Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МАК назвал причины крушения самолета SCAT в январе 2013


3 марта 2015 года Виктор Бурдин, Forbes.kz


В понедельник, 2 марта, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) представил отчет о катастрофе, произошедшей близ Алматы 29 января 2013. Согласно нему, наиболее вероятной причиной трагедии стала потеря работоспособности экипажа. Обозреватель Forbes.kz внимательно изучил документ.

Все данные, изложенные ниже, основаны исключительно на основе отчета МАК.
 
Расследование катастрофы, случившейся 29 января 2013 и унесшей жизни 21 человека, начато в день трагедии и окончено 27 февраля 2015. В нём принимали участие специалисты Бюро по безопасности на транспорте Канады, Национального комитета по безопасности на транспорте США, МАК, представители завода-изготовителя самолета и двигателей.
 
Перед вылетом
 
Было установлено, что перед катастрофой 29 января 2013 экипаж выполнял другой рейс по маршруту Алматы – Кокшетау. Перед этим командир воздушного судна (КВС) Владимир Евдокимов, 1957 года рождения, отдыхал в гостинице 24 часа, а второй пилот Александр Шарапов, 1969 года рождения, - 4 суток дома.
 
Общий налет у командира был солидным - 18 194 часов, из них в качестве КВС - 7292 часа. При этом на лайнере CRJ 200 он отлетал 1010 часов в качестве КВС. Общее время работы КВС в день происшествия составило 7 часов 14 минут.
 
27 сентября 2012 Владимир Евдокимов прошел полугодовой медосмотр и был допущен к полетам. Однако в процессе расследования было установлено, что в медицинской книжке КВС отсутствуют записи о прохождении квартальных медосмотров, а также медкомиссии после выхода из отпуска пилота (11 января 2012).
 
У второго пилота общий налет составил 3507 часов, из них на CRJ -132 часа. Из них 60 часов Александр Шарапов налетал за последний месяц. Общее рабочее время второго пилота в день происшествия также составило 7 часов 14 минут.
 
Что касается лайнера, то на момент вылета неисправностей в нем никто не наблюдал. Не было у самолета и мелких отложенных дефектов, с которыми позволительно летать. Да и в течение всего последнего полета замечаний к работе CRJ у экипажа не было.
 
Перед вылетом из Кокшетау в Алматы самолет был дозаправлен - топлива на нем было 4967 кг. Этого должно было хватить на полет до Алматы плюс еще впритык на полтора часа лета на резервный аэродром (Шымкент или Караганда).
 
Перед вылетом в южную столицу диспетчеры предупреждают КВС о том, что в Алматы - переохлажденный туман и видимость на полосе меняется постоянно. При этом командир Владимир Евдокимов был допущен сажать самолет CRJ-200 при видимости не менее 550 метров по горизонтали и 60 м по вертикали. Тем временем в Алматы горизонтальная видимость периодически достигала лишь 150 м.
 
Надежды не оправдались
 
Взлет, набор высоты и полет по маршруту Кокшетау – Алматы прошли штатно. Обязанности в экипаже были распределены так: второй пилот выполнял взлет, набор высоты и часть полета на эшелоне в качестве пилотирующего летчика. Контроль за полетом и связь с землей вел КВС. За 40 минут до расчетного приземления управление самолетом взял на себя КВС.
 
Постоянно получаемая от диспетчеров информация по метеоминимуму в аэропорту не позволяла экипажу посадить самолет. Но КВС упорно приближал самолет к Алматы, надеясь, что на момент посадки туман рассеется. Диспетчеры, постоянно докладывая о видимости, все время спрашивали у КВС: «Каково ваше решение?».
 
«По переговорам можно отметить повышение эмоционального напряжения у КВС, о чем свидетельствует его достаточно раздраженные реплики…, - сказано в отчёте. - Наиболее вероятной основной причиной, вызвавшей рост психоэмоционального напряжения у КВС, явилось отсутствие улучшения погодных условий и возможность выполнения посадки».
 
Эмоциональный взрыв командира произошел, когда диспетчер сообщил ему, что первым на посадку пойдет самолет Air Astana. Бортовой самописец зафиксировал непечатную тираду КВС по этому поводу.
 
Отсутствие улучшения погоды все больше выводило из себя командира. Он стал делать раздраженные замечания второму пилоту: «Команды мои слушать, Саша, надо и выполнять все». «Косвенно замечания КВС могут свидетельствовать о недостаточных летных навыках второго пилота», - констатируют авторы отчета.
 
В итоге расчет Евдокимова на улучшение метеоусловий не оправдался. Несмотря на это, он продолжил заход на посадку. В итоге в самый последний момент за  пару сотен метров до земли командир принял решение уходить на второй круг. Но вдруг что-то пошло не так. Скорость самолета стала увеличиваться, а экипаж почему-то не предпринимал действия для набора высоты. Лайнер стремительно несся вниз. Перед столкновением самолета с землей о её приближении стала «кричать» сигнализация. Но второй пилот продолжал вести радиосвязь с диспетчером, а КВС, управлявший лайнером, ничего не делал, чтобы избежать столкновения…
 
Всему виной стресс?
 
«Неопределенная и часто меняющаяся информация о видимости, нереализованная надежда на посадку, отсутствие помощи со стороны второго пилота могли спровоцировать у КВС возникновение острого эмоционального напряжения, т.е. стресса», - пишут эксперты.
 
Чем мог быть чреват стресс для командира? Экспертиза ДНК показала: к моменту столкновения самолета с землей КВС находился на своем рабочем месте, но «активного участия в управлении самолетом не принимал». Характерных признаков рабочей позы - руки на штурвале, ноги на педалях – эксперты не выявили.
 
Более того, при исследовании сердечно-сосудистой системы погибшего командира было установлено: он при жизни страдал хронической ишемической болезнью сердца, у него был атеросклеротический коронарный кардиосклероз, атеросклероз аорты и т.д. Подобная патология способна проявиться внезапно в виде стенокардии, инфаркта миокарда, сердечной недостаточности. «Таким образом, изменение позы КВС могло быть связано с внезапной потерей работоспособности из-за обострения болезней сердца», - заключают авторы доклада.
 
Более того, как выяснилось, с 28 ноября 2012 по 4 декабря 2012, то есть за два месяца до катастрофы, Владимир Евдокимов находился в больнице: ему сделали операцию в связи с варикозной болезнью. Затем летчик должен был пройти реабилитацию в течение трех (!) месяцев. После чего летная медкомиссия должна была рассмотреть вопрос о его дальнейшей летной деятельности. Однако этого не произошло, и летчик встал в строй фактически в нарушении правил.
 
Еще одно косвенное подтверждение версии об ухудшении самочувствия командира комиссия называет постоянные зевания как признак нехватки кислорода.
 
При этом следов алкоголя и наркотиков в крови погибших обнаружено не было.
 
Взяты были и пробы топлива – они соответствуют техническим условиям.
 
Заключение
 
Эксперты приходят к выводу: катастрофа произошла из-за отклонения руля высоты самолета, который во время интенсивного снижения столкнулся с землей. Однозначно определить причину перевода самолета на пикирование вместо набора высоты комиссия не смогла.
 
При этом эксперты не выявили признаков отказа техники, ухудшений аэродинамических характеристик самолета в последнем полете. «Моделирование не выявило воздействия каких-либо внешних факторов, таких как обледенение самолета, сдвиг ветра и др… Реакция самолета на отклонения руля высоты соответствовала ожидаемым», - заключают специалисты.
 
Наиболее вероятными факторами, приведшими к катастрофе, по мнению авторов доклада, стали: частичная потеря работоспособности командира; отвлечение внимания второго пилота на ведение радиосвязи и отсутствие контроля за полетом; повышенное психоэмоциональное напряжение экипажа; невыполнение требований к медицинскому освидетельствованию летного состава и  др.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7wwV
Список мастеров: http://remont.youdo.com/doors/, лучшие цены здесь.
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/store-delivery/metro/, подробнее по ссылке.
Объявление: http://remont.youdo.com/carpentry/layingboards/massive/, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer