на фоне резкого подорожания зарубежных туров договорилась Уральская ассоциация туризма.
 
Напомним, что о возможном возвращении Праги в расписание МАК «БИЗНЕС Online» стало известно в октябре прошлого года, когда Росавиация дала «добро» на эти полеты с лета 2015 года. Предварительно чешским перевозчикам согласовали рейсы в Казань, Волгоград и Воронеж — еженедельно не более пяти вылетов по каждому маршруту. Ворота в Прагу для казанцев закрылись с банкротством  авиакомпании «Татарстан», которая регулярно летала туда с 2010 года. Представители МАК минувшей осенью говорили о том, что на переговоры с европейскими перевозчиками оказывают влияние санкции и непростая международная обстановка, но Казань прилагает максимальные усилия для возврата и пражского направления.
 
Но, видимо, усилий были недостаточными. Отметим, что Казань за короткое время потеряла все европейские направления. Летавшая во Франкфурт Lufthansa в апреде 2013 года «изменила Казани»  с Самарой и Нижним Новгородом, при этом увеличив частоту полетов. Совсем свежей потерей стал едва-едва открывшийся рейс в Хельсинки, который на неопределенное время заморозила авиакомпания Finnair. Финский перевозчик, претендовавший на роль транзитного моста из Казани в Европу, не продержался и полугода — первый рейс состоялся 19 августа. Впрочем, сообщается, что полеты закрылись до 22 апреля — так что, вероятность возвращения Finnair в казанское расписание еще сохраняется. К тому же финны, сославшись на обвальную девальвацию рубля, закрыли также и рейсы в Нижний и Самару.
 
Остается, впрочем, надежда на «Оренбургские авиалинии», которые получили допуск на регулярный рейс Казань-Мюнхен. Но, по большому счету, единственными широкими путями транзита в Европу для МАК остаются только Стамбул и... Москва.
 
Насколько конкурентоспособен МАК по сравнению с другими аэропортами Поволжья? «БИЗНЕС Online» запросил информацию о сравнительной стоимости аэропортового обслуживания и заправки самолетов, однако предоставить оперативный ответ в аэропорту не смогли.
 
РАЗРЫВ С КОНКУРЕНТАМИ РАСТЕТ
 
О надеждах говорил недавно министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. «Несмотря на сложное экономическое положение, мы и в этом году хотим перейти порог в 2 миллиона пассажиров», — заявил он, говоря о перспективах развития авиаперевозок в республике. Сделать это предполагается за счет развития внутрироссийских перевозок. Казань свяжут регулярными рейсами с новым субъектом РФ — Крымом и традиционно избираемым для летнего отдыха Краснодарским краем. В Симферополь жителей Татарстана берется доставить компания «Ямал». Сибирская авиакомпания «ИрАэро» будет работать на направлениях Казань — Екатеринбург — Красноярск и Казань — Екатеринбург/Омск — Иркутск. Частоту воздушного сообщения с Санкт-Петербургом планируют увеличить до двух раз в день.
 
Сафин подтвердил возвращение Finnair — полеты в Хельсинки восстановят с 23 апреля. Кроме того, предположительно, не даст захлопнуться окну в Европу и испанская авиакомпания Vueling Airlines с регулярным рейсом Барселона — Казань — Барселона. В дополнение к этому министр заметил, что в 2015 году планируется прорубить окно в Китай: «Ведем переговоры с заинтересованными сторонами, в частности с авиакомпанией China Southern. Рейс Казань — Урумчи планируем включить уже в летнее расписание».
 
Однако, если сравнивать статистику конкурирующих с Казанью поволжских аэропортов, картина получается, мягко говоря, не очень радостная. Так, самарский международный аэропорт «Курумоч» обслужил почти 2,4 млн. пассажиров — на 9,7% больше, чем в 2013 году. «Росту этого показателя способствовал в том числе и приход на самарский рынок новых авиаперевозчиков Finnair, AirArabia, ИрАэро», — отмечает пресс-служба аэропорта. Международный аэропорт «Уфа» обслужил также почти 2,4 млн. пассажиров — это на 7,3% больше, чем годом ранее. Рост, впрочем, дали только внутрироссийские перевозки — заграничные вылеты потеряли 0,7% пассажиров. Услугами аэропорта «Стригино» (Нижний Новгород) воспользовались по итогам года более 1,1 млн. пассажиров — при этом трафик вырос на 23,4%, прирост на международных рейсах — 18,9%.
 
Международный аэропорт «Казань» обслужил в прошлом году более 1,9 млн. пассажиров — на 5,2% больше, чем годом ранее. При этом прирост трафика на международных линиях составил 0,5%. Кстати, международные рейсы дали Казани свыше 943 тыс. пассажиров, говорится в пресс-релизе МАК. Наибольший рост пассажиропотока отмечен на Хургаду, Анталию, Стамбул, Шарм Эль Шейх. В основном, как видим, все это — курортные направления. И, если татарстанцы, как говорят эксперты, обратят свой взор от красот Турции и Египта в сторону российских санаториев, провала в авиаперевозках не избежать.
 
РАЗРЫВ С УФОЙ И САМАРОЙ БУДЕТ ТОЛЬКО РАСТИ
 
Само по себе решение «Чешских авиалиний» большими проблемами казанцам не грозит, отмечает в разговоре с «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким. Ну, не будет еще одного выхода на Европу — так ворота через «Шереметьево» никто не отменял. Рейсы на Прагу в свое время не были особенно сильно загружены — люди давно открыли для себя другие курорты помимо Карловых Вар. «А вот то, что одним перевозчиком будет меньше, и, следовательно, снизятся доходы аэропорта, — это факт, — отмечает Хаким. — Прежде всего, сам казанский аэропорт должен работать над привлечением новых перевозчиков. К сожалению, наши в последние годы больше „плясали“ вокруг национальных перевозчиков — „Татарстан“, „Ак Барс Аэро“. Все это закончилось довольно печально, и это еще не самое дно. В 2015 году провал по перевозкам аэропорта будет гораздо больше, разрыв с Самарой и Уфой будет только увеличиваться. Сейчас мы отстаем примерно на 350-400 тысяч пассажиров, в 2015-м году будет хуже». Уфу и Самару отличают определенная стратегия по привлечению перевозчиков, хорошо работает маркетинговая служба, добавил собеседник «БИЗНЕС Online». Конечно, в Татарстане есть еще аэропорты Бугульма и Бегишево, но вряд ли оттуда будут много летать за рубеж, чтобы составить конкуренцию Казани. Конкуренты МАКа — за пределами республики.
 
Да, казанский аэропорт — просто картинка после Универсиады. Но с точки зрения путешествий важны не телетрапы и перроны с иголочки за большие миллиарды, а реальные пассажиры. «В Самаре есть реальные пассажиры: бизнес там развился и чувствует себя гораздо лучше, чем в Татарстане, поэтому часть Татарстана летает через Самару, — отметил заметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ гендиректор магазина путешествий Companion SP Сергей Пасечник. — Особенно это заметно, если вы летали на рейсах Lufthansa из Казани: 2/3 борта заполняла Самара, а Казань кое-как набирала одну треть. Это длилось годами и сейчас ничего не изменилось. Самара по сравнению с нами в сфере бизнес-выездов как минимум дважды выигрывает».
 
Стамбул — не совсем европейские ворота Казани, отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» гендиректор AVT Азамат Сабиров, поэтому у казанских пассажиров остается только вариант полетов через Москву. «Finnair, — не знаю, вернется он или нет, — обеспечивал неплохую загрузку на Европу, — с некоторым сожалением отметил он. — Что же до чехов, то они тоже не могут разобраться со своим бизнесом. Кроме того, я не уверен, что они могут предоставить такую же развилку из своего „хаба“ в Праге, как, например, финны из Хельсинки. Разве что, вы прилетите в Прагу и сразу пойдете пить пиво и смотреть на красоты этого города». Что до перспектив с развитием авиасообщения, сейчас все крупные игроки будут ждать, пока стабилизируется ситуация на рынке, полагает Сабиров. Кроме того, он не согласен с Хакимом по поводу конкуренции между татарстанскими аэропортами — сейчас в республике два аэропорта имеют статус международных. Также Сабиров констатировал, что юго-восток республики тяготеет именно к Самаре, как к воротам за границу, тем более «Курумоч» недавно запустил новый терминал, который больше похож на космопорт. «Нам надо определиться, сколько аэропортов мы хотим, — говорит Сабиров. — Каждому главе по аэропорту? Если бы у нас остался один аэропорт, он бы получил возможность привлекать дополнительные 100 тысяч пассажиров в год. Соответственно, мы бы смогли привлекать прямые рейсы до Европы, и Казань стала бы хабом. Из Челнов и Бугульмы можно пустить электрички прямо до аэропорта. Это было бы идеально!» Кризис сделает свое «черное дело» в динамике авиатрафика. Спрос на рейсы в Европу резко упал — люди вспомнили про Армению и Грузию и, разумеется, про Крым. Цены на билеты выросли на 25-30% — это еще немного по сравнению с девальвацией рубля, считает Сабиров. Основные потери МАК понесет не из-за отмены регулярных рейсов, а из-за падения спроса на чартеры, загрузка которых в основном обеспечивается курортным спросом пассажиров.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer