Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Истребитель 6-го поколения и сверхманевренный МиГ-29: как создавались первые «дети санкций»


29 апреля 2015 года Сергей Рябинин, Телеканал "Звезда"


17 апреля в Национальном центре управления обороны Российской Федерации (ЦНУО РФ) на Едином дне приемки военной продукции были подтверждены амбициозные планы на 2015 год.

«Переоснащение армии до уровня 30% новым вооружением и военной техникой будет выполнено»,  - цитирует  агентство РИА Новости выступление замминистра обороны РФ Юрия Борисова. Справляться с поставленными задачами российской оборонке придется в непростых условиях объявленных Западом санкций и взятого курса на импортозамещение. Ведущий программы телеканала ЗВЕЗДА «Военная приемка» Алексей Егоров выяснил, как в такой ситуации создается российское оружие будущего и что на оборонных заводах делают для того, чтобы решить проблему того самого импортозамещения.
 
Век минувший
 
Немногие помнят, что под западные санкции страна попадала еще в начале XX века. После образования СССР Европа и США отказались продавать молодому советскому государству новое оборудование и технологии. Тогда сложилась парадоксальная ситуация с пулеметом. Технологии производства детища американского изобретателя Хайрема Стивенсона Максима в стране не было, а патрон свой был – калибра 7,62 мм. В итоге пришлось создавать собственное оружие. Так появился пулемет Дегтярева, который оружейники до сих пор называют «дитя санкций».
 
Есть и еще пример – в 30-x годах Запад лишил страну поставок каучука, жизненно необходимого для оборонки. Тогда нашли, пусть и временный, выход  - делать резину из одуванчиков. Потом наладили производство резины из спирта, а в дальнейшем и из нефти. В итоге даже немцев обошли по качеству производимых колес!  «Пробег этой шины был 16 тысяч километров. В то время как у немцев - всего 6 тысяч километров. Мы оказались безусловными лидерами», - вспоминает Наталья Борейко, заместитель директора НИИ синтетического каучука.
 
Истребитель шестого поколения
 
Сегодня,  спустя год после объявленных санкций, отечественной оборонке есть, что предъявить  государству. Российские инженеры концерна радиоэлектронных технологий представили  проект истребителя шестого поколения,  и пусть пока только в чертежах и 3D макетах. Он создан с нуля и на основе отечественных разработок.
 
По замыслу авторов, пилотирование и применение оружия на новом самолете будет происходить в сверхзвуковом режиме. «Самолет 6-го поколения будет  беспилотный. Мы стараемся заменить летчика роботизированным комплексом и компьютерным разумом – тогда решатся многие проблемы», - говорит Владимир  Михеев, советник 1-го заместителя генерального директора АО «КРЭТ». Роботизированный истребитель выдержит серьезные перегрузки. Также в отсутствие пилота на борту можно будет разместить больше дополнительного оборудования, начиная от авионики и заканчивая различным вооружением. Кроме того, ожидается, что самолет будет выполнять задачи даже в космосе.
 
Двигатели и вертолеты
 
Армия будущего – это не только прорывные новинки, но и  проверенные машины, которые  продолжают совершенствовать. Вертолет Ми-8 - самый массовый в истории авиации и самый продаваемый в мире. Его экспортную модификацию покупали даже  США.  Однако у  авиационного завода в Улан-Удэ, где его выпускают, начались проблемы с поставками двигателей ТВ3: раньше их производили на украинском машиностроительном предприятии «Мотор Сич». «Если быть до конца точными, то разработка двигателя  была российской с самого начала.
 
Он был спроектирован на территории Российской Федерации еще в составе Советского Союза и передан на освоение массового производства «Мотор-Сич», – объясняют на заводе. В новых условиях  выпуск вертолетных двигателей организовали в Санкт-Петербурге на заводе имени Климова. 
 
Новый двигатель по своим параметрам превзошел тот, что делали на Украине. Разработчики убеждены: их детище обладает лучшей тягой, не теряет мощности даже при высокой минусовой и плюсовой  температуре, имеет хорошие характеристике на подъеме. По словам специалистов завода, в новых двигателях нет ни одной иностранной  детали.
 
За год на предприятии подготовили испытательную базу и даже выпустили первую партию в десять штук. В кротчайшие сроки запустили производство и электронного блока управления двигателем (ЭБУ) для сверхманевренной модификации МиГ-29. Эти блоки еще называют «мозгами» двигателя, раньше их также делали на Украине.
 
На авиационном заводе Улан-Удэ теперь можно увидеть и еще одну винтокрылую машину с полностью отечественной «начинкой», правда, пока на этапе сборки. Это первый в России арктический вертолет. Создатели обещают, что при -50 на улице в кабине будет +30. И добавляют, что борт можно было построить и раньше - сроки сдвинулись из-за проблем с украинскими двигателями.  «У меня нет прогноза по импортозамещению, но есть четкое указание верховного главнокомандующего -  за два с половиной года полностью заместить украинскую продукцию. Все идет по плану и контролируется», - пояснил ситуацию замминистра обороны РФ Юрий Борисов.
 
Своя микроэлектроника
 
Минувший год оказался продуктивным и для предприятия имени академика Решетнева  в Красноярском крае. На  заводе производят 80% военных спутников России. Здесь как нигде понимают - отставание России в микроэлектронике, начавшееся в 90-е годы, нужно ликвидировать, и как можно скорее.
 
И здесь для этого многое делают. К примеру, совсем недавно наладили производство уникальной контурной антенны для спутников. «По этой антенне могут передаваться интернет-данные, цифровой радио- и телевизионный сигнал высокой четкости», - объяснил Александр Величко, начальник отдела разработки антенн ИСС им. М. Ф. Решетнёва.
 
Антенна сконструирована таким образом, что транслирует сигнал строго на ограниченную территорию. Так, его можно направить исключительно на Россию. Еще недавно производством этой уникальной антенны занимались лишь две страны - Франция и Канада, но теперь отечественные ученые научились делать ее самостоятельно.
 
Еще одно «дитя санкций» производят на Ярославском радиозаводе
 
Предприятие освоило создание спутниковых радиостанций. По оценкам военных, они могут работать в любых условиях. Но главное - они полностью защищены от вражеских помех. «Эта радиостанция спутниковой связи  практически не имеет аналогов в мире, она малогабаритная.
 
Ее называют «Белозер». При появлении помех радиостанция автоматически перестраивается на другую частоту, и связь не пропадает», - рассказал военный представитель на «Ярославском радиозаводе» Юрий Федотов. Также на предприятии запустили производство новейших авиационных радиомаяков. Прибор необходим для спасения экипажа, если самолет совершает вынужденную посадку  в безлюдной местности. Радиомаяк подает сигнал на спутник, и  месторасположение борта определяется с точностью до метра. До недавнего времени такие  радиомаяки  выпускали на Украине.
 
Радиофотоника вместо электроники
 
Эксперты признают, что микроэлектроника, в частности, производство чипов – одна из основных проблем отечественного ВПК. По этому направлению Россия серьезно отстает от Запада, хотя производство самых важных элементов уже налаживается. И даже предложено решение обойти конкурентов с помощью принципиально новых разработок, а именно радиофотоники. Ученые в сфере оборонных технологий считают возможным отказаться от электронов и обратить внимание на фотоны, которые не имеют массы и летят быстрее. По оценкам специалистов, серверы, работающие на принципах фотоники, уменьшились бы в сотню раз по сравнению с нынешними, а скорость передачи данных возросла бы в десять раз.
 
«Сейчас РЛС - это многоэтажный дом. Если начнет работать радиофотоника, то станцию можно будет установить на обычном Камазе», - убежден заместитель генерального  директора ОАО «РТИ» Игорь Бевзюк. Радиофотоника может изменить расстановку сил сдерживания, ведь миниатюрные и подвижные РЛС – прекрасная альтернатива современным гигантским и дорогостоящим радиолокационным станциям. «Эффективность и дальность будет точно такая же на тысячи километров. Имея возможность использования нескольких таких комплексов, можно объединить их в целую сеть, которая увеличит характеристики этих РЛС. И это будет отечественная технология», - уверен Бевзюк.
 
Еще одно ноу-хау, которое может стать российским прорывом в сфере военных разработок, - терагерцовые технологии. «Они воплощают давнюю мечту военных о совмещении в одной станции подавляющих средств и средств радиолокационных. Из радара выходит терагерцовый луч, который бьет по цели. Своим излучением он позволяет подавить и лишить функционала любую часть боевого объекта», - рассказывает  Бевзюк. По некоторым данным, у России есть лабораторные образцы подобного оружия. Но это уже государственная тайна.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBj3Ts
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/bezvoditeiya/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer