Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Загадка A320: что известно о катастрофе самолета во Франции


25 марта 2015 года Г. Макаренко, А. Ратников, И. Ткачёв, О. Макаров, РБК


Крушение A320 во французских Альпах со 150 погибшими стало первой подобной трагедией в Евросоюзе за шесть с половиной лет, а во Франции — почти за 15. Обстоятельства падения лайнера остаются неясными, и версий пока нет.

Франция прожила без таких авиакатастроф почти 15 лет: до этого пассажирский лайнер разбивался в стране в 2000 году (сверхзвуковой Concorde авиакомпании Air France рухнул на здание гостиницы в пригороде Парижа, погибли 113 человек). Для Западной Европы подобные трагедии тоже являются редкостью: последний раз такое происходило в августе 2008 года, когда самолет MD-82 испанской авиакомпании Spanair разбился при взлете в мадридском аэропорту (погибли 154 человека). Еще больше вопросов оставляет тот факт, что катастрофа произошла во время крейсерской фазы полета, когда вероятность крушения ниже, чем при взлете или посадке. По статистике авиастроительного концерна Boeing за 2004—2013 годы (всемирный коммерческий воздушный флот), во время крейсерского полета происходит только 10% фатальных авиационных происшествий (против 14% во время взлета и начального набора высоты и 47% во время окончательного захода на посадку и посадки).

Вдобавок авиакатастрофа во французских Альпах произошла после рокового года для мировой гражданской авиации: в 2014 году случилось несколько авиакатастроф, обстоятельства которых были беспрецедентны, а причины так и не прояснены до конца (исчезновение Boeing малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines в Индийском океане и гибель лайнера той же авиакомпании в небе над восточной Украиной).

«Мы пока не знаем, что случилось с рейсом 4U9525», — заявил днем глава Lufthansa Карстен Шпор, после того как стало ясно, что самолет разбился. Канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Франции Мануэль Вальс подчеркнули, что пока рано выдвигать версии случившегося, но изучаются все версии. В этих условиях о причинах катастрофы можно только спекулировать: так, американский телеканал NBC News отмечает, что крушение в срединной фазе полета могло быть вызвано внезапным падением давления внутри самолета (например, из-за трещины в корпусе), поломкой двигателя (хотя A320 может лететь и на одном работающем двигателе при неработающем втором) или насильственным происшествием на борту. Вечером представители Lufthansa заявили, что не рассматривают версии криминального характера.

24 марта днем самолет авиакомпании Germanwing, следовавший из Барселоны в Дюссельдорф, потерпел крушение в Альпах. Лайнер Airbus A320 покинул аэропорт Барселоны в 10:01 по барселонскому времени (12:01 мск), в 10:35 (12:35 мск) самолет достиг высоты 38 тыс. футов, рассказал на спецбрифинге гендиректор компании Germanwings Томас Венкельманн. По его словам, затем лайнер начал резко снижаться в течение 8 минут. Контакт с самолетом был потерян в 10:53 (12:53) на высоте 6 тыс. футов. «Затем лайнер разбился», — резюмировал он. Все 150 пассажиров и членов экипажа считаются погибшими.

Самолет Airbus A320-211 немецкого лоукостера Germanwings вылетел из аэропорта Барселоны во вторник утром, следуя рейсом 4U9525. По данным сервиса Flightradar24, запланированное время вылета было назначено на 9:35 по местному времени, фактически самолет вылетел с небольшой задержкой, ровно в 10:00 (12:00 мск).

Рейс направлялся в международный аэропорт Дюссельдорфа, столицы немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия. По данным самой компании Germanwings, на борту находилось 150 человек — 144 пассажира и шесть членов экипажа. Почти половина из присутствовавших на борту людей (67 человек)  — немцы. Испанские СМИ сообщают, что еще 45 человек были подданными Испании.

Также сообщается, что на самолете находилась группа немецких школьников с преподавателями, но разные источники называют разное число учеников. Испанская El Pereodico пишет, что на борту было 16 учащихся и четверо преподавателей, британская The Independent утверждает, что учителей было двое, а The Local заявляет о 15 учениках.

Как рассказал на пресс-конференции глава Germanwings Томас Винкельманн, едва достигнув крейсерской высоты, лайнер снова стал снижаться. Произошло это примерно через 30—40 минут после вылета из Барселоны. Снижение продолжалось восемь минут, и в 12:53 мск диспетчеры потеряли связь с самолетом. Сервис Flightradar24 «потерял» самолет еще раньше — около 12:39 мск, когда тот был на высоте 6,8 тыс. футов над уровнем моря (около 2,1 км, при крейсерской высоте около 11 км).

Рейс 4U9525 исчез с радаров в районе города Барселонет, который располагается в окружении массива Эстро — крупного предгорья Альп. Примерно в 10 км к юго-западу от города находится Тэт-д-Эстро, крупнейший пик региона (2,9 км над уровнем моря), в 90 км к юго-востоку — Лазурный берег Франции, города Ницца и Канны.

О пропаже самолета французские СМИ передали около 13:30 мск. Через 20 минут глава МВД Франции Бернар Казенев подтвердил обнаружение останков самолета на высоте около 6,5 тыс. футов (2 км) над уровнем моря у города Барселонет. Пресс-секретарь министерства Пьер-Анри Бранде рассказал также, что перед столкновением лайнер подал сигнал бедствия, произошло это около 12:45 мск. Однако позднее источник AFP в авиационных властях это опроверг: «Сигнал подал авиадиспетчер, поскольку он потерял контакт с экипажем самолета».

В момент крушения, по данным Gismeteo, в Барселонете было около плюс12 градусов Цельсия, безоблачно, но с довольно сильным ветром. После обеда погода ухудшилась, начался дождь, что затрудняет поисковые работы.

Лоукостер Germanwings

Germanwings была создана в 1997 году. С момента основания авиакомпания перевезла свыше 16 млн пассажиров. Крушение A320 стало первым в ее истории. Единственным владельцем Germanwings с 2009 года является крупнейшая авиакомпания Германии Lufthansa. Авиационных происшествий со смертельным исходом у Lufthansa не было с 1993 года, когда двое человек погибли в аварии Airbus A320 в Польше (по данным Aviation Safety Network).

Разбившийся самолет и модель Airbus A320

Разбившийся самолет был построен в 1990 году и передан в эксплуатацию Lufthansa в 1991 году. Он был одним из старейших в авиапарке Germanwings. Общий налет авиалайнера составлял 58 300 часов и 46 700 циклов «взлет—посадка». На январь 2015 года средний возраст самолетов Germanwings составлял 9,2 года, согласно информации на веб-сайте авиакомпании. Последний раз воздушное судно проходило штатную проверку в понедельник, 23 марта, сообщил представитель Germanwings.

Пилот разбившегося лайнера летал на самолетах Germanwings и Lufthansa на протяжении десяти лет. У него было 6 тыс. часов налета на этой модели Airbus.

Конкретных версий пока нет

Немецкие, французские и испанские власти договорились начать совместное расследование происшествия, сообщила канцлер Ангела Меркель. «Я разговаривала с президентом Франции Франсуа Олландом и премьер-министром Испании Мариано Рахоем. Мы условились оказывать комплексное содействие расследованию причин катастрофы, а также поддержку тем, кто руководит расследованием в месте крушения и в аэропортах», — сказала она. Меркель добавила, что завтра лично прибудет на место трагедии, чтобы лично оценить сложившуюся ситуацию.

«Пока мы располагаем лишь незначительными данными о случившемся», — отметила Меркель. Канцлер предостерегла от спекуляций по поводу возможных причин трагедии, заверив, что инцидент будет «тщательно расследован». «На этом этапе расследования изучаются все версии случившегося», — заявил премьер-министр Франции Мануэль Вальс.

К вечеру поисково-спасательная группа обнаружила один из бортовых самописцев разбившегося лайнера. «Найден черный ящик, он будет немедленно передан следователям», — сказал журналистам глава французского МВД Казенев.

Вице-президент Lufthansa Хайке Бирленбах сообщила вечером на пресс-конференции, что компания рассматривает произошедшее как несчастный случай, любые другие версии, такие как теракт, носят спекулятивный характер. «Пока мы говорим, что это несчастный случай. Больше ничего на данном этапе сказать невозможно. Все остальное будет спекуляцией», — заявила Бирленбах.


Кто будет вести расследование

Курировать расследование будет французское Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA). Немецкое Федеральное бюро по расследованиям авиационных происшествий направит трех специалистов для помощи французским коллегам. Предложение о помощи в расследовании поступило и от США. Президент Барак Обама сообщил на пресс-конференции, что поговорил с Меркель и планирует поговорить с испанским премьером Рахоем «о любой помощи, которую могут предоставить США».

Airbus A320 был оборудован двумя двигателями CFM 56-5A1 производства CFM International, совместного предприятия французской аэрокосмической корпорации Snecma и американской корпорации General Electric, сообщается в пресс релизе Airbus. CFM International и Airbus тоже предложили следователям свою помощь. «Группа советников по техническим вопросам будет направлена [на место крушения] для оказания полного содействия французскому Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA), курирующему расследование», — говорится в сообщении Airbus.

Самолет A320 может планировать и благополучно сесть и без обоих работающих двигателей, доказал случай, известный как «Чудо на Гудзоне». В январе 2009 года у лайнера A320 американской US Airways в полете отказали оба двигателя после столкновения со стаей птиц, но пилот сумел посадить самолет на реку Гудзон, никто не погиб.

По данным ​вебсайта AirSafe.com, A320 — самая востребованная модель компании Airbus. С учетом сегодняшней трагедии показатель безопасности лайнера — 0,1 катастрофы на 100 млн км налета — опустился в рейтинге самых безопасных моделей самолетов на пятое место, уступив семейству Boeing 737, показатель которого составляет 0,08.

Бизнес-эффекты

Котировки акций Lufthansa падали более чем на 5% сразу после сообщений об авиакатастрофе, Airbus — почти на 2%. Еще в 1987 году американские экономисты Дон Чанс и Стивен Феррис показали, что акции авиакомпании, чей самолет потерпел крушение, обычно снижаются в день события: в среднем потери акционеров составляют 1,2% (работа «Воздействие авиационных катастроф на индустрию воздушного транспорта» (pdf). Но этот эффект не распространяется дальше одного торгового дня — «экономическая значимость авиакатастрофы оценивается и отыгрывается в пределах одного торгового дня». Авиакатастрофа не оказывает статистически различимого эффекта на котировки авиакомпаний в целом: это предполагает, что инвесторы обычно не расценивают авиакатастрофу как событие, способное повлиять на отрасль в целом. Не влияют такие происшествия и на акции производителей самолетов, установили Чанс и Феррис.

Акции Lufthansa по итогам вторника подешевели во Франкфурте на 1,6%. Котировки Airbus восстановились к концу дня и закрылись в плюсе на 0,35%.

Авиационные происшествия могут иметь долгосрочные экономические и финансовые последствия, если они кардинально меняют «правила игры» в отрасли. Теракты 11 сентября 2001 года немедленно привели к просадке всего пассажирского трафика, стандарты авиационной безопасности серьезно ужесточились. Крушение малайзийского Boeing, сбитого под Донецком, повлекло за собой инициативы по пересмотру регламентов полетов через зоны военных конфликтов. А бесследное исчезновение рейса MH370 над Индийским океаном в марте прошлого года привело к тому, что Airbus начал работу над плавучими черными ящиками, которые легче обнаружить в море, а китайский самолетостроитель Comac тестирует технологию самописца, который выбрасывается на парашюте за мгновения до катастрофы.

Бизнес Lufthansa переживает непростые времена, что относится к большинству европейских перевозчиков, которые проигрывают конкуренцию лоукостерам и богатым арабским авиакомпаниям. Чистая прибыль Lufthansa в 2014 году составила всего лишь 55 млн евро (годом ранее — 313 млн евро), выручка осталась на уровне 30 млрд евро. В феврале компания отказалась от выплаты дивидендов за 2014 год, оставив акционеров без денег в третий из последних шести лет. У Lufthansa также проблемы во взаимоотношениях с профсоюзами: в прошлом году пилоты компании 10 раз устраивали забастовки из-за спора о пенсиях. Забастовки пилотов стоили перевозчику 232 млн евро за весь год.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer