Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небо с овчинку


27 марта 2015 года Дарья Лаптиёва, Lenta.ru


Венгерский лоукостер Wizz Air анонсировал закрытие украинского представительства с 20 апреля. В компании решение объяснили кризисом, нестабильной валютой и общим снижением рынка авиаперевозок на Украине — что, в общем, не удивительно, если учитывать политические реалии и вооруженный конфликт на востоке страны. Решение Wizz Air еще больше упрочило позиции Международных авиалиний Украины, которые и так считались местным монополистом в сфере международных перевозок. При этом МАУ принято связывать с именем бывшего губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, который недавно подал в отставку на фоне попыток Киева ограничить его влияние на госкомпании.

Как сообщила пресс-служба Wizz Air, компания планирует сократить общее число направлений до восьми, ими теперь будет заниматься Wizz Air Hungary. Один из двух самолетов Airbus A-320, оставшихся от «Визз Эйр Украина» переведут в словацкий Кошице, второй оставят на базе в Киеве. В результате Wizz Air продолжит полеты из Киева в Будапешт, Лондон, Кельн, Мюнхен, Гамбург, Дортмунд, Катовице (Польша) и Ларнаку (Кипр). А направления из украинской столицы в Барселону, Валенсию, Кутаиси, Москву, Милан, Неаполь и Венецию будут закрыты.
 
Международные авиалинии Украины – крупнейший авиаперевозчик страны – были основаны в 1992 году. Структура является государственной, однако 100 процентов ее акций принадлежат частным компаниям. На ее балансе состоят 35 самолетов, большая часть которых базируется в киевском аэропорту «Борисполь». Осуществляет перевозки по направлениям Украина — Западная Европа, Украина — Ближний Восток, Украина — СНГ, Украина — Азия. В настоящее время МАУ совершает около 700 международных и внутренних рейсов в неделю
Единственным международным авиаперевозчиком в стране фактически остаются Международные авиалинии Украины, аффилированные с бывшим губернатором Днепропетровской области, олигархом Игорем Коломойским, констатируют эксперты. «По сути, сегодня из зарегистрированных в Украине авиакомпаний не летает никто, кроме МАУ. У них более 170 прав на линии, и ситуация, когда в стране не выдаются права на направления новым компаниям, их устраивает», — цитирует «Новое время» юриста Андрея Гука, специализирующегося на авиаперевозках.
 
Связь МАУ с Коломойским при этом остается отдельным предметом для спора. В январе 2013 года о смене акционеров компании сообщил «Коммерсантъ-Украина», ссылаясь на собственные источники в руководстве Международных авиалиний и в компаниях, сотрудничающих с ними. «Сделка закрылась как раз летом [2012 года], но еще до этого МАУ и "АэроСвит" начали ослаблять взаимную конкуренцию. Сейчас руководство МАУ говорит, что у компании один хозяин — Игорь Коломойский», — говорилось в статье.
 
Несмотря на то, что сам Коломойский и пресс-служба МАУ эту информацию категорически опровергли, украинские СМИ продолжают указывать на связь между бывшим днепропетровским губернатором и авиаперевозчиком (исходя из этого, в частности, в прошлом году составлен «Инсайдером» список украинских авиакомпаний). Упоминал об этом и Корреспондент.net в связи с утверждением Государственной авиационной службой и Министерством инфраструктуры Украины (МИУ) нового порядка распределения маршрутов для авиакомпаний в прошлом году. Считается, что официальное признание МАУ за Коломойским грозит последнему осложнениями с антимонопольным комитетом.
 
В 2014 году МАУ через суд добились отмены решения о передачи части направлений турецкому лоукостеру АtlasJet. Представители компании утверждали, что Мининфраструктуры не имело права принимать подобного решения, так как порядок предоставления и аннулирования разрешений на эксплуатацию воздушных линий — в компетенции Госавиаслужбы. «В компетенции же Министерства инфраструктуры находится формирование государственной политики в сфере транспорта, а не авиационных правил», — цитировало пресс-службу «Дело».
 
Положительным решением отдельного вопроса руководство МАУ не удовлетворилось и добилось изменения действующего «Порядка выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий». В документе появилась норма, согласно которой новые направления могла получить лишь компания, которая наполовину принадлежит гражданину Украины или самой Украине, а также уже выполняет рейсы по внутренним направлениям на протяжении года. Ни один из лоукостеров под эти требования не подходил.
 
Считается, что пролоббировать принятие таких правил помог глава Госавиаслужбы Денис Антонюк, ранее занимавший должность директора по развитию маршрутной сети Международных авиалиний Украины. В одном из недавних интервью он отмечал, что пассажиропоток авиакомпании за прошлый год снизился почти на 16 процентов по сравнению с предкризисным 2013 годом. По оценкам источников, Forbes, долги компании на сегодняшний день составляют около 250–270 миллионов долларов. Руководство авиалиний эту информацию не подтверждает.
 
При этом среди официальных активов Коломойского значатся еще две авиакомпании — Днеправиа и «Роза ветров». Как напоминает «Инсайдер», у него были еще две — Донбассаэро и Аэросвит, но их якобы искусственно довели до банкротства структуры группы «Приват».
 
Стоит напомнить, что недавняя отставка Игоря Коломойского с поста днепропетровского губернатора была связана со скандалом, возникшим из-за попыток официального Киева снизить влияние олигарха на госкомпании. Сначала Верховная Рада приняла поправки к закону об акционерных обществах, которые, по сути, национализировали «Укрнафта», — решающий голос в совете акционеров до этого принадлежал бизнесмену. Затем был смещен глава «Укртранснафты» Александр Лазорко, считающийся человеком из команды Коломойского.
 
Позднее пресс-служба Министерства инфраструктуры Украины распространила заявление о намерении оказать поддержку Wizz Air в восстановлении деятельности компании на Украине. Вместе с тем были озвучены и планы по либерализации рынка воздушных перевозок, призванные сделать украинское небо более привлекательным для авиаперевозчиков.
 
«Ведомство делает все для ускорения заключения Соглашения об Общем авиационном пространстве. Сейчас этот вопрос вынесен на самый высокий уровень», — говорится в пресс-релизе министерства.
 
В сообщении также отмечалось, что МИУ совместно с Украэрорухом, Государственной авиационной службой и участниками рынка работает над программой развития внутренних аэропортов и «активизацией перевозок в целом». Указывалось, что уже состоялись встречи с иностранными авиакомпаниями, заинтересованными в организации авиаперевозок на Украину. «Мы уже начали работу для достижения двусторонних договоренностей на уровне авиационных органов ряда европейских стран», — подводит итог МИУ.
 
Здесь имеется в виду еще одно обстоятельство, сильно ограничивающее приход лоукостеров на украинский рынок. Так называемый договор об открытом небе (Соглашение о едином авиационном пространстве между Украиной и ЕС) был парафирован Украиной в октябре 2013 года, но до сих пор еще не подписан, — воздушное пространство Украина регулирует по принципу двусторонних соглашений с каждой из европейских стран. Считается, что основное препятствие к подписанию документа — спор Великобритании и Испании за аэропорт Гибралтара. Однако некоторые эксперты сочли отдельные территориальные несогласия недостаточной причиной для отказа Украины от открытого неба и выдвинули предположение, что отсрочка соглашения лоббировалась как Украиной, так и ЕС.
 
Как отмечает гендиректор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий, приход европейских лоукостеров действительно может обернуться для отечественной пассажирской авиации прямыми убытками и непосредственным переделом рынка. «Для этого им [местным перевозчикам] пришлось бы снижать цену, а они этого сделать не могут, поскольку их себестоимость гораздо выше, чем у европейцев», — заявляет Ланецкий.
 
Вместе с тем он отмечает, что после открытия неба на Украину вряд ли сразу придут самые выгодные европейские перевозчики, поскольку доля «летающих» людей в стране составляет около пяти процентов, — это те, кто может позволить себе авиаперелет. Пока же, учитывая общий финансовый кризис и непрозрачность правил ведения авиабизнеса для «пришлых», лоукостеры ожидаемо сворачивают представительства.
 
«Кризис будет усиливаться, авиакомпании это чувствуют первыми — по снижающемуся спросу туристов и командированных. В ближайшие два-три месяца встанут еще минимум две средние авиакомпании», — уверен Ланецкий.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer