Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Полет" прервать нельзя! Готов ли Челябинский радиозавод к кризису?


11 марта 2015 года Екатерина Воронина, Московский Комсомолец - Челябинск


В жизни Челябинского радиозавода «Полет», как в зеркале, отражаются все проблемы и достижения промышленности страны. После череды взлетов и падений в последние годы объемы производства ЧРЗ взлетели на 20 — 30 процентов. Однако что ждет предприятие сегодня, в условиях экономических трудностей, которые начинает ощущать на себе отечественный промышленный комплекс на фоне введенных рядом стран антироссийских санкций?

Об этом «МК-Урал» узнал у генерального директора ЧРЗ «Полет» Евгения Александровича НИКИТИНА, который руководит предприятием уже более двадцати лет. Именно при нем радиозавод вышел из глубочайшего кризиса в 90-е годы, пережил кризис 2008 года, а год назад влился в государственную «Объединенную приборостроительную корпорацию».
 
Легендарное предприятие
 
Челябинский радиозавод был основан в 1952 году как базовое предприятие для производства наземного аэродромного радиотехнического оборудования. Здесь впервые в стране освоили выпуск маркерных маяков, радиопеленгаторов, азимутально-дальномерных маяков, средств инструментальной посадки, аэродромных обзорно-посадочных локаторов. Предприятие было одним из основных изготовителей навигационно-посадочного комплекса, обеспечившего в 1988 году посадку космического «челнока» «Буран» в автоматическом режиме.
 
Сегодня ОАО «Челябинский радиозавод «Полет» является одним из ведущих предприятий России по разработке и серийному производству радиолокационного и радионавигационного оборудования для управления воздушным движением, аппаратуры цифровых систем связи и передачи информации. На всех аэродромах страны используют технику Челябинского радиозавода. Изделия с маркой «Полет» работают на четырех континентах в 30 странах.
 
В течение последних лет на предприятии было организовано производство новых современных посадочных систем, радионавигационных маяков, аэродромных радиолокаторов. Эти изделия отвечают требованиям самых строгих международных стандартов, при этом их стоимость существенно ниже зарубежных аналогов. Во многих странах мира специалисты в области авиации знают и уважают российский бренд «Полет».
 
В 2014 году «Объединенная приборо­строительная корпорация», в которую вошел Челябинский радиозавод, своевременно и в полном объеме выполнила все поставки авиационного оборудования в рамках государственных заказов. Современные радиомаячные системы для обеспечения навигации и посадки самолетов государственной авиации получили более десяти аэродромов Дальнего Востока, Подмосковья, Калинин­градской области. Но в начале 2015 года ЧРЗ «Полет» столкнулся с новыми серьезными проблемами.
 
Цены на пределе
 
Генеральный директор ЧРЗ «Полет» смотрит в будущее с тревогой. В первую очередь, возникли большие проблемы с поставкой импортных электронных компонентов для продукции радиозавода.
 
— В наших изделиях присутствуют виды комплектации, которые мы раньше получали из западных стран, — рассказал Евгений Александрович. — Заменить вот так сразу все эти комплектующие невозможно. Это колоссальный труд разработчиков плюс высокое качество, иначе бы наши специалисты никогда не отобрали для наших изделий именно эти комплектующие. Поэтому мы остро нуждаемся в государственной программе по замене комплектующих. Мы не можем уповать на Китай.
 
В феврале стартовала кампания по заключению государственных контрактов на 2015 — 2016 год. Но цены, к сожалению, предлагаются заказчиками без учета тех изменений, которые вызвал кризис. Это вызовет определенные сложности в обеспечении рентабельности изготовления изделий. Важно, чтобы эти изменения не отразились на финансовом состоянии предприятия. Руководству завода придется искать внутренние резервы, чтобы не допустить убытков.
 
Учитывая сжатые сроки, установленные для выполнения контрактных обязательств, мы не имеем возможности бороться с поставщиками. Хотя нам советуют обращаться в правоохранительные органы или в Антимонопольный комитет в случае, если уровень роста цен на комплектующие нарушает установленный правительством России индекс-дефлятор. Если мы будем жаловаться, то это может затянуть процесс поставки комплектующих или привести к негативной реакции поставщиков, многие из которых являются монополистами. Информацию о поставщиках, допускающих нарушение установленного индекса роста цен, мы сообщаем в уполномоченные контролирующие органы, а они уже пусть сами принимают меры в их отношении. А сейчас нам приходится тратить на комплектующие существенно больше средств, чем до кризиса.
 
— Мы уже направили все необходимые документы государственным заказчикам, подтверждающие, что рост цен неизбежен. Мы собрали доказательную базу и в ближайшее время надеемся на позитивные изменения, которые дадут нам возможность спокойно работать, — объяснил генеральный директор радиозавода «Полет». — Промышленные предприятия испытывают недостаток оборотных средств и для их пополнения привлекают кредитные ресурсы. Поэтому при недостаточном размере авансирования со стороны заказчиков общая стоимость кредитных ресурсов многократно возрастает. Стоимость кредитов увеличилась в течение полугода почти вдвое. С 9,3% ставки выросли до 17 — 21%. И банки отказываются снизить проценты под предлогом больших рисков.
 
— Антикризисные мероприятия предусматривают меры по сокращению влияния роста кредитных ставок, — поддерживает генерального директора ЧРЗ «Полет» его заместитель по финансово-экономическому планированию Леонид ОРЛОВ. — Мы надеемся, что эти правительственные меры, в частности компенсация дополнительных затрат при пользовании кредитами, будут реализованы и хотя бы часть средств нам восполнят, уменьшив тем самым потери предприятия.
 
Возросшая по сравнению с прошлым годом стоимость кредитов увеличит затраты на 30 — 40 млн рублей, и эти средства «Полету» тоже надо будет восполнить. Все кредиты мы обновляем в рамках возобновляемой кредитной линии, это позволяет в зависимости от получения выручки либо авансовых расчетов за поставляемую продукцию эту линию гасить.
 
«Полет» обеспечивает оснащение не только новых, строящихся, но и действующих аэродромов страны. Около 700 изделий радиозавода эксплуатируется на этих объектах. Все они должны вовремя модернизироваться и ремонтироваться. Эти работы должны осуществлять инженеры и технические специалисты высокой квалификации, поэтому необходимы средства (и средства весьма существенные для завода) на развитие подготовки кадров и поддержание научных разработок. Иначе предприятие потеряет конкурентоспособность на рынке.
 
Выход есть всегда
 
Никитин отмечает, что задача ЧРЗ — постараться к концу 2015 года выйти в ноль, избежав больших убытков. План антикризисных мероприятий состоит из нескольких частей. Одной из первых и главных мер станет расширение портфеля заказов, что позволит заниматься реализацией и производством продукции.
 
— У нас есть заказы, которых хватит еще на два года работы, необходимо только урегулировать цены, — комментирует ситуацию Никитин. — Есть среди этих заказов продукция, предназначенная на экспорт, и для оснащения ряда заводов России, выпускающих авиатехнику.
 
Программа эта была разработана еще несколько лет назад, и работа в этом направлении велась и раньше. В этом году мы более детально подойдем к этому вопросу.
 
В 2015 году наступает заключительный этап реализации программы реструктуризации предприятия, которая велась с 2007 года. Челябинцы уже заметили, как изменился завод и Центральный район. Произошло сокращение производственных площадей, на территории которых вырос благоустроенный жилой микрорайон по ул. Лесопарковой. Радиозавод не нуждался в прежних больших мощностях, так как потребность в выпускаемой продукции в определенный период снизилась. В стране закончилось формирование сети аэродромов, и наша задача в последние годы заключалась лишь в поддержании уже имеющихся функционирующих объектов.
 
В 90-е годы предприятие накопило большие долги по налогам и сборам из-за отсутствия заказов. Сокращение площадей помогло нам решить эту проблему и модернизировать производство, ставшее более компактным. Завод получил новые современные станки, избавился от устаревших и ненужных производственных технологий, превратился в достаточно современное и гибкое сборочно-монтажное предприятие.
 
В этом году нам предстоит высвобождение остатков площадей на ул. Лесопарковой и Витебской, что позволит значительно сократить потребление тепла, воды и электроэнергии.
 
В прошлом году мы вложили большие средства в энергосбережение. Сейчас будем получать отдачу. В ближайшее время мы закончим оснащение новых цехов, что также позволит сэкономить приличную сумму. Техническое перевооружение производства продолжится. В этом году на завод прибудет новое оборудование для сборочно-монтажных работ.
 
Предстоит решить вопросы, связанные с имущественным комплексом. У нас остались непрофильные активы, от которых мы обязаны избавиться: охотхозяйство и пионерский лагерь в Еткульском районе, ряд иных объектов. Это позволит нам сэкономить большие деньги на платежах за землю.
 
Трудно на сегодняшний день оценить последствия кризиса и то, какие убытки нам могут принести изменения в экономике. Но мы уже знаем, что дополнительно нам потребуется сэкономить порядка 150 млн рублей. И это будет непросто… Поэтому, конечно же, в число антикризисных мероприятий войдут непопулярные меры социального характера, в том числе и «заморозка» всех социальных выплат. Мы встречались с активом, профсоюзным комитетом и обсудили возможные потери. Со стороны коллектива и профсоюза ощущается адекватное понимание ситуации. На предприятии работают патриоты. Обращаясь к работникам завода, мы говорим, что лучше потерять немного, чем потерять все. Люди понимают и берут отпуск без содержания. Дай бог, чтобы все это в скором времени изменилось.
 
Мозговой центр радиозавода
 
Начальник опытно-конструкторского бюро ЧРЗ «Полет» Павел СИМОНОВ пришел на предприятие еще в 1995 году, окончив приборостроительный факультет ЮУрГУ. Он один из многих, чья жизнь крепко связана с этим предприятием. Начал с инженера-конструктора, вот уже пятый год возглавляет ОКБ, где в его подчинении трудятся двести инженеров-конструкторов. Он рассказал о новых разработках радиозавода, работа над которыми не останавливается.
 
— Несмотря на кризисную ситуацию, мы пытаемся найти возможность работать. Ведем разработки по нашим основным изделиям радиолокации, навигации и посадки, — рассказал Павел Анатольевич. — Каждое изделие по этому направлению, даже если оно серийное, требует постоянного внимания: совершенствования конструкторской документации, проведения испытаний, импортозамещения. Поиски аналогов, разработка которых зачастую соизмерима с полной переработкой конструкции и соответствующих чертежей и схем, — крайне непростая задача. Необходимо поддерживать серийность изделий, чтобы предприятие могло постоянно их производить. На одних и тех же моделях изделий завод не может существовать бесконечно. Нужно искать новое.
 
Отрадно, что, несмотря на кризис, молодежь приходит на завод и сегодня. Обновление кадров стало возможным благодаря тесному сотрудничеству с челябинским вузом. Например, два года назад совместно с ЮУрГУ мы одержали победу в конкурсе по развитию связи между вузами и промышленными предприятиями. В результате чего получили финансовую поддержку на разработку системы посадки СП-2010. Это новое поколение посадочных комплексов, где используется ряд технических новинок.
 
Следующее наше изделие — посадочный радиолокатор, предназначенный для того, чтобы диспетчер видел, в каком месте направления посадки находится борт. Если обычные системы позволяют только командиру воздушного судна видеть месторасположение и управлять им при посадке, то посадочный локатор позволит это и диспетчеру. Такие системы выпускались и раньше, они состоят из обзорной и посадочной части. Мы участвовали только в обзорной, поэтому была поставлена задача — разработать и изготовить посадочную составляющую. Вся начинка у системы новая. Такого еще никто не делал. Но в этом проекте мы столкнулись с серьезными проблемами по финансированию. Сейчас ведем переговоры с инвесторами. Наше предприятие и так поставлено в условия жесткой экономии, и если не договоримся, придется заморозить проект как минимум на год.
 
Третий наш проект позволяет самолетам определять свое местоположение. Раньше, когда не было спутниковой навигации, существовала подобная радиомаячная система. Ее плюс в том, что она не зависит от спутников и помех в забитых диапазонах радиочастот. Мы модернизировали радиомаячную систему, усовершенствовали ее передающую часть. Перспектива разработки — оснащение всех аэродромов страны и зарубежья, где эксплуатируется российская авиатехника.
 
Внешняя политика
 
Челябинский радиозавод исторически принимал участие в поставках на экспорт. Еще с советских времен оборудование поставлялось в страны Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.
 
Начальник отдела внешнеэкономической деятельности радиозавода Вадим ЧУДИНОВ отмечает, что в существующих условиях экспортное направление работает и развивается еще более интенсивно:
 
— В ряде стран заканчиваются сроки эксплуатации предыдущего поколения оборудования, поставленного ЧРЗ «Полет». У заказчиков возникает необходимость в замене морально и физически устаревшей техники, отработавшей во многих зарубежных аэропортах 15 — 20 лет. С этими заказчиками сегодня ведется активная предконтрактная работа. В связи с изменением курса евро и доллара цены на продукцию становятся еще более привлекательными для зарубежных заказчиков. Продолжается и развивается сотрудничество с Казахстаном, другими странами ближнего зарубежья.
 
Мы принимаем также участие в выполнении экспортных контрактов на поставку оборудования в те страны, куда ведутся комплексные поставки российской авиатехники. Неплохие перспективы на ближайшие годы имеются в таких странах, как Ангола, Ирак. Во Вьетнам ведем поставки традиционно уже много лет.
 
Наше оборудование качественное, не требующее серьезного ремонта в течение длительного периода времени. А при желании заказчика мы можем обучить его персонал расширенной диагностике и основам ремонта. С заказчиками из ряда стран есть заключенные договоры о сервисной под­держке. Ежегодно специалисты нашего завода выезжают туда, выполняют диагностику технического состояния, проводят сервисное обслуживание и ремонт, если он необходим.
 
С внедрением нового поколения нашей аппаратуры становится проще и техническое обслуживание. В изделиях заложены современные достижения микропроцессорной техники, радиоэлектроники, программные методы диагностики неисправностей. Предполагается возможность использования и дистанционной диагностики, когда специалист радиозавода сможет без выезда на аэро­дром увидеть возникшую неисправность на мониторе своего компьютера и дать заказчику все необходимые рекомендации по ее устранению.
 
Интерес к нашим разработкам проявляют заказчики в достаточно большом числе стран, что позволяет «Полету» работать на долгосрочную перспективу поставок.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAsQz
http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/furniture/: ссылка на описание.
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/gruzchiki/ здесь.
Юду: http://courier.youdo.com/courier-services/services/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer