Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Полет" прервать нельзя! Готов ли Челябинский радиозавод к кризису?


11 марта 2015 года Екатерина Воронина, Московский Комсомолец - Челябинск


В жизни Челябинского радиозавода «Полет», как в зеркале, отражаются все проблемы и достижения промышленности страны. После череды взлетов и падений в последние годы объемы производства ЧРЗ взлетели на 20 — 30 процентов. Однако что ждет предприятие сегодня, в условиях экономических трудностей, которые начинает ощущать на себе отечественный промышленный комплекс на фоне введенных рядом стран антироссийских санкций?

Об этом «МК-Урал» узнал у генерального директора ЧРЗ «Полет» Евгения Александровича НИКИТИНА, который руководит предприятием уже более двадцати лет. Именно при нем радиозавод вышел из глубочайшего кризиса в 90-е годы, пережил кризис 2008 года, а год назад влился в государственную «Объединенную приборостроительную корпорацию».
 
Легендарное предприятие
 
Челябинский радиозавод был основан в 1952 году как базовое предприятие для производства наземного аэродромного радиотехнического оборудования. Здесь впервые в стране освоили выпуск маркерных маяков, радиопеленгаторов, азимутально-дальномерных маяков, средств инструментальной посадки, аэродромных обзорно-посадочных локаторов. Предприятие было одним из основных изготовителей навигационно-посадочного комплекса, обеспечившего в 1988 году посадку космического «челнока» «Буран» в автоматическом режиме.
 
Сегодня ОАО «Челябинский радиозавод «Полет» является одним из ведущих предприятий России по разработке и серийному производству радиолокационного и радионавигационного оборудования для управления воздушным движением, аппаратуры цифровых систем связи и передачи информации. На всех аэродромах страны используют технику Челябинского радиозавода. Изделия с маркой «Полет» работают на четырех континентах в 30 странах.
 
В течение последних лет на предприятии было организовано производство новых современных посадочных систем, радионавигационных маяков, аэродромных радиолокаторов. Эти изделия отвечают требованиям самых строгих международных стандартов, при этом их стоимость существенно ниже зарубежных аналогов. Во многих странах мира специалисты в области авиации знают и уважают российский бренд «Полет».
 
В 2014 году «Объединенная приборо­строительная корпорация», в которую вошел Челябинский радиозавод, своевременно и в полном объеме выполнила все поставки авиационного оборудования в рамках государственных заказов. Современные радиомаячные системы для обеспечения навигации и посадки самолетов государственной авиации получили более десяти аэродромов Дальнего Востока, Подмосковья, Калинин­градской области. Но в начале 2015 года ЧРЗ «Полет» столкнулся с новыми серьезными проблемами.
 
Цены на пределе
 
Генеральный директор ЧРЗ «Полет» смотрит в будущее с тревогой. В первую очередь, возникли большие проблемы с поставкой импортных электронных компонентов для продукции радиозавода.
 
— В наших изделиях присутствуют виды комплектации, которые мы раньше получали из западных стран, — рассказал Евгений Александрович. — Заменить вот так сразу все эти комплектующие невозможно. Это колоссальный труд разработчиков плюс высокое качество, иначе бы наши специалисты никогда не отобрали для наших изделий именно эти комплектующие. Поэтому мы остро нуждаемся в государственной программе по замене комплектующих. Мы не можем уповать на Китай.
 
В феврале стартовала кампания по заключению государственных контрактов на 2015 — 2016 год. Но цены, к сожалению, предлагаются заказчиками без учета тех изменений, которые вызвал кризис. Это вызовет определенные сложности в обеспечении рентабельности изготовления изделий. Важно, чтобы эти изменения не отразились на финансовом состоянии предприятия. Руководству завода придется искать внутренние резервы, чтобы не допустить убытков.
 
Учитывая сжатые сроки, установленные для выполнения контрактных обязательств, мы не имеем возможности бороться с поставщиками. Хотя нам советуют обращаться в правоохранительные органы или в Антимонопольный комитет в случае, если уровень роста цен на комплектующие нарушает установленный правительством России индекс-дефлятор. Если мы будем жаловаться, то это может затянуть процесс поставки комплектующих или привести к негативной реакции поставщиков, многие из которых являются монополистами. Информацию о поставщиках, допускающих нарушение установленного индекса роста цен, мы сообщаем в уполномоченные контролирующие органы, а они уже пусть сами принимают меры в их отношении. А сейчас нам приходится тратить на комплектующие существенно больше средств, чем до кризиса.
 
— Мы уже направили все необходимые документы государственным заказчикам, подтверждающие, что рост цен неизбежен. Мы собрали доказательную базу и в ближайшее время надеемся на позитивные изменения, которые дадут нам возможность спокойно работать, — объяснил генеральный директор радиозавода «Полет». — Промышленные предприятия испытывают недостаток оборотных средств и для их пополнения привлекают кредитные ресурсы. Поэтому при недостаточном размере авансирования со стороны заказчиков общая стоимость кредитных ресурсов многократно возрастает. Стоимость кредитов увеличилась в течение полугода почти вдвое. С 9,3% ставки выросли до 17 — 21%. И банки отказываются снизить проценты под предлогом больших рисков.
 
— Антикризисные мероприятия предусматривают меры по сокращению влияния роста кредитных ставок, — поддерживает генерального директора ЧРЗ «Полет» его заместитель по финансово-экономическому планированию Леонид ОРЛОВ. — Мы надеемся, что эти правительственные меры, в частности компенсация дополнительных затрат при пользовании кредитами, будут реализованы и хотя бы часть средств нам восполнят, уменьшив тем самым потери предприятия.
 
Возросшая по сравнению с прошлым годом стоимость кредитов увеличит затраты на 30 — 40 млн рублей, и эти средства «Полету» тоже надо будет восполнить. Все кредиты мы обновляем в рамках возобновляемой кредитной линии, это позволяет в зависимости от получения выручки либо авансовых расчетов за поставляемую продукцию эту линию гасить.
 
«Полет» обеспечивает оснащение не только новых, строящихся, но и действующих аэродромов страны. Около 700 изделий радиозавода эксплуатируется на этих объектах. Все они должны вовремя модернизироваться и ремонтироваться. Эти работы должны осуществлять инженеры и технические специалисты высокой квалификации, поэтому необходимы средства (и средства весьма существенные для завода) на развитие подготовки кадров и поддержание научных разработок. Иначе предприятие потеряет конкурентоспособность на рынке.
 
Выход есть всегда
 
Никитин отмечает, что задача ЧРЗ — постараться к концу 2015 года выйти в ноль, избежав больших убытков. План антикризисных мероприятий состоит из нескольких частей. Одной из первых и главных мер станет расширение портфеля заказов, что позволит заниматься реализацией и производством продукции.
 
— У нас есть заказы, которых хватит еще на два года работы, необходимо только урегулировать цены, — комментирует ситуацию Никитин. — Есть среди этих заказов продукция, предназначенная на экспорт, и для оснащения ряда заводов России, выпускающих авиатехнику.
 
Программа эта была разработана еще несколько лет назад, и работа в этом направлении велась и раньше. В этом году мы более детально подойдем к этому вопросу.
 
В 2015 году наступает заключительный этап реализации программы реструктуризации предприятия, которая велась с 2007 года. Челябинцы уже заметили, как изменился завод и Центральный район. Произошло сокращение производственных площадей, на территории которых вырос благоустроенный жилой микрорайон по ул. Лесопарковой. Радиозавод не нуждался в прежних больших мощностях, так как потребность в выпускаемой продукции в определенный период снизилась. В стране закончилось формирование сети аэродромов, и наша задача в последние годы заключалась лишь в поддержании уже имеющихся функционирующих объектов.
 
В 90-е годы предприятие накопило большие долги по налогам и сборам из-за отсутствия заказов. Сокращение площадей помогло нам решить эту проблему и модернизировать производство, ставшее более компактным. Завод получил новые современные станки, избавился от устаревших и ненужных производственных технологий, превратился в достаточно современное и гибкое сборочно-монтажное предприятие.
 
В этом году нам предстоит высвобождение остатков площадей на ул. Лесопарковой и Витебской, что позволит значительно сократить потребление тепла, воды и электроэнергии.
 
В прошлом году мы вложили большие средства в энергосбережение. Сейчас будем получать отдачу. В ближайшее время мы закончим оснащение новых цехов, что также позволит сэкономить приличную сумму. Техническое перевооружение производства продолжится. В этом году на завод прибудет новое оборудование для сборочно-монтажных работ.
 
Предстоит решить вопросы, связанные с имущественным комплексом. У нас остались непрофильные активы, от которых мы обязаны избавиться: охотхозяйство и пионерский лагерь в Еткульском районе, ряд иных объектов. Это позволит нам сэкономить большие деньги на платежах за землю.
 
Трудно на сегодняшний день оценить последствия кризиса и то, какие убытки нам могут принести изменения в экономике. Но мы уже знаем, что дополнительно нам потребуется сэкономить порядка 150 млн рублей. И это будет непросто… Поэтому, конечно же, в число антикризисных мероприятий войдут непопулярные меры социального характера, в том числе и «заморозка» всех социальных выплат. Мы встречались с активом, профсоюзным комитетом и обсудили возможные потери. Со стороны коллектива и профсоюза ощущается адекватное понимание ситуации. На предприятии работают патриоты. Обращаясь к работникам завода, мы говорим, что лучше потерять немного, чем потерять все. Люди понимают и берут отпуск без содержания. Дай бог, чтобы все это в скором времени изменилось.
 
Мозговой центр радиозавода
 
Начальник опытно-конструкторского бюро ЧРЗ «Полет» Павел СИМОНОВ пришел на предприятие еще в 1995 году, окончив приборостроительный факультет ЮУрГУ. Он один из многих, чья жизнь крепко связана с этим предприятием. Начал с инженера-конструктора, вот уже пятый год возглавляет ОКБ, где в его подчинении трудятся двести инженеров-конструкторов. Он рассказал о новых разработках радиозавода, работа над которыми не останавливается.
 
— Несмотря на кризисную ситуацию, мы пытаемся найти возможность работать. Ведем разработки по нашим основным изделиям радиолокации, навигации и посадки, — рассказал Павел Анатольевич. — Каждое изделие по этому направлению, даже если оно серийное, требует постоянного внимания: совершенствования конструкторской документации, проведения испытаний, импортозамещения. Поиски аналогов, разработка которых зачастую соизмерима с полной переработкой конструкции и соответствующих чертежей и схем, — крайне непростая задача. Необходимо поддерживать серийность изделий, чтобы предприятие могло постоянно их производить. На одних и тех же моделях изделий завод не может существовать бесконечно. Нужно искать новое.
 
Отрадно, что, несмотря на кризис, молодежь приходит на завод и сегодня. Обновление кадров стало возможным благодаря тесному сотрудничеству с челябинским вузом. Например, два года назад совместно с ЮУрГУ мы одержали победу в конкурсе по развитию связи между вузами и промышленными предприятиями. В результате чего получили финансовую поддержку на разработку системы посадки СП-2010. Это новое поколение посадочных комплексов, где используется ряд технических новинок.
 
Следующее наше изделие — посадочный радиолокатор, предназначенный для того, чтобы диспетчер видел, в каком месте направления посадки находится борт. Если обычные системы позволяют только командиру воздушного судна видеть месторасположение и управлять им при посадке, то посадочный локатор позволит это и диспетчеру. Такие системы выпускались и раньше, они состоят из обзорной и посадочной части. Мы участвовали только в обзорной, поэтому была поставлена задача — разработать и изготовить посадочную составляющую. Вся начинка у системы новая. Такого еще никто не делал. Но в этом проекте мы столкнулись с серьезными проблемами по финансированию. Сейчас ведем переговоры с инвесторами. Наше предприятие и так поставлено в условия жесткой экономии, и если не договоримся, придется заморозить проект как минимум на год.
 
Третий наш проект позволяет самолетам определять свое местоположение. Раньше, когда не было спутниковой навигации, существовала подобная радиомаячная система. Ее плюс в том, что она не зависит от спутников и помех в забитых диапазонах радиочастот. Мы модернизировали радиомаячную систему, усовершенствовали ее передающую часть. Перспектива разработки — оснащение всех аэродромов страны и зарубежья, где эксплуатируется российская авиатехника.
 
Внешняя политика
 
Челябинский радиозавод исторически принимал участие в поставках на экспорт. Еще с советских времен оборудование поставлялось в страны Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.
 
Начальник отдела внешнеэкономической деятельности радиозавода Вадим ЧУДИНОВ отмечает, что в существующих условиях экспортное направление работает и развивается еще более интенсивно:
 
— В ряде стран заканчиваются сроки эксплуатации предыдущего поколения оборудования, поставленного ЧРЗ «Полет». У заказчиков возникает необходимость в замене морально и физически устаревшей техники, отработавшей во многих зарубежных аэропортах 15 — 20 лет. С этими заказчиками сегодня ведется активная предконтрактная работа. В связи с изменением курса евро и доллара цены на продукцию становятся еще более привлекательными для зарубежных заказчиков. Продолжается и развивается сотрудничество с Казахстаном, другими странами ближнего зарубежья.
 
Мы принимаем также участие в выполнении экспортных контрактов на поставку оборудования в те страны, куда ведутся комплексные поставки российской авиатехники. Неплохие перспективы на ближайшие годы имеются в таких странах, как Ангола, Ирак. Во Вьетнам ведем поставки традиционно уже много лет.
 
Наше оборудование качественное, не требующее серьезного ремонта в течение длительного периода времени. А при желании заказчика мы можем обучить его персонал расширенной диагностике и основам ремонта. С заказчиками из ряда стран есть заключенные договоры о сервисной под­держке. Ежегодно специалисты нашего завода выезжают туда, выполняют диагностику технического состояния, проводят сервисное обслуживание и ремонт, если он необходим.
 
С внедрением нового поколения нашей аппаратуры становится проще и техническое обслуживание. В изделиях заложены современные достижения микропроцессорной техники, радиоэлектроники, программные методы диагностики неисправностей. Предполагается возможность использования и дистанционной диагностики, когда специалист радиозавода сможет без выезда на аэро­дром увидеть возникшую неисправность на мониторе своего компьютера и дать заказчику все необходимые рекомендации по ее устранению.
 
Интерес к нашим разработкам проявляют заказчики в достаточно большом числе стран, что позволяет «Полету» работать на долгосрочную перспективу поставок.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAsQz
http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/furniture/: ссылка на описание.
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/gruzchiki/ здесь.
Юду: http://courier.youdo.com/courier-services/services/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer