Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Советский "Союз" улетает в историю


17 апреля 2015 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", первый пилотируемый пуск с космодрома Восточный состоится не в 2018-м, как планировалось, а только после 2020 года и будет осуществлен при помощи ракеты-носителя "Ангара-А5В". С таким предложением к главе государства обратились вице-премьер Дмитрий Рогозин и руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Игорь Комаров, посчитавшие, что нет смысла создавать на новом космодроме инфраструктуру для устаревших средств выведения и кораблей "Союз", миссия которых, таким образом, должна закончиться через девять лет вместе с МКС. По данным источников "Ъ", Владимир Путин инициативу поддержал. Положительно решен вопрос и о создании отечественной пилотируемой станции: она должна быть к 2023 году.

О предложении Дмитрия Рогозина и Игоря Комарова "Ъ" рассказали сразу несколько источников в ракетно-космической отрасли, подтвердил это и собеседник в аппарате правительства. По их словам, вариант переноса пилотируемого пуска с Восточного на период после 2020 года вместе с одновременной адаптацией под эту задачу "Ангары-А5В" обсуждался на встрече вице-премьера и главы Роскосмоса с президентом Путиным 13 апреля (в закрытой для журналистов ее части). Тогда же Игорь Комаров сообщил представителям СМИ, что первый пуск "Ангары-А5В" запланирован на 2021 год, а уже в 2024-м в Роскосмосе рассчитывают осуществить стыковку перспективного космического корабля разработки РКК "Энергия" с орбитальной станцией.
 
Идея с отказом от пилотируемых запусков кораблей типа "Союз" с Восточного не была спонтанной, говорит один из собеседников "Ъ",— на различных уровнях она обсуждалась еще с конца прошлого года, и несколько недель назад по поручению правительства Роскосмос подготовил по ней доклад на имя президента. Владимир Путин ознакомился с ним, на встрече 13 апреля принципиальных возражений с его стороны не возникло, в тот же день глава государства поставил на докладе положительную резолюцию. Можно предположить, что уже в ближайшее время указ президента от 2007 года о сроках пилотируемого пуска будет частично скорректирован.
 
Причиной для такого решения стало нежелание создавать на новом космодроме инфраструктуру под старые корабли, говорит источник "Ъ" в Роскосмосе: ""Союзы" с 1960-х годов эксплуатируются на Байконуре, а с учетом того, что Россия продлит свое участие в программе МКС до 2024 года, необходимости создавать под них дублирующие площадки на Восточном нет. Это бессмысленная трата денег, потому что потом все равно пришлось бы перестраивать инфраструктуру под новые корабли и задачи". Схожей позиции придерживается и источник "Ъ" в правительстве: ""Союзы" — это наше прошлое и настоящее, а нам надо смотреть в будущее, поэтому и выбор был сделан в пользу "Ангары"".
 
"По дате пилотируемого запуска с Восточного действительно произошли изменения,— подтвердил вчера "Ъ" официальный представитель космического агентства Игорь Буренков.— Такое решение принято с учетом необходимого времени для строительства стартового стола для перспективной ракеты-носителя, на нем и будет реализовываться пилотируемая программа". Всего же, как решено теперь, на новом космодроме будет три стола: один под ракеты "Союз" и два — под семейство ракет "Ангара".
 
Напомним, что изначально вариант с "Ангарой-А5В" возник в контексте спора о необходимости создания собственной сверхтяжелой ракеты. Предыдущий глава Роскосмоса Олег Остапенко предлагал выделить из бюджета на ее создание около 215 млрд руб.: при условии начала работ в 2016 году через 10-12 лет у России должен был появиться носитель, способный вывести на низкую орбиту порядка 70-80 тонн нагрузки и отправить к Луне пилотируемый транспортный корабль (без высадки на нее). Эта идея была воспринята скептически: эксперты указывали, что создание для сверхтяжелой ракеты инфраструктуры и последующие эксплуатационные издержки на нее до 2030 года обошлись бы бюджету примерно в 1 трлн руб., компенсировать такие расходы за счет коммерческих заказчиков было бы просто невозможно. Сменивший господина Остапенко Игорь Комаров посчитал, что целесообразнее не создавать новый носитель, а модернизировать уже имеющийся, добавив третью водородную ступень к "Ангаре-А5": специалисты рассчитали, что в этом случае на орбиту можно будет вывести 37 тонн нагрузки, а также достигать поверхности Луны (при двухпусковой схеме). Затраты на альтернативный вариант господин Комаров оценил в 60 млрд руб.
 
Новая пилотируемая программа с "Ангарой-А5В" и перспективным транспортным кораблем увязана и с проектом национальной орбитальной станции, создание которой вчера президент анонсировал в ходе своей прямой линии. Дело в том, что запуски пилотируемых кораблей с Восточного на орбиту с наклонением 51,6 градуса (как у МКС) сопряжены с большим риском для экипажа на этапе выведения: в случае нештатной ситуации космонавты окажутся в открытом море. Собственную же станцию предложено развернуть на орбите с наклонением 64,8 градуса — в таком случае трасса выведения будет пролегать над материковой частью. Правда, в этом случае возникает другая угроза: чем выше наклонение орбиты, тем большему радиационному воздействию подвергается станция и ее экипаж. Однако в правительстве считают, что эта проблема решается, например, сокращением времени пребывания экипажа на орбите: станцию не обязательно делать "постоянно обитаемой" (как МКС), а достаточно сделать просто "посещаемой". Наименее же проработан, по данным "Ъ", вопрос о задачах новой отечественной станции: они пока не конкретизированы. Вчера на прямой линии Владимир Путин просто сказал, что она будет иметь "большое народнохозяйственное и всякое другое специальное значение".



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer