Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Торможение в полете


27 марта 2015 года Валерий Лавский, КоммерсантЪ - Новосибирск


К концу марта далеко не все авиакомпании и аэропорты Западной Сибири опубликовали летние расписания пассажирских перевозок. Но уже очевидно, что для сибиряков, предпочитающих отдыхать за границей, выбор прямых рейсов будет меньше привычного из-за сокращения числа чартеров. В качестве компенсации отрасль предоставит дополнительные возможности туристам, следующим правилу «Люби и знай родной край»: перевозчики продолжают открывать новые межрегиональный рейсы, пользуясь госпрограммой их субсидирования.

Пассажиры в минусе
 
В середине марта Росавиация опубликовала статистические данные об объемах пассажирских перево­зок, осуществленных 35 крупнейшими авиакомпаниями страны в первые два месяца 2015 года. По данным ведомства, в январе они увеличились на 0,2%, до 5,8 млн человек. Но в феврале этот небольшой рост был перекрыт серьезным падением — на 4,1%, до 5,1 млн человек. Как отмечают специалисты отрасли, падение объемов имеет место впервые с 2009 года. В сегменте международных авиаперевозок оно оказалось еще более заметным — на 14,5%, до 4,8 млн пассажиров. Это свидетельствует о серьезных проблемах в выездном туризме, который в последние годы являлся одним из основных драйверов развития отрасли. Наиболее заметно сокращение объемов перевозок у авиакомпаний, делающих акцент на чартеры. У «Когалымавиа» и NordAvia оно составило 40%, у Nordwind Airlines — 25%.
 
Обращает на себя внимание и отсутствие другой статистики. В прошлом году сибирские аэропорты ежемесячно информировали об объеме пассажиропотока. Итоги 2014 года были предметом гордости предприятий, следует из исследования, опубликованного на специализированном портале «Авиа­порт». Крупнейший российский аэропорт за Уралом — новосибирское Толмачево — обслужил 3,96 млн пассажиров, что на 5,6% больше, чем в 2013 году (2,4 млн человек на внутренних воздушных линиях, 1,5 млн — на международных). Беспрецедентный рост международного трафика наблюдался в Томске — 160%. Более чем на треть улучшил показатели Горно-Алтайск, обслужив почти 42 тыс. пассажиров, причем в летний период здесь «загрузка воздушного судна… на всех направлениях составляла около 100%». В 2015 году сообщения сибирских аэропортов об объемах перевозок стали большой редкостью. По понятным соображениям: демонстрировать падение показателей никто не хочет.
 
Пострадавший туризм
 
Сокращение туристического потока за рубеж, конечно, не новость для рынка. По данным Ростуризма, уже в 2014 году число россиян на зарубежных курортах снизилось по сравнению с 2013-м на 15%, до 45,9 млн человек. Причины вполне понятны: девальвация рубля и взаимные санкции России и Европейского союза (ЕС). Другими словами, это почти исключительно российская проблема, в Европе ситуация совершенно иная. Рост туристических потоков здесь в 2014 году и в начале 2015 года свидетельствует о долгосрочном тренде, при этом 2014-й стал рекордным по объемам международного туризма. Две трети стран ЕС фиксировали рост за 2014 год, превышающий 4% — средний показатель по региону, на который все же оказало негативное влияние сокращение туристических потоков в странах Восточной Европы, рассказал „Ъ“ управляющий партнер авиационной консалтинговой группы Aeropartner Григорий Померанцев (Латвия). По его данным, туроператоры и тур­агентства европейских стран рассчитывают на хорошие показатели и в дальнейшем, благодаря падению цен на нефть, а также укрепляющемуся по отношению к евро доллару.
 
«Соотношение продаж по внутренним и внешним авиалиниям в 2014 году составило 62% и 38% соответственно, при том что в 2013 году — 52% и 48%. На конец 2014 года мы зафиксировали рост продаж по внутренним направлениям на 19%, по внешним — на 7%», — сообщил в марте на онлайн-конференции Finam.ru (входит в инвестиционный холдинг «Финам») гендиректор онлайн-трэвел-агентства Biletix Александр Сизинцев.
 
Прямых и косвенных подтверждений того, что итоги января — февраля не исключение, а демонстрация нового правила, немало. Anywayanyday.com (международный онлайн-сервис покупки авиа­билетов и бронирования отелей) опубликовал данные, согласно которым радикально изменился топ-10 городов, куда россияне намерены улететь на майские праздники (их можно считать своего рода «репетицией» летнего сезона). Если в 2014 году он состоял только из зарубежных городов, то теперь в него вошли российские Сочи, Минеральные Воды и Симферополь. Зато выбыли Рим, Барселона, Милан, Лондон, Мюнхен и Берлин. В исследовании Anywayanyday.com указывается, что на сегодняшний день спрос пользователей на авиабилеты в период этих праздников снизился более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Впрочем, в компании не исключают, что ближе к маю показатели продаж еще вырастут, так как средняя глубина продаж в 2015 году составляет пять-шесть недель против четырех месяцев в 2014-м. «В связи с текущей экономической ситуацией россияне стали меньше мечтать. Так, по всей России существенно уменьшилась доля тех, кто проверяет стоимость авиабилетов, не планируя конкретную поездку: если в 2014 году их было 77%, то в 2015-м — только 15%», — утверждает, в свою очередь, официальный представитель Momondo.ru (международный поиск, сравнивающий предложения на авиабилеты, отели и другие туристические услуги) Ирина Рябовол. В марте компания опубликовала результаты масштабного исследования предпочтений пользователей сервиса, согласно которому для новосибирцев этот показатель равен 35%.
 
«Новосибирские туроператоры практически полностью распродали билеты на чартеры на это лето. Когда я удивился этому факту, они мне объяснили, что просто в этом году чартеров будет в три раза меньше», — рассказал „Ъ“ один из предпринимателей, хорошо знающий ситуацию на местном рынке. Предварительный прогноз развития ситуации летом дали Новосибирская ассоциация туристских организаций и Союз туриндустрии Сибири. По их данным, из Толмачево вместо пяти чартерных рейсов в неделю в ОАЭ будет летать один. В Таиланд число рейсов сократится вдвое, во Вьетнам — на треть, на китайский остров Хайнань полеты будут отменены вовсе. Что касается Европы, то останутся прямые рейсы в Испанию, Грецию и Чехию, но тоже в меньшем количестве.
 
Следует упомянуть и тот факт, что целый ряд авиакомпаний переживают финансовые трудности разного масштаба, что не добавляет рынку оптимизма. На 26 марта в арбитражном суде Ханты-Мансийского автономного округа назначено рассмотрение дела о банкротстве «ЮТэйр». В преддверии разбирательства гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов обратился к министру транспорта РФ Максиму Соколову с просьбой о содействии в скорейшем получении перевозчиком гарантий. От правительства «Уральские авиалинии» ждут предоставления гарантий на 2 млрд руб. и помощи на переговорах с ВТБ. Сбербанк РФ обратился в арбитраж Москвы с заявлением о признании банкротом «ВИМ-Авиа». На этой неделе Росавиация сообщила о том, что «ЮТэйр» и «Трансаэро» отказались от допуска на 19 маршрутов каждая. Так, «Трансаэро» не будет выполнять полеты из Екатеринбурга и Новосибирска в Барселону и Дубай. Еще в январе было объявлено, что «в целях оптимизации туристического потока» «Трансаэро» отменила один из двух рейсов Новосибирск — Хургада.
 
Специалисты и участники рынка не прогнозируют быстрого возврата к привычному темпу роста пассажиропотока и не рассчитывают на скорое восстановление международного трафика, говорится в исследовании «Авиапорта». Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе сообщила «Газете.ру», что в целом в России общее количество полетных чартерных программ, когда оператор сам заказывает и оплачивает логистическую цепочку, сократилось на 50%. Ранее президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун сообщал „Ъ“, что ожидает падения пассажиропотока по итогам всего 2015 года на 10-20% (см. номер от 10 февраля).
 
Внутреннее оживление
Впрочем, об апокалипсисе на рынке авиаперевозок речь все-таки не идет. Пассажиропоток на внутренних рейсах по-прежнему увеличивается. За январь — февраль рост составил 12,4%, авиакомпании перевезли 6,1 млн человек. Крупные авиаперевозчики чувствуют себя довольно уверенно. Так, компании группы S7 в январе перевезли 717,2 тыс. пассажиров — на 5,3% больше, чем в первом месяце прошлого года. «В январе — феврале 2015 года мы наблюдаем рост пассажиропотока на рейсах в/из Новосибирска на 4% к прошлому году», — уточнили в пресс-службе группы. По ее данным, «в этом сезоне сократится частота полетов из Новосибирска в Гонконг и в Пекин, но при этом открываются новые рейсы — в Сеул, Сургут, Уфу, Самару, Мирный, Благовещенск, а также увеличится частота полетов в Ош, Бишкек, Сочи, Санкт-Петербург и Симферополь». Рейсы Новосибирск — Самара и Новосибирск — Уфа с остановкой в Сургуте стартуют 28 апреля, в Мирный — с 2 июня, в Благовещенск — с 30 мая.
 
Государственная программа субсидирования межрегиональных перевозок продолжает стимулировать открытие новых рейсов. «Крас­Авиа» с февраля приступила к полетам по маршруту Новосибирск — Ханты-Мансийск, а с 2 мая будет выполнять рейсы Новосибирск — Новокузнецк. С 2 апреля красноярская госкомпания возьмется за рейс Барнаул — Томск с частотой три раза в неделю. С 16 марта ATR-42-500 авиакомпании NordStar летает по маршруту Новосибирск — Кызыл — Иркутск два раза в неделю с перспективой увеличения до трех. Иркутская «Ангара» в самом начале года открыла рейс Новосибирск — Уфа, а с 4 марта продлила рейс Иркутск — Новосибирск до Челябинска и Казани, заменив ушедшую с него казанскую «Ак Барс Аэро».
 
На некоторых маршрутах, которые ранее не пользовались у перевозчиков особой популярностью, теперь даже разворачивается серьезная конкуренция. С 14 марта полеты в город томских нефтяников Стрежевой осуществляет «КрасАвиа», а с 19 марта — NordStar. К этому стоит добавить, что новый игрок на рынке Западной Сибири «Бурятские авиалинии» с 31 марта выйдут на маршрут Стрежевой — Томск.
 
Кроме того, российские авиакомпании активно осваивают маршруты из сибирских регионов в Крым. Об открытии летом полетов в Симферополь объявил кемеровский аэропорт. На 3 июня назначено открытие рейса Red Wings Барнаул — Симферополь (один раз в неделю). Та же авиакомпания с 2 июня начнет осуществлять дважды в неделю полеты в столицу Республики Крым из Томска. А 13 июня к Red Wings на маршруте Томск — Симферополь присоединится АЛРОСА (раз в неделю).
 
Такое развитие сети стимулирует развитие внутреннего туризма. По оценке гендиректора туристической компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, в 2015 году следует ожидать роста объема внутреннего туризма на 25%.
 
Впрочем, любителей отдыха за границей тоже нельзя совсем сбрасывать со счетов. Они по-прежнему формируют спрос, которым воспользуются перевозчики. За последние годы появилась прослойка, которая не готова отказываться от путешествий, объяснил на онлайн-конференции Finam.ru PR-директор туристического поисковика Aviasales.ru Янис Дзенис. «Заменят Прагу более дешевым Будапештом, но полетят», — уверен он. Пример такого экономного подхода новосибирцы показали уже на новогодние праздники. В декабре прошлого года относительно дорогие туры из Толмачево — в Европу, в ОАЭ, на острова Пхукет (Таиланд) и Хайнань — потеряли 40-60% клиентов. Зато число туристов, вылетевших в Египет, выросло на 70%, в Гоа — на 50%, во Вьетнам — на 25-40%.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer