Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическую программу приблизят к реальности


9 февраля 2015 года Иван Чеберко, Известия


Новый глава Роскосмоса Игорь Комаров сформировал рабочую группу по определению перспектив российской пилотируемой космонавтики. Всего за несколько недель входящим в нее специалистам предстоит пересмотреть и актуализировать планы по развитию самой абициозной и дорогой части космических планов России с учетом реальной ситуации в ракетно-космической промышленности. Выводы рабочей группы будут рассмотрены научно-техническим советом Роскосмоса и затем учтены в Федеральной космической программе 2016-2025 годов (ФКП 2016-25).

- Проведенные мною совещания в Роскосмосе показали, что для лучшего понимания необходимо сформулировать ответы на ряд базовых вопросов, - рассказал Комаров «Известиям». - С этой целью мною сформирована рабочая группа с участием научных организаций и головного предприятия по пилотируемой космонавтике «РКК Энергия». Перед группой стоит задача в короткий срок, буквально в течение месяца, представить ответы на основные вопросы: целесообразность дальнейшего использования МКС, возможность заключения стратегических альянсов в сфере космических исследований, перспективы создания новой орбитальной станции. Перед тем, как мы будем окончательно определяться с параметрами ФКП, нужно получить четкое видение принципиальных вопросов, чтобы к ним больше не возвращаться.
 
Перспективы российской пилотируемой космонавтики в разных форматах обсуждаются в последнее время регулярно. Промежуточным итогом этих обсуждений стало провозглашение стратегической цели - высадки россиянина на Луне в 2030 - 2035 годах. Например, в документе под названием «Основы государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу» (подписан президентом Владимиром Путиным в апреле 2013 г.) говорится, что сначала, в 2030-х годах, состоится полет к Луне без высадки на поверхность, а спустя несколько лет произойдет высадка.
 
Руководствуясь, в том числе, этим документом, Роскосмос в лице прежней администрации под руководством Олега Остапенко, вписал первую часть программы по освоению Луны в проект ФКП 2016-25. Из-за этого в тексте космической программы появились такие статьи расходов, как разработка лунного экскаватора и кабелеукладчика: техника требуется для обустройства на поверхности Луны обитаемой базы.
 
На разработку сверхтяжелой ракеты, которая нужна только для межпланетных экспедиций, Роскосмос весной этого года в проекте ФКП 2016–25 заложил 214,6 млрд рублей. Притом основная часть финансирования сверхтяжелого носителя приходится на следующий этап ФКП (2026–2035 годы) - когда предполагается создать ракету грузоподъемностью 160–180 тонн для отправки к Луне пилотируемого корабля вместе с посадочным модулем. Создание ракеты подобного класса с нуля будет стоить более 1 трлн рублей.
 
Но эти деньги теперь, возможно, не потребуются. Концепцию создания сверхтяжелого носителя буквально на днях раскритиковал экспертный совет председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, указав на очевидное: даже для сверхтяжелого носителя грузоподъемностью порядка 80–90 т уже невозможно найти коммерческие нагрузки. То есть носитель подобной размерности будет стартовать в лучшем случае два раза в год.
 
Необходимость поддержки уникальной инфраструктуры, производственных мощностей, коллективов, сделают сверхтяжелый носитель безмерно дорогим в эксплуатации. Исторический опыт показывает, что даже успешные проекты сверхтяжелых носителей (такие, как Saturn V и «Энергия») были закрыты по экономическим причинам - на фоне наступления очередного кризиса, когда деньги начинали экономить.
 
- Проект сверхтяжелого носителя, активно продвигаемый командой Остапенко, скорее всего, рабочей группой будет отложен на будущее, - рассказал «Известиям» один из участников рабочей группы, впервые собравшейся на заседание 5 февраля. - Альтернативой может стать тяжелый вариант «Ангары», с выведением нагрузки на орбиту в несколько этапов, с последующей сборкой непосредственно на орбите.
 
Участник рабочей группы высказал предположение, что в целом освоение Луны останется стратегической целью российской космонавтики, однако под секвестр вместе со сверхтяжелой ракетой может попасть и новый космический корабль, создаваемый специально для лунной экспедиции. На его создание требуется более 500 млрд рублей. Доработка существующего корабля "Союз" для того, чтобы он мог слетать к Луне, обойдется значительно дешевле.
 
Глава Роскосмоса надеется, что особых трудностей у членов рабочей группы не возникнет:
 
- В последние годы перспективы пилотируемой космонавтики обсуждались в разных форматах достаточное количество раз, - говорит Игорь Комаров. - Поэтому мы ждем мотивированных рекоменедаций от комиссии в столь сжатые сроки. Затем они поступят на рассмотрение научно-технического совета Роскосмоса, также планируется обсуждение с отраслевыми экспертами. Результат будет учтен при составлении ФКП на 2016-2025 годы.
 
По мнению члена-корреспондента российской Академии космонавтики им. Циолковского Андрея Ионина, задача, поставленная перед рабочей группой, выглядит несложной только на первый взгляд:
 
- Для определения перспектив пилотируемой космонавтики нужно сначала ответить на вопрос: зачем государству финансировать пилотируемую космонавтику, - говорит Ионин. - Что оно планирует получить в результате, потратив баснословные деньги? Дав четкий ответ на этот вопрос, мы легко ответим и на остальные вопросы этого ряда: какая орбитальная станция нам нужна, какой грузоподъемности должна быть ракета, что за космический корабль требуется.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer