Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


За глоток свежего керосина — часть I


21 апреля 2015 года Любовь Милованова, Военно-промышленный курьер


В современных боевых операциях существенно повышается значение самолетов-заправщиков. Глобальный рынок этой авиатехники оценивается в 250 единиц на ближайшее десятилетие.

Большинство статей по военной авиации посвящается реактивным истребителям, но именно воздушные танкеры обеспечивают им возможность выполнения своих задач, играя решающую роль в повышении боеспособности этих платформ. Без участия самолетов-заправщиков масштабные действия военно-воздушных сил были бы просто невозможны.
 
Работа на износ
 
Та роль, которая возлагается на авиатанкеры, в настоящее время демонстрируется против боевиков Исламского государства в небе над Ираком и Сирией. А в военной операции НАТО «Объединенный защитник» в 2011 году в Ливии на долю самолетов-заправщиков за восемь месяцев пришлось 25 процентов 26 500 самолетовылетов коалиции. Бомбардировщики «Торнадо» Gr.4 (Tornado Gr.4) британских ВВС смогли ярко проявить свои возможности по выполнению ударных задач, вылетая непосредственно с мест базирования в Англии, благодаря топливозаправщикам VC-10 компании ВАС. Полеты в обе стороны протяженностью почти пять тысяч километров стали самыми дальними со времен конфликта за Фолклендские острова в 1982 году.
 
ВВС США применяли на Ливийском ТВД строевые бомбардировщики B-2 «Спирит» (Spirit) с места их базирования в континентальной части Соединенных Штатов. А поддержку боевым самолетам стран коалиции оказывали топливозаправщики, расположенные в Средиземном море. Французские C135FR производства «Боинг», британские VC10 и L-1011 «Тристар» (TriStars) разработки «Локхид» (Lockheed), американские KC-135R «Стратотанкер» (Stratotankers) и KC-10A «Икстендер» (Extenders) компании «Макдоннелл Дуглас» (McDonnell Douglas), итальянский KC-130J «Геркулес» (Hercules) все той же «Локхид», канадский CC-150 «Поларис»/Polaris (A310 MRTT) и CC-130T (C-130) от «Эрбас дифенс энд спейс» (Airbus Defense and Space), испанский «Боинг-707» и шведский КС-130Н внесли большой вклад в успех военной кампании. Ян Эллиот, бывший командир британской эскад-рильи VC10, а ныне военный советник «Эрбас дифенс энд спейс», позже говорил: «Если бы я был полковником Каддафи, наблюдающим за огромным количеством наносящих удары самолетов, я бы считал приоритетной задачей уничтожить один или два топливозаправщика. Если бы это было сделано, война остановилась бы, потому что оперативный темп кампании обеспечивался за счет самолетов-заправщиков».
 
Хотя этого не произошло, в характеристиках большинства топливозаправщиков, принимавших участие в операции «Объединенный защитник», проявились серьезные недостатки с точки зрения как надежности, так и достаточной вместимости.
 
Танкеры на прилавке
 
Впрочем, проблемы были известны давно и большинство из участников ливийской кампании в последние годы предпринимают меры по обновлению своих возможностей дозаправки в воздухе. Некоторые уже закупили и получили новые самолеты, например ВВС Италии – КС-767 компании «Боинг». Другие оформили контракты и ждут поставки, как ВВС Великобритании – A330 MRTT. У третьих – ВВС США – перспективный KC-46A в работе.
 
Существует и глобальная тенденция обновления парка устаревших и ненадежных заправщиков. Основными игроками на этом рынке являются «Эрбас дифенс энд спейс», «Боинг» и «Ильюшин» с самолетами A330 MRTT, KC-46A и Ил-78/478 соответственно. Шансы на кусок пирога с этого стола имеют также компания «Израиль аэроспейс индастриз» (Israel Aerospace Industries – IAI) со своим конвертированным самолетом «Боинг-767» и такие провайдеры, как «Омега эйр» (Omega Air) или «Эйртанкер» (AirTanker), которые для обеспечения существующих потребностей предлагают услуги, а не платформы.
 
К настоящему времени уже выполнены заказы на поставки 48 современных самолетов-заправщиков: 14 – Великобритании, 12 – Франции, 6 – Саудовской Аравии, 6 – Сингапуру, 5 – Австралии, 3 – Объединенным Арабским Эмиратам и 2 – Катару. Заказ на поставку 6 самолетов Индии – в стадии исполнения. При этом безусловным лидером в мировой гонке по продажам танкеров является «Эрбас дифенс энд спейс» с A330 MRTT.
 
Изначально ВВС США также продемонстрировали свое предпочтение A330 MRTT, когда в 2008 году объявили этот самолет победителем тендера KC-X стоимостью три миллиарда долларов, в котором «Боинг» с KC-767 оказался проигравшим. Однако после подачи «Боингом» в 2011-м переработанного предложения решение было изменено. Это не помешало последующему завоеванию мирового рынка европейской платформой, а возможно, даже и сыграло в пользу «Эрбаса».
 
MRTT от «Эрбаса»
 
MRTT создан на базе пассажирского A330-200, который широко распространен на глобальном рынке: авиакомпаниям по всему миру поставлено 900 таких лайнеров и в портфеле заказов производителя находится еще 300 единиц. На сегодня A330 MRTT стал эталоном, по которому судят об остальных стратегических самолетах-заправщиках или транспортниках.
 
Внутренний запас топлива A330 MRTT составляет 111 тонн (в крыльевых баках и хвостовой части). Как отмечают некоторые эксперты, этого вполне достаточно, чтобы не устанавливать дополнительные топливные баки. В действительности в грузовом отсеке пассажирского A330-200 можно разместить нагрузку большей массы, чем в транспортном А400М.
 
Британские ВВС, получившие на сегодня 10 из 14 заказанных A300-200 MRTT, являются, несомненно, крупнейшим оператором этого топливозаправщика. В королевских военно-воздушных силах он эксплуатируется под тремя обозначениями: C.l «Вояджер» (Voyager) – в варианте транспортного средства снабжения, KC.2 – заправщик с двумя точками заправки и транспортное средство снабжения, KC.3 – заправщик с тремя точками заправки и транспортное средство снабжения. A300-200 MRTT не только перевозит больше топлива, чем его предшественник VC10 (70–80 тонн), но и имеет меньший расход (4–6 т/ч по сравнению с 7 т/ч для VC10), что обеспечивает проведение операций на более дальнем расстоянии, чем это было возможно ранее. И хотя «Тристар» перевозит больше топлива (130 тонн), основная часть его подпольного грузового пространства занята дополнительными баками, а более высокий расход топлива (8 т/ч) означает, что он имеет меньшую дальность действия, чем «Вояджер» (хотя «Тристар» может быть дозаправлен в воздухе, тогда как «Вояджер» не обеспечен такой возможностью).
 
В ходе недавнего визита к месту постоянного расположения «Вояджера» на авиабазе «Бриз-Нортон» (графство Оксфордшир) командующий 10-й эскадрильей ВВС Великобритании Джейми Осборн рассказал о том, какое влияние оказывают усовершенствованные характеристики самолета на проведение операций: «Мы можем переместить четыре истребителя «Тайфун» прямиком из Великобритании на восточное побережье Соединенных Штатов, остаться там на ночь, а затем преодолеть весь путь до места проведения учений «Рэд флэг» в Неваде за один прием. Применяя заправщики VC10, «Тайфуны» сначала перемещаются на Азорские острова и там остаются на ночь, затем передислоцируются на восточное побережье США, где проводят еще одну ночь. Следующую ночь самолеты проводят в центральной части США и только потом попадают на учения. Такие четыре ночи характерны для всех типов заправщиков по сравнению с двумя, которые обеспечивает «Вояджер». Если перевести эти расчеты на восточное направление, получается, что самолеты ВВС достигают Ближнего Востока в течение 24 часов. Ранее необходимо было перемещаться через Кипр, где истребители могли передохнуть, а эта страна проявляла беспокойство в отношении проведения военной операции британскими войсками».
 
По данным «Эрбас дифенс энд спейс», коэффициент готовности самолетов «Вояджер» составляет 99 процентов, а показатели успешного выполнения полетного задания – 90 процентов для дозаправки в воздухе и 99 процентов для транспортных миссий.
 
Время умных шлангов
 
Хотя на британских «Вояджерах» установлено оборудование только для дозаправки методом «шланг-конус», в штатной комплектации A330-200 MRTT может оснащаться заправочной штангой ARBS (aerial refuelling boom systems). Пакет модернизации A330-200 MRTT, который компания «Эрбас дифенс энд спейс» представила в 2014 году по запросу австралийских ВВС, будет включать усовершенствование системы ARBS в направлении повышения контроля и точности работы оператора штанги.
 
В модернизированной версии MRTT ряд структурных и системных усовершенствований как базового коммерческого авиалайнера, так и военной техники. Помимо улучшенной штанги (под обозначением «Апгрейд-3») самолет получит аэродинамические и конструкционные усовершенствования, а также обновленный бортовой компьютер. Рассматривается возможность оснащения заправщика новым двигателем, который разрабатывается для коммерческих бортов.
 
Работы по созданию опытного образца модернизированного самолета начнутся в октябре, первый полет запланирован на конец июля 2016-го. Начиная с 2017 года всем новым заказчикам будет предлагаться усовершенствованная версия A330 MRTT. При этом текущие операторы топливозаправщика получат возможность модернизировать имеющиеся у них в парке ранние версии. По данным «Эрбаса», первым усовершенствованный A330 MRTT получит Сингапур.
 
Конкурент от «Боинга»
 
С точки зрения мирового экспортного рынка, главным конкурентом A330 MRTT, несомненно, является KC-46A «Пегас», разрабатываемый компанией для ВВС США. Потерпев неудачу в попытке получить контракт по программе KC-X с самолетом KC-767 в 2008 году, «Боинг» пересмотрел свою стратегию и подал обновленное предложение, которое обеспечило ему контракт.
 
Созданный на базе удлиненного пассажирского лайнера «Боинг-767-200ER», заправщик KC-46A в реальности представляет собой сочетание грузового самолета «767-2C» и кабины экипажа «767-400» с широкоформатными дисплеями компании «Рокуэлл Коллинз» (Rockwell Collins), разработанными для «Боинга-787».
 
Подобно A330 MRTT, заправщик KC-46 управляется минимальным экипажем из трех человек, включающим пилота, второго пилота и оператора системы дозаправки. KC-46A несколько меньше своего европейского конкурента. Его длина – 50,5 метра, тогда как у самолета «Эрбаса» – 59 метров, а размах крыла – 47,6 и 60 метра соответственно. KC-46A способен перевозить 96 тонн топлива, тогда как А330 MRTT – 111 тонн. Следует также отметить, что подобно «Тристар» основная часть подпольного грузового пространства KC-46A занята дополнительными баками, в то время как на A330-200 топливо размещается в основных баках в крыле, хвосте и киле.
 
Согласно имеющимся данным разбег самолета «767-200ER» с двигателем PW4062 и максимальной взлетной массой составляет 2439 метров, а у A330 MRTT – 2620 метров. Однако ни одна из двух компаний – ни «Эрбас», ни «Боинг» – не опубликовала требований в отношении дистанции прерванного разбега своих платформ, что делает точное сравнение необходимой для них взлетно-посадочной полосы (ВПП) достаточно сложным.
 
Поскольку обе платформы имеют максимальную скорость, близкую к числу М=0,9, а дальности их действия составляют 12 200 и 14 800 километров для KC-46A и A330-200 MRTT соответственно, это означает, что по своим характеристикам новые американский и европейский самолеты-заправщики будут близки к коммерческим авиалайнерам.
 
Хотя большая часть характеристик говорит о превосходстве A330-200 MRTT над KC-46A, «Боинг» подчеркивает: отличие задачи, выполняемой его моделью, от той, которую способен решить основной конкурент, будет состоять в том, что его танкер сможет разворачиваться ближе к полю боя, чтобы эффективнее поддерживать зарубежные операции ВВС США. Имея это в виду, KC-46A обеспечен бронированными кабиной экипажа, салоном и топливными баками, защитой от электромагнитного импульса, а также от ядерного, биологического и химического воздействия. Кроме того, будучи по габаритам близким к КС-135, заправщик КС-46А сможет пользоваться большей частью существующей инфраструктуры ВВС США, в частности ангарами и объектами технического обслуживания.
 
К настоящему моменту «Боинг» завершил производство первого из четырех опытных самолетов на своем авиазаводе в Эверетте недалеко от Сиэтла (штат Вашингтон) и осуществляет сборку трех других.
 
Ильюшинская альтернатива
 
В эксплуатации у авиакомпаний по всему миру на сегодня находится примерно по тысяче коммерческих авиалайнеров, на базе которых созданы A330 MRTT и KC-46A, и военные операторы обеих платформ должны быть в состоянии выйти на тот же впечатляющий уровень экономичности, который продемонстрировали гражданские пользователи. В этом отношении преимущество KC-46A состоит в объемной программе производства (179 самолетов) и в том, что потенциальные операторы будут иметь возможность использовать масштабную инфраструктуру ВВС США.
 
С точки зрения новых стратегических самолетов-заправщиков еще одним реальным предложением будет российский Ил-478. Он отличается от A330 MRTT и KC-46A тем, что создан на базе транспортной платформы – нового самолета Ил-76МД-90А, также известного под названием Ил-476, а не на базе авиалайнера.
 
Программа разработки Ил-478 на данный момент еще только разворачивается. ВВС России планируют приобрести 31 самолет-заправщик, который способен перевозить 91 тонну топлива в основных баках и 36 – в дополнительных в грузовом отсеке, обеспечивая таким образом передачу дозаправляемым платформам в общей сложности 127 тонн топлива. Крейсерская скорость нового российского танкера соответствует числу М=0,6, что существенно ниже в сравнении с A330 MRTT и KC-46A. При этом максимальная дальность 9700 километров обеспечивает преодоление аналогичного расстояния. Заявленная длина разбега Ил-478 при взлете составляет 1540 метров, что существенно меньше, чем у обоих западных конкурентов. Но как уже указывалось, без опубликования дистанции, необходимой для прерывания взлета, невозможно сравнить длины ВПП.
 
Авиадвигатели российского производства, как известно, не отличаются высокой экономичностью. Проблемой для потенциальных эксплуатантов Ил-478 могут в перспективе стать техническое обеспечение платформ и логистическая поддержка. В этой связи стоимость Ил-478 – 105 миллионов долларов – хоть и является привлекательным элементом в сравнении со 170 миллионами A330 MRTT и KC-46A, однако издержки на обеспечение всего жизненного цикла и поддержки российского самолета в эксплуатации могут быть за 20–40 лет гораздо выше.
 
Окончание следует.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer