Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиационная бомба объёмного взрыва — главный неядерный аргумент Ту-160


13 марта 2015 года Сергей Юферев, Военное обозрение


Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160М должны стать основой нестратегического сдерживания противника в случае возможной агрессии против России. Предполагается, что все имеющиеся на вооружении бомбардировщики Ту-160 будут модернизированы еще до 2020 года. Модернизированная версия самолета отличается новыми двигателями с увеличенным ресурсом и надежностью, новым составом бортового и радиоэлектронного оборудования, новым вооружением. Эти самолеты получили возможность использования современных видов высокоточного оружия.

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности поступили на вооружение дальней авиации в 1987 году. На начало 2013 года в составе ВВС России находилось 16 самолетов данного типа, все они базируются на авиабазе в Энгельсе. За изящество и красоту форм бомбардировщик получил прозвище «Белый лебедь», в странах НАТО самолет известен как Blackjack. Главной особенностью ракетоносца является использование крыла изменяемой стреловидности, что позволяет машине совершать сверхдальние перелеты в экономном режиме работы двигателей. Самолет может пролететь без дозаправки практически 14 тысяч километров. Максимальная взлетная масса гиганта — 275 тонн. Максимальная скорость полета — 2230 км/ч (для строевых частей ограничена 2000 км/ч для сохранения ресурса планера), крейсерская скорость — 917 км/ч. На борт «Белый лебедь» может брать до 45 тонн различных вооружений от свободнопадающих бомб до высокоточных крылатых ракет, в том числе и с ядерными боеголовками. 
 
Стоит отметить, что в отличие от ядерных ракет, современные стратегические бомбардировщики являются гораздо более гибким инструментом убеждения и демонстрации силы. Взлетев с военной базы в Энгельсе под Саратовом, российские стратеги могут спокойно долететь до американского побережья, а также Великобритании, легко оказаться у берегов Австралии или в Индийском океане. В свое время для этих бомбардировщиков специально создавались аэродромы «подскока» — промежуточные базы, на которых технические службы могли пополнить запасы топлива, провести необходимое техобслуживание самолетов, а экипажи могли отдохнуть. Такие аэродромы, возможно, могут появиться и в Латинской Америке: в Венесуэле, Никарагуа и на Кубе. В 2013 году два российских бомбардировщика Ту-160 совершали перелет в Венесуэлу, преодолев более 10 тысяч километров и проведя в воздухе 10 часов. Тогда бомбардировщики успешно приземлились на аэродроме Майкетия.
 
Авиационная бомба объемного взрыва 
 
Одним из наиболее мощных на данный момент боеприпасов, которые могут использоваться с российских бомбардировщиков, является авиационная бомба объемного взрыва, испытания которой были проведены в 2007 году. В СМИ часто используется неофициальное и технически некорректное обозначение данного оружия — АВБПМ (Авиационная вакуумная бомба повышенной мощности). Другое неофициальное название данного боеприпаса — «Папа всех бомб». Оно является отсылкой к прозвищу американской авиабомбы GBU-43/B «Мама всех бомб». Данный авиационный боеприпас крупного калибра долгое время считался самым мощным неядерным боеприпасом в мире и находится на вооружении ВВС США. 
 
Первыми презентовали сверхмощную авиабомбу именно американцы, которые в 2003 году провели серию испытаний и показали сам боеприпас GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast Bomb (MOAB). Это была 11-тонная в тротиловом эквиваленте бомба, которая за свою разрушительную силу тут же была прозвана «матерью всех бомб». Разработкой авиабомбы занимались конструкторы из известной компании «Boeing», ее разработчиком считается Альберт Уимортс. Длина американской бомбы составляет 10 метров, диаметр — 1 метр. Общая масса 9,5 тонны, из которых 8,4 тонны приходится на взрывчатку. В качестве взрывчатки используется взрывчатое вещество H-6 — смесь тротила, гексогена и алюминиевого порошка, которая мощнее тротила в 1,35 раза. В тротиловом эквиваленте мощность взрыва GBU-43/B составляет 11 тонн. Этого достаточно для того чтобы обеспечить гарантированный радиус поражения — примерно 140 метров, при этом частичные разрушения объектов и строения наблюдаются на удалении до 1,5 километров от эпицентра взрыва. 
 
Стоит отметить, что GBU-43/B — это управляемая фугасная авиабомба. MOAB была снабжена системой наведения KMU-593/B, которая включает в себя системы спутниковой и инерциальной навигации. Для управления полетом бомбы впервые в истории американских вооружений были применены, используемые при выпуске российских боеприпасов, решетчатые стабилизаторы С. М. Белоцерковского. Первые испытания бомбы провели в 2003 году, на полигоне в штате Флорида было осуществлено два взрыва. Один экземпляр бомбы был отправлен в Ирак в рамках проведения операции «Несокрушимая свобода», но использовать бомбу так и не удалось, к моменту доставки бомбы активные боевые действия закончились. 
 
Авиационная  бомба объёмного взрыва — главный неядерный аргумент Ту-160
 
При всех своих достоинствах у бомбы есть и существенный минус. Во время проведения испытаний бомба сбрасывалась с борта транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules. Внутри самолета бомба находилась на специальной платформе, которая вместе с самой бомбой вытягивалась через люк при помощи парашюта. После чего MOAB быстро, для того чтобы не потерять скорости, откреплялась от платформы и парашюта, начиная самостоятельное падение на цель. Такой вариант сброса возможен лишь в том случае, если у противника отсутствует система ПВО или на тот момент она уже полностью подавлена. 
 
Российский ответ на «матерь всех бомб» последовал в 2007 году. Тогда по Первому каналу телевидения был показан новостной сюжет о том, как сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 сбрасывает бомбу, показано падение бомбы с парашютом и сам взрыв. В сюжете также показываются последствия взрыва: руины многоэтажного дома, обломки военной техники, обожженная поверхность земли, напоминающая собой лунную поверхность. Стоит отметить, что из-за соображений секретности, сегодня нам неизвестно не только настоящее обозначение испытанного боеприпаса, но и его разработчики и производители. По сути, вся информация о бомбе — это ролик Первого канала, который был смонтирован из разных кусков. К примеру, самого момента сброса бомбы с Ту-160 на видео нет. Так что на данный момент единственным доказательством существования сверхмощной авиационной бомбы объемного взрыва является этот видеоролик, который можно посмотреть в сети. 
 
В этом же ролике испытания прокомментировал тогдашний заместитель начальника Генерального штаба Александр Рукшин. По его словам, результаты испытаний созданной бомбы показали, что она по своим возможностям и эффективности соизмерима с ядерными боеприпасами. Одновременно с этим Александр Рукшин подчеркнул, что действие бомбы абсолютно не загрязняет окружающую среду в отличие от всех видов ядерных боеприпасов. По его словам, новый авиационный боеприпас позволит нашей стране обеспечить свою безопасность и будет способствовать противостоянию международному терроризму в любом регионе мира. Также он уточнил, что созданная авиабомба в состоянии заменить целый ряд разработанных ранее ядерных средств поражения малой мощности (тактических боеприпасов мощностью до 5 кт). 
 
Авиационная  бомба объёмного взрыва — главный неядерный аргумент Ту-160
 
По имеющейся в открытом доступе информации, российская авиабомба весит более 7 тонн, но мощность ее взрыва достигает 44 тонн в тротиловом эквиваленте. При меньшей массе взрывчатого вещества мощность российского боеприпаса в 4 раза мощнее американской «Матери всех бомб». В пересчете на массу заряда мощность используемого в российском бомбе взрывчатого вещества (ВВ) превышает мощность тринитротолуола более чем в 6 раз. 
 
Теоретический расчет зон поражения (исходя из мощности боеприпаса в тротиловом эквиваленте):
 
90 метров от эпицентра взрыва — полное разрушение даже укрепленных конструкций;
170 метров от эпицентра взрыва — практически полное разрушение конструкций из железобетона, полное разрушение неукрепленных конструкций;
300 метров от эпицентра взрыва — почти полное разрушение неукрепленных конструкций (жилые дома), а также частичное разрушение укрепленных конструкций;
440 метров от эпицентра взрыва — частичное разрушение неукрепленных конструкций;
1120 метров от эпицентра взрыва — ударная волна в состоянии разбить стеклянные конструкции;
2290 метров от эпицентра взрыва — силы ударной волны достаточно, чтобы сбить с ног человека. 
 
Эффективное средство зачистки
 
Парадокс заключается в том, что эффект от объемного взрыва был известен еще за века до непосредственного изобретения объемно-детонирующих боеприпасов, которые в прессе часто ошибочно называют «вакуумными бомбами». Человечество столкнулось с этим раньше, чем произошел сам процесс понимания объемного взрыва. Тогда по неизвестным людям причинам происходили взрывы на шахтах, взлетали в воздух сахарные фабрики, мельницы, пилорамы. Что такое объемный взрыв? Смесь аэрозольного облака из природных газов и некоторых углеводородов: угольной пыли, сахара, муки, опилок с кислородом — была готовой к использованию бомбой. Нужно было лишь поднести детонатор в виде случайной искры или факела и происходил взрыв. 
Название, которое прочно закрепилось в СМИ, возникло из-за способности объемно-детонирующего оружия создавать очень мощную взрывную волну и выжигать кислород на большой площади до состояния, которое близко к вакууму. При этом специалисты ООН признали подобные бомбы негуманным средством ведения войны, которое может вызвать чрезмерное страдание. Человек, который оказывается в зоне такого взрыва, получает чудовищные травмы. Однако еще один парадокс ситуации заключается в том, что против солдат противника данное оружие практически не использовалось. 
 
Авиационная  бомба объёмного взрыва — главный неядерный аргумент Ту-160
 
Во время Вьетнамской войны американские пилоты и вертолетчики бомбили таким оружием преимущественно джунгли. Главная цель была в создании приемлемой по размерам посадочной площадки для вертолетов. Большего от такого вида бомб не требовалось — существующие на тот момент классические виды боеприпасов хорошо справлялись со своими непосредственными обязанностями. 
 
Однако военные все же использовали объемно-детонирующие боеприпасы. К примеру, советские летчики в Афганистане сбрасывали на душманов объемно-детонирующие бомбы ОДАБ-500П, обладавшие весом в 500 кг. Бомбы сбрасывались с борта штурмовиков Су-25, преимущественно их использовали в долинах. В горной местности, где облако аэрозоля из таких бомб быстро рассеивалось, их применяли вместе с обыкновенными дымовыми бомбами. По воспоминаниям летчиков, густой дым от дымовых бомб не давал аэрозолю быстро рассеяться. При бомбардировке в горах использовалось следующее сочетание: на каждые 6 объемно-детонирующих бомб приходилось по две дымовых бомбы. Эффект от использования данных боеприпасов был страшным. 
 
Российские ОДАБ — объемно-детонирующие авиационные бомбы действуют на основе так называемого объемного взрыва. Их разработкой и выпуском занимается московское предприятие ГНПП «Базальт». Данные бомбы предназначены для поражения целей и объектов, расположенных в складках местности или в полевых фортификационных сооружениях открытого типа, также они могут применяться для проделывания проходов в минных полях. Американская армия, как уже говорилось выше, использовала подобные бомбы для обустройства посадочных площадок в джунглях, а советские войска в Афганистане бомбили ими пещеры душманов в Тора-Бора и другие их подземные укрепления. В Советском Союзе, а затем и в России наиболее мощными авиационными боеприпасами до последнего момента являлись фугасная бомба ФАБ-9000 (фугасная бомба большого калибра, предназначенная для нанесения ударов по крупным сухопутным объектам и кораблям противника) и объемно-детонирующая бомба ОДАБ-1500. 
 
Авиационная  бомба объёмного взрыва — главный неядерный аргумент Ту-160
 
Принцип действия ОДАБ и в частности ОДАБ-500ПМ основан на реализации объемного взрыва. При встрече такой бомбы с преградой происходит взрыв заряда обыкновенного ВВ. Это ведет к разрушению тонкостенного корпуса авиабомбы, а также доводит жидкое ВВ до газообразного состояния и обеспечивает создания аэрозольного облака, которое в состоянии легко проникать в негерметичные укрытия (блиндажи, окопы). Примерно через 100-140 мс происходит взрыв инициирующего детонатора, который находится в капсуле, прикрепленной к парашюту, происходит взрыв топливно-воздушной смеси. 
 
Основным поражающим фактором таких бомб является ударная волна, во фронте которой образуется избыточное давление, которое может достигать примерно 3000 кПа (30 кгс/см). Такие бомбы эффективно борются с живой силой противника, в том числе и там, где она может быть надежно укрыта от воздействия осколков. Для бомб ОДАБ-500ПМ эффективный радиус поражения солдат противника составляет 30 метров на открытой местности и 25 метров в полевых фортификационных сооружениях, а также окопах. Помимо этого бомба обеспечивает поражение открыто расположенной авиационной техники противника в местах дислокации в радиусе 30 метров. Бомба может применяться при скоростях полета от 500 км/ч до 1100 км/ч с высоты 200-12000 метров и позволяет самолету-носителю маневрировать даже с очень большими перегрузками. Носителями авиабомбы ОДАБ-500ПМ в настоящее время являются все тактические самолеты, которые находятся на вооружении российских ВВС. Модификациями данной бомбы являются более мощные ОДАБ-1000 и ОДАБ-1500, отличающиеся большей массой. 
 
Однако армии мира не спешат переходить исключительно на этот тип боеприпасов и этому есть свое объяснение. По словам Александра Парфенова полковника запаса, эксперта информационного центра «Оружие ХХI века», слабые стороны объемно-детонирующих боеприпасов заключаются в том, что они обладают одним поражающим фактором — ударной волной. Кумулятивным или осколочным действием по цели они обладать не могут. Более того, для осуществления объемного взрыва требуется большое количество свободного объема и кислорода, то есть такая бомба не сработает в безвоздушном пространстве, в грунте или воде. Также на подобного рода боеприпасы большое влияние оказывает погода и погодные условия. При наличии проливного дождя или сильного ветра топливно-воздушное облако, необходимое для объемного взрыва, не формируется или очень быстро рассеивается. А вести боевые действия исключительно при хорошей погоде, согласитесь, не совсем удобно и практично. Несмотря на эти недостатки, боеприпасы объемного взрыва способны оказывать сильное устрашающее воздействие на противника. По этой причине такие бомбы могут являться очень хорошим сдерживающим фактором, особенно если речь идет о борьбе с бандформированиями или террористами.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBv9xH
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/ по ссылке.
По ссылке https://youdo.com/auto/diagnostic/lkp/ здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer