Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полис в небо


20 апреля 2015 года Мария Рыбакова, КоммерсантЪ - Деньги


С началом санкций отечественные страховщики потеряли возможность перестраховывать риски тестовых полетов боевой авиации на зарубежных рынках. В гражданской авиации тоже не обошлось без проблем: снижается количество авиаперевозок, страховщики прогнозируют падение взносов на рынке в 12,5 млрд руб.

Урезанная защита

Санкции в отношении России привели к фактическому запрету для европейских компаний на перестрахование испытательных полетов боевой авиации. Как рассказал "Деньгам" первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин, для этих рисков необходимо найти перестраховочную емкость в объеме до $60 млн.

Ранее аналогичная ситуация сложилась в сегменте страхования специальных грузов Министерства обороны. Поэтому дочерняя структура госкорпорации "Ростех", "РТ-Страхование", стала инициатором создания национальной емкости с лимитом от $72,8 млн (около 4,5 млрд руб.) по перестрахованию перевозок грузов специального назначения.

Всего на долю страхования боевой авиации приходится примерно 500 млн руб. сборов страховщиков.

"Недавно пул российских страховщиков решил проблему создания емкости для перестрахования грузов спецназначения объемом несколько десятков миллионов долларов. Эта же группа страховщиков способна создать перестраховочную емкость и для перестрахования рисков испытаний военной авиатехники объемом $15-20 млн, но это значительно ниже существующей потребности",— считает Николай Галушин.

Недостающую емкость, по его словам, необходимо искать на альтернативных рынках — в Индии, Китае или на рынках стран, которые получают российские военные грузы, а также на тех, что не присоединились к режиму санкций. При отсутствии полного размещения риска у западных перестраховочных партнеров страхование полетов боевой авиации осуществляется по лимиту. Если в случае повреждения стоимость ремонта авиатехники не превысит установленного страховщиком размера, клиент получит все возмещение убытка. В случае же полной гибели самолета выплата поступит клиенту в ограниченном размере.

Тем временем источники "Денег", знакомые с ситуацией в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), утверждают, что ей пока удается решать проблемы страхования рисков (поставки военной техники Минобороны). "Проблемы после введения санкций возникли, но страховщики ОАК их решают путем перегруппировки на внутреннем рынке",— замечает собеседник.

Авиатрафик снизит страховые сборы

Неутешительно выглядит и сегмент гражданской авиации. В 2014-м — начале 2015 года в мире произошло несколько серьезных авиакатастроф, в частности аварийная посадка самолета компании TransAsia Airways, в результате которой погибли 47 человек, крушение под Донецком самолета Boeing 777 малайзийских авиалиний, на борту которого находились 298 человек, исчезновение самолета Boeing 777-200 той же авиакомпании с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, крушение в Альпах пассажирского самолета А320 авиакомпании Germanwings, в результате которого погибли 150 человек, а также череда скандалов и забастовок в этой авиакомпании, являющейся "дочкой" одного из крупнейших мировых перевозчиков — Lufthansa.

В компаниях говорят, что любая крупная авиационная катастрофа влияет на рынок страховых тарифов. "Тарифы по страхованию российских авиакомпаний зависят от перестрахования на международном рынке. Вследствие нескольких крупных авиакатастроф, в первую очередь самолетов Malaysia Airlines 8 марта и 17 июля 2014 года, тарифы на перестрахование на международном рынке выросли, что неизбежно скажется на росте ставок и для российских компаний,— отмечает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.— Осложняется ситуация с перестрахованием и введением санкций. Авиационное и космическое страхование в известной степени — аристократия нашего рынка, но здесь есть и болевые точки, в том числе сильная зависимость от мирового рынка. Страховщики не могут самостоятельно решить эти проблемы — не могут отменить санкции, влиять на безопасность полетов, изменить практику тендеров".

В целом по итогам 2014 года сборы российских страховщиков--членов Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) составили 12,5 млрд руб. (каско, страхование ответственности авиаперевозчиков, аэропортов, авиапредприятий).

"Оценка ситуации в сегменте страхования авиарисков зависит от того, каким образом измерять сборы,— говорит Вадим Семеньков, начальник управления страхования космических и авиационных рисков "Ингосстраха".— Если проводить оценку в рублях, можно прогнозировать сохранение объема премий на уровне 2013 года, возможно, даже с небольшим приростом. Если учитывать девальвацию рубля, весьма вероятно падение объемов".

Как рассказывает Николай Галушин, основная часть эксплуатируемого сейчас флота представлена воздушными судами зарубежного производства, страховые суммы по ним выражены в долларах США.

"Рынок авиационных перевозок в ближайшие годы будет переживать непростые времена. К сожалению, это напрямую скажется и на объемах рынка авиационного страхования",— уверен эксперт.

Развитие рынка авиационного страхования тесно связано с увеличением количества пассажиров, пользующихся услугами авиакомпаний. В феврале число перевезенных пассажиров снизилось впервые с кризисного 2009 года сразу на 4,1%. Однако страховщики успокаивают себя тем, что количество перевозок не влияет линейно на страховой рынок. Сокращение пассажиропотока может выражаться в снижении заполняемости воздушных судов, однако не это приводит к тотальному отказу от перевозок. Авиакомпании, в частности, могут возвращать лизингодателю только наиболее дорогие и наименее загруженные суда.

По словам Ильи Кабачника, заместителя генерального директора по авиационному страхованию "АльфаСтрахования", в предыдущие пять-семь лет пассажирские перевозки в России росли темпами, опережающими динамику перевозок в среднем по миру. Помимо роста темпа перевозок происходил и качественный рост: авиакомпании приобретали самолеты, расширяли и обновляли парки. Это находило свое отражение в объемах рынка авиационного страхования — рынок развивался очень динамично.

"Динамику общих сборов замедляло снижение тарифов на страхование. Снижение тарифов объяснялось не столько ситуацией в России, сколько общемировым движением: во всем мире наблюдалось улучшение показателей безопасности — как абсолютных, так и относительных,— отмечает господин Кабачник.— 2014-й и начало 2015-го принесли нам другую ситуацию. Во всем мире положительная динамика сохранялась и сохраняется, а в России рост закончился, сменившись спадом. Сейчас мы не ожидаем никакого роста, мы выстраиваем свои планы достаточно консервативно, исходя из реалистичной оценки ситуации".

Компании надеются, что тарифы в дальнейшем снижаться не будут. "Текущая емкость рынка как российского, так и западного перенасыщена, и вряд ли она сократится. Соответственно, ставки находятся на довольно низком уровне, и дальнейшее снижение будет граничить с себестоимостью. С другой стороны, рост тарифов сдерживается наличием достаточного количества компаний, готовых страховать по низким ставкам",— полагает Вадим Семеньков. Он же отмечает, что, поскольку страховщики не имеют прямого отношения к господдержке авиакомпаний, влияние тут может быть только косвенное — улучшение ситуации на рынке авиаперевозок может способствовать развитию и страхового рынка.

Несмотря на очевидные трудности, крупные игроки уверяют, что намерены удержать этот сегмент рынка. "О реальном росте говорить не приходится, но мы не очень удивимся, если отчетность страховых компаний в конце года будет показывать какой-то рост. Это естественно, так как большинство сделок проводится в долларах, а средневзвешенный курс доллара сейчас выше, чем в прошлом году",— говорит Илья Кабачник.

"Можно с уверенностью говорить, что интерес "Ингосстраха" к рынку страхования авиарисков сохранится. По итогам 2014 года зафиксирован общий рост объема премии по авиационным рискам на 19%",— резюмирует Вадим Семеньков.

Страховщики авиационных и космических рисков по итогам 2014 года


МЕСТО
ПО
СБОРАМ


МЕСТО ПО
СБОРАМ ПО
ВСЕМ ВИДАМ
СТРАХОВАНИЯ


НАЗВАНИЕ


ВЗНОСЫ
(МЛН РУБ.)


ДОЛЯ В ОБЩЕМ
ОБЪЕМЕ ВЗНОСОВ
КОМПАНИИ (%)


ВЫПЛАТЫ
(МЛН РУБ.)


ВЫПЛАТЫ/
ВЗНОСЫ
(%)


СБОРЫ ПО ВИДАМ СТРАХОВАНИЯ (МЛН РУБ.)

КАСКО
СУДОВ

ГО ВЛАДЕЛЬЦЕВ
СУДОВ И
АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ

ОТВЕСТВЕННОСТИ
АЭРОПОРТОВ

КОСМИЧЕСКИЕ
РИСКИ

1

2

СОГАЗ

8666

8,2

1584

18,3

2029

599

302

5737

2

3

Ингосстрах

8135

12,4

9552

117,4

1493

722

39

5882

3

5

АльфаСтрахование

3515

7,4

1472

41,9

1534

1035

118

829

4

7

ВТБ страхование

1238

3,4

509

41,1

699

137

52

350

5

1

РГС +Капитал

947

0,7

110

11,6

628

109

165

45

6

6

ВСК

638

1,7

103

16,2

437

54

0

148

7

147

НИК

429

81,4

153

35,6

359

69

0

0

8

141

ТИТ

408

72,1

121

29,5

184

224

0

0

9

10

Альянс

369

1,5

15

4,1

215

146

8

0

10

46

Независимая СГ

365

13,7

0

0,0

330

35

0

0

11

59

Арсенал

247

11,6

48

19,4

208

38

0

0

12

9

Согласие

246

0,7

23

9,2

185

41

3

17

13

209

Лексгарант

134

70,1

8

5,6

75

58

1

0

14

121

СК Алроса

46

6,5

7

15,6

37

10

0

0

15

161

Региональный СЦ

38

8,5

101

267,9

20

18

0

0

16

81

Русский СЦ

21

1,5

5

21,7

19

3

0

0

17

 

Рослес-РЕ

20

 

18

88,6

17

3

0

0

18

77

Спутник

17

1,1

0

0,0

16

1

0

0

19

84

Проминстрах

6

0,4

18

332,7

5

1

0

0

20

17

МСК

4

0,0

0

0,0

3

1

0

0

21

237

Жива

3

2,4

18

648,1

3

0

0

0

ИСТОЧНИК: РААКС, ЦБ

Крупные убытки в авиастраховании

Дата

Самолет

Размер выплат

Март 2010 года

Авария Ту-204 авиакомпании
"Авиастар-Ту" в Домодедово

$18 млн

Август 2010 года

Катастрофа Ан-24 авиакомпании

Выплата по ответственности — 23 млн

 

"Катэкавиа" в Игарке

руб. Страховая сумма по каско — около
15 млн руб.

Август 2010 года

Ан-24 происшествие в Красноярском крае,
11 погибших

23 млн руб. выплат погибшим

Январь 2011 года

Катастрофа Ту-154 "Когалымавиа" в

Размер выплат по ответственности — 18

 

Сургуте. Каско не застраховано

млн руб.

Март 2011 года

Катастрофа самолета Ан-148 ВАСО

Страховая сумма каско — 800 млн руб.

Июнь 2011 года

Ту 134 авиакомпании "РусЭйр" в
Петрозаводске, 47 погибших

Выплаты погибшим — 94 млн руб.

Июнь 2011 года

МиГ-29 происшествие под Астраханью

$25 млн

Май 2012 года

Sukhoi Superjet 100 в Индонезии, 45

$30 млн каско, лимит выплат по погибшим

 

погибших

— до $300 млн

Декабрь 2012 года

Ту-204 авиакомпании Red Wings Airlines,

548,6 тыс. руб. раненым, 10 млн руб. по

 

пять погибших, трое раненых

погибшим, $28,05 млн — каско

Июль 2013 года

Sukhoi Superjet 100 в Исландии

$10 млн

Декабрь 2013 года

Boeing 737 в Татарстане

$40 млн — резерв выплат по каско и
ответственности

Июнь 2014 года

Ил-96-300 горел в Шерементьево

$10 млн каско

Июнь 2014 года

Т-50 повреждение при испытательном
полете

$30 млн

Декабрь 2014 года

МиГ-29

$25 млн

Крупные убытки в космосе (2010-2013)

Ракета-носитель/ космический аппарат

Месяц, год
аварии

Размер убытка

Доля 
компаний СНГ

РН "Протон"/КА ГЛОНАСС (3 аппарата)

Декабрь 2010

3,5 млн USD
(недострахование)

РН "Рокот"/КА "Гео-ИК-2"

Февраль 2011

Не застраховано

РН "Протон"/КА "Экспресс-АМ4"

Август 2011

270 млн USD

13 млн USD

РН "Союз"/КА "Прогресс М-12М"

Август 2011

Не застраховано

РН "Зенит"/КА "Фобос-Грунт"

Ноябрь 2011

40 млн USD

8 млн USD

РН "Союз-2"/КА "Меридиан"

Декабрь 2011

Не застраховано

РН "Протон"/КА Telcom-3

Август 2012

185 млн USD

12 млн USD

РН "Протон"/КА "Экспресс-МД2"

Август 2012

42 млн USD

5 млн USD

РН "Протон"/КА "Ямал 402"

Декабрь 2012

100 млн USD

9,5 млн USD

КА "Сич-2" (на этапе эксплуатации)

Декабрь 2012

9 млн USD

7 млн USD

РН "Зенит" 3SL/КА "Интелсат-27"

Январь 2013

106 млн USD

10 млн USD

РН "Протон"/КА ГЛОНАСС (3 аппарата)

Июль 2013

Не застраховано

Источник: РААКС.

Прочерк — показатель отсутсвует или корректный расчет невозможен.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrrsG
Услуги специалиста: https://youdo.com/auto/electrician/, посмотреть.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/arenda/manipulyator/ по этой ссылке.
Объявление: http://perevozki.youdo.com/city/petersburg/dlv/nedorogo/, варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer