Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полис в небо


20 апреля 2015 года Мария Рыбакова, КоммерсантЪ - Деньги


С началом санкций отечественные страховщики потеряли возможность перестраховывать риски тестовых полетов боевой авиации на зарубежных рынках. В гражданской авиации тоже не обошлось без проблем: снижается количество авиаперевозок, страховщики прогнозируют падение взносов на рынке в 12,5 млрд руб.

Урезанная защита

Санкции в отношении России привели к фактическому запрету для европейских компаний на перестрахование испытательных полетов боевой авиации. Как рассказал "Деньгам" первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин, для этих рисков необходимо найти перестраховочную емкость в объеме до $60 млн.

Ранее аналогичная ситуация сложилась в сегменте страхования специальных грузов Министерства обороны. Поэтому дочерняя структура госкорпорации "Ростех", "РТ-Страхование", стала инициатором создания национальной емкости с лимитом от $72,8 млн (около 4,5 млрд руб.) по перестрахованию перевозок грузов специального назначения.

Всего на долю страхования боевой авиации приходится примерно 500 млн руб. сборов страховщиков.

"Недавно пул российских страховщиков решил проблему создания емкости для перестрахования грузов спецназначения объемом несколько десятков миллионов долларов. Эта же группа страховщиков способна создать перестраховочную емкость и для перестрахования рисков испытаний военной авиатехники объемом $15-20 млн, но это значительно ниже существующей потребности",— считает Николай Галушин.

Недостающую емкость, по его словам, необходимо искать на альтернативных рынках — в Индии, Китае или на рынках стран, которые получают российские военные грузы, а также на тех, что не присоединились к режиму санкций. При отсутствии полного размещения риска у западных перестраховочных партнеров страхование полетов боевой авиации осуществляется по лимиту. Если в случае повреждения стоимость ремонта авиатехники не превысит установленного страховщиком размера, клиент получит все возмещение убытка. В случае же полной гибели самолета выплата поступит клиенту в ограниченном размере.

Тем временем источники "Денег", знакомые с ситуацией в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), утверждают, что ей пока удается решать проблемы страхования рисков (поставки военной техники Минобороны). "Проблемы после введения санкций возникли, но страховщики ОАК их решают путем перегруппировки на внутреннем рынке",— замечает собеседник.

Авиатрафик снизит страховые сборы

Неутешительно выглядит и сегмент гражданской авиации. В 2014-м — начале 2015 года в мире произошло несколько серьезных авиакатастроф, в частности аварийная посадка самолета компании TransAsia Airways, в результате которой погибли 47 человек, крушение под Донецком самолета Boeing 777 малайзийских авиалиний, на борту которого находились 298 человек, исчезновение самолета Boeing 777-200 той же авиакомпании с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, крушение в Альпах пассажирского самолета А320 авиакомпании Germanwings, в результате которого погибли 150 человек, а также череда скандалов и забастовок в этой авиакомпании, являющейся "дочкой" одного из крупнейших мировых перевозчиков — Lufthansa.

В компаниях говорят, что любая крупная авиационная катастрофа влияет на рынок страховых тарифов. "Тарифы по страхованию российских авиакомпаний зависят от перестрахования на международном рынке. Вследствие нескольких крупных авиакатастроф, в первую очередь самолетов Malaysia Airlines 8 марта и 17 июля 2014 года, тарифы на перестрахование на международном рынке выросли, что неизбежно скажется на росте ставок и для российских компаний,— отмечает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.— Осложняется ситуация с перестрахованием и введением санкций. Авиационное и космическое страхование в известной степени — аристократия нашего рынка, но здесь есть и болевые точки, в том числе сильная зависимость от мирового рынка. Страховщики не могут самостоятельно решить эти проблемы — не могут отменить санкции, влиять на безопасность полетов, изменить практику тендеров".

В целом по итогам 2014 года сборы российских страховщиков--членов Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) составили 12,5 млрд руб. (каско, страхование ответственности авиаперевозчиков, аэропортов, авиапредприятий).

"Оценка ситуации в сегменте страхования авиарисков зависит от того, каким образом измерять сборы,— говорит Вадим Семеньков, начальник управления страхования космических и авиационных рисков "Ингосстраха".— Если проводить оценку в рублях, можно прогнозировать сохранение объема премий на уровне 2013 года, возможно, даже с небольшим приростом. Если учитывать девальвацию рубля, весьма вероятно падение объемов".

Как рассказывает Николай Галушин, основная часть эксплуатируемого сейчас флота представлена воздушными судами зарубежного производства, страховые суммы по ним выражены в долларах США.

"Рынок авиационных перевозок в ближайшие годы будет переживать непростые времена. К сожалению, это напрямую скажется и на объемах рынка авиационного страхования",— уверен эксперт.

Развитие рынка авиационного страхования тесно связано с увеличением количества пассажиров, пользующихся услугами авиакомпаний. В феврале число перевезенных пассажиров снизилось впервые с кризисного 2009 года сразу на 4,1%. Однако страховщики успокаивают себя тем, что количество перевозок не влияет линейно на страховой рынок. Сокращение пассажиропотока может выражаться в снижении заполняемости воздушных судов, однако не это приводит к тотальному отказу от перевозок. Авиакомпании, в частности, могут возвращать лизингодателю только наиболее дорогие и наименее загруженные суда.

По словам Ильи Кабачника, заместителя генерального директора по авиационному страхованию "АльфаСтрахования", в предыдущие пять-семь лет пассажирские перевозки в России росли темпами, опережающими динамику перевозок в среднем по миру. Помимо роста темпа перевозок происходил и качественный рост: авиакомпании приобретали самолеты, расширяли и обновляли парки. Это находило свое отражение в объемах рынка авиационного страхования — рынок развивался очень динамично.

"Динамику общих сборов замедляло снижение тарифов на страхование. Снижение тарифов объяснялось не столько ситуацией в России, сколько общемировым движением: во всем мире наблюдалось улучшение показателей безопасности — как абсолютных, так и относительных,— отмечает господин Кабачник.— 2014-й и начало 2015-го принесли нам другую ситуацию. Во всем мире положительная динамика сохранялась и сохраняется, а в России рост закончился, сменившись спадом. Сейчас мы не ожидаем никакого роста, мы выстраиваем свои планы достаточно консервативно, исходя из реалистичной оценки ситуации".

Компании надеются, что тарифы в дальнейшем снижаться не будут. "Текущая емкость рынка как российского, так и западного перенасыщена, и вряд ли она сократится. Соответственно, ставки находятся на довольно низком уровне, и дальнейшее снижение будет граничить с себестоимостью. С другой стороны, рост тарифов сдерживается наличием достаточного количества компаний, готовых страховать по низким ставкам",— полагает Вадим Семеньков. Он же отмечает, что, поскольку страховщики не имеют прямого отношения к господдержке авиакомпаний, влияние тут может быть только косвенное — улучшение ситуации на рынке авиаперевозок может способствовать развитию и страхового рынка.

Несмотря на очевидные трудности, крупные игроки уверяют, что намерены удержать этот сегмент рынка. "О реальном росте говорить не приходится, но мы не очень удивимся, если отчетность страховых компаний в конце года будет показывать какой-то рост. Это естественно, так как большинство сделок проводится в долларах, а средневзвешенный курс доллара сейчас выше, чем в прошлом году",— говорит Илья Кабачник.

"Можно с уверенностью говорить, что интерес "Ингосстраха" к рынку страхования авиарисков сохранится. По итогам 2014 года зафиксирован общий рост объема премии по авиационным рискам на 19%",— резюмирует Вадим Семеньков.

Страховщики авиационных и космических рисков по итогам 2014 года


МЕСТО
ПО
СБОРАМ


МЕСТО ПО
СБОРАМ ПО
ВСЕМ ВИДАМ
СТРАХОВАНИЯ


НАЗВАНИЕ


ВЗНОСЫ
(МЛН РУБ.)


ДОЛЯ В ОБЩЕМ
ОБЪЕМЕ ВЗНОСОВ
КОМПАНИИ (%)


ВЫПЛАТЫ
(МЛН РУБ.)


ВЫПЛАТЫ/
ВЗНОСЫ
(%)


СБОРЫ ПО ВИДАМ СТРАХОВАНИЯ (МЛН РУБ.)

КАСКО
СУДОВ

ГО ВЛАДЕЛЬЦЕВ
СУДОВ И
АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ

ОТВЕСТВЕННОСТИ
АЭРОПОРТОВ

КОСМИЧЕСКИЕ
РИСКИ

1

2

СОГАЗ

8666

8,2

1584

18,3

2029

599

302

5737

2

3

Ингосстрах

8135

12,4

9552

117,4

1493

722

39

5882

3

5

АльфаСтрахование

3515

7,4

1472

41,9

1534

1035

118

829

4

7

ВТБ страхование

1238

3,4

509

41,1

699

137

52

350

5

1

РГС +Капитал

947

0,7

110

11,6

628

109

165

45

6

6

ВСК

638

1,7

103

16,2

437

54

0

148

7

147

НИК

429

81,4

153

35,6

359

69

0

0

8

141

ТИТ

408

72,1

121

29,5

184

224

0

0

9

10

Альянс

369

1,5

15

4,1

215

146

8

0

10

46

Независимая СГ

365

13,7

0

0,0

330

35

0

0

11

59

Арсенал

247

11,6

48

19,4

208

38

0

0

12

9

Согласие

246

0,7

23

9,2

185

41

3

17

13

209

Лексгарант

134

70,1

8

5,6

75

58

1

0

14

121

СК Алроса

46

6,5

7

15,6

37

10

0

0

15

161

Региональный СЦ

38

8,5

101

267,9

20

18

0

0

16

81

Русский СЦ

21

1,5

5

21,7

19

3

0

0

17

 

Рослес-РЕ

20

 

18

88,6

17

3

0

0

18

77

Спутник

17

1,1

0

0,0

16

1

0

0

19

84

Проминстрах

6

0,4

18

332,7

5

1

0

0

20

17

МСК

4

0,0

0

0,0

3

1

0

0

21

237

Жива

3

2,4

18

648,1

3

0

0

0

ИСТОЧНИК: РААКС, ЦБ

Крупные убытки в авиастраховании

Дата

Самолет

Размер выплат

Март 2010 года

Авария Ту-204 авиакомпании
"Авиастар-Ту" в Домодедово

$18 млн

Август 2010 года

Катастрофа Ан-24 авиакомпании

Выплата по ответственности — 23 млн

 

"Катэкавиа" в Игарке

руб. Страховая сумма по каско — около
15 млн руб.

Август 2010 года

Ан-24 происшествие в Красноярском крае,
11 погибших

23 млн руб. выплат погибшим

Январь 2011 года

Катастрофа Ту-154 "Когалымавиа" в

Размер выплат по ответственности — 18

 

Сургуте. Каско не застраховано

млн руб.

Март 2011 года

Катастрофа самолета Ан-148 ВАСО

Страховая сумма каско — 800 млн руб.

Июнь 2011 года

Ту 134 авиакомпании "РусЭйр" в
Петрозаводске, 47 погибших

Выплаты погибшим — 94 млн руб.

Июнь 2011 года

МиГ-29 происшествие под Астраханью

$25 млн

Май 2012 года

Sukhoi Superjet 100 в Индонезии, 45

$30 млн каско, лимит выплат по погибшим

 

погибших

— до $300 млн

Декабрь 2012 года

Ту-204 авиакомпании Red Wings Airlines,

548,6 тыс. руб. раненым, 10 млн руб. по

 

пять погибших, трое раненых

погибшим, $28,05 млн — каско

Июль 2013 года

Sukhoi Superjet 100 в Исландии

$10 млн

Декабрь 2013 года

Boeing 737 в Татарстане

$40 млн — резерв выплат по каско и
ответственности

Июнь 2014 года

Ил-96-300 горел в Шерементьево

$10 млн каско

Июнь 2014 года

Т-50 повреждение при испытательном
полете

$30 млн

Декабрь 2014 года

МиГ-29

$25 млн

Крупные убытки в космосе (2010-2013)

Ракета-носитель/ космический аппарат

Месяц, год
аварии

Размер убытка

Доля 
компаний СНГ

РН "Протон"/КА ГЛОНАСС (3 аппарата)

Декабрь 2010

3,5 млн USD
(недострахование)

РН "Рокот"/КА "Гео-ИК-2"

Февраль 2011

Не застраховано

РН "Протон"/КА "Экспресс-АМ4"

Август 2011

270 млн USD

13 млн USD

РН "Союз"/КА "Прогресс М-12М"

Август 2011

Не застраховано

РН "Зенит"/КА "Фобос-Грунт"

Ноябрь 2011

40 млн USD

8 млн USD

РН "Союз-2"/КА "Меридиан"

Декабрь 2011

Не застраховано

РН "Протон"/КА Telcom-3

Август 2012

185 млн USD

12 млн USD

РН "Протон"/КА "Экспресс-МД2"

Август 2012

42 млн USD

5 млн USD

РН "Протон"/КА "Ямал 402"

Декабрь 2012

100 млн USD

9,5 млн USD

КА "Сич-2" (на этапе эксплуатации)

Декабрь 2012

9 млн USD

7 млн USD

РН "Зенит" 3SL/КА "Интелсат-27"

Январь 2013

106 млн USD

10 млн USD

РН "Протон"/КА ГЛОНАСС (3 аппарата)

Июль 2013

Не застраховано

Источник: РААКС.

Прочерк — показатель отсутсвует или корректный расчет невозможен.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrrsG
Услуги специалиста: https://youdo.com/auto/electrician/, посмотреть.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/arenda/manipulyator/ по этой ссылке.
Объявление: http://perevozki.youdo.com/city/petersburg/dlv/nedorogo/, варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer