Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перелет на другие монеты


22 апреля 2015 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", Федеральное космическое агентство (Роскосмос) завершило работу над проектом Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы. Сократить расходы удалось более чем на 400 млрд руб.— до 2 трлн. Для этого пришлось отказаться от ряда научных аппаратов, сверхтяжелой ракеты и еще 29 опытно-конструкторских работ, зато сохранить пилотируемый облет Луны. В агентстве рассчитывают, что в каких-то сегментах программа даже принесет прибыль.

По сведениям "Ъ", большинство положений ФКП-2025 было разработано еще при прежнем главе Роскосмоса Олеге Остапенко: на их реализацию требовалось 2,436 трлн руб., из которых 2,117 трлн космическое ведомство планировало получить из бюджета, а еще 319 млрд руб.— из внебюджетных источников. Внести проект в правительство господин Остапенко не успел, а сменившему его в январе Игорю Комарову пришлось сокращать программу из-за кризиса: стоимость работ возросла в среднем на 30%, а бюджетное финансирование сократилось (см. рисунок). Напомним, завершающаяся в этом году ФКП-2015 предусматривала выделение 757,1 млрд руб. из бюджета и 77,1 млрд руб. из внебюджетных источников.
 
"Ъ" удалось ознакомиться с новым проектом ФКП-2025. Из него следует, что рассматривалось два варианта оптимизации. Первый предусматривал выполнение в полном объеме работ по космической связи, дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ), фундаментальным космическим исследованиям (ФКИ), миссии МКС и научно-исследовательским работам, но сворачивались работы по перспективному пилотируемому транспортному кораблю, средствам управления для дальнего космоса и обслуживанию аппаратов на орбите, а также работы по лунной базе и сверхтяжелой ракете.
 
Второй вариант сводился к доведению до минимального уровня состава орбитальных группировок спутников связи, ДЗЗ и ФКИ, сдвигу на два--пять лет сроков готовности нового поколения аппаратов социально-экономического и научного назначения, а также сокращению запусков кораблей "Прогресс" с четырех до трех в год. Но этот вариант сохранял работу по проектам пилотируемого корабля нового поколения, заделу по элементам сверхтяжелой ракеты (к которой обещали вернуться уже после 2025-го) и дополнительно включал в себя разработку ракет-носителей среднего и тяжелого класса грузоподъемностью до 38 тонн, а также межорбитальных буксиров для пилотируемого облета Луны в 2025 году. В Роскосмосе считают, что второй вариант, хотя и предусматривает сокращение орбитальных группировок спутников связи, ДЗЗ и ФКИ до минимально необходимого уровня, все равно обеспечит выполнение "Основ политики РФ в космической деятельности до 2030 года" (увеличить пропускную способность системы ретрансляции до 2,4 Гбит/сек., а персональной связи — до 60 Гбит/сут.). По словам источника "Ъ" в Роскосмосе, на состоявшемся 15 апреля заседании научно-технического совета первый замдиректора Центрального научно-исследовательского института машиностроения Александр Данилюк рекомендовал поддержать второй вариант. Руководство агентства так и сделало.
 
В прежней версии ФКП-2025 большую часть средств — 1,728 трлн руб.— агентство планировало потратить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (см. "Ъ" от 12 ноября 2014 года). В обновленном варианте программы доля НИОКР осталась прежней: из 2,004 трлн на них уйдет порядка 1,42 трлн руб. Правда, для того, чтобы уложиться в этот параметр, пришлось исключить из плана 29 ОКР из 416. Так, например, сократили ОКР "Авионика" (бортовая информационно-вычислительная система с сетецентрической распределенной архитектурой), ОКР "Воздействие АСПОС ОКП" (система космических средств воздействия на астероиды, кометы и космический мусор), ОКР "Ликвидатор" (комплекс, обеспечивающий удаление отработавших космических аппаратов и разгонных блоков с геостационарной орбиты) и другие.
 
Сокращение финансирования ФКП-2025 повлекло за собой и снижение количества ежегодно запускаемых космических аппаратов. Например, в 2016-2020 годах на орбиту должны были выводиться 15, 20, 19, 21 и 28 спутников соответственно, теперь уже — 11, 11, 18, 27 и 17 (с учетом шести внебюджетных спутников ДЗЗ). Далее в 2020-2024 годах по программе ФКИ должно было быть запущено 42 научных аппарата, теперь — 22. Под сокращение попали астрономические спутники "Спектр-М" и "Гамма-400", биоспутник "Возврат-МКА" и межпланетный аппарат "Луна-Грунт", спутник ретрансляции "Луч-НП", один аппарат ДЗЗ "Ресурс-П", а также спутники "Канопус-В" и "Канопус-ВМ". Вместе с тем программа предусматривает к 2025 году группировку аппаратов ДЗЗ нового поколения в 23 единицы. А всего Роскосмос рассчитывает запустить порядка 180 спутников в интересах РФ.
 
Для экономии средств также принято решение отказаться от разработки сверхтяжелой ракеты с нуля — это сэкономит около 215 млрд руб. Зато Роскосмос намерен модернизировать комплекс "Ангара-А5" до варианта "Ангара-А5В" (добавив третью водородную ступень) — это обойдется всего в 60 млрд руб. (см. "Ъ" от 13 марта). Всего программой испытаний ракеты А5В предусмотрено три пуска (обычной "Ангары-А5" — шесть). Коснутся сокращения и МКС: от создания модуля ОКА-Т решено отказаться. Ожидается, что уже в скором времени документ будет направлен на согласование в правительство.
 
В целом Роскосмосу удалось сократить ФКП примерно на 440 млрд руб. При этом в итоговом варианте 1,111 трлн руб. (более 55% от общего финансирования) пойдет на космическую связь, ДЗЗ, средства выведения и управления полетами, на проекты по ФКИ — около 199,3 млрд руб. (10%), а на пилотируемую программу — 694,1 млрд руб. (34,6%). В документе отмечается, что реализация ФКП-2025 в 2016-2025 годах должна принести прибыль на уровне 1,806 трлн руб.: прежде всего от реализации услуг космической связи — 633,7 млрд руб. и пилотируемых полетов — 212,6 млрд руб.
 
Вчера официальные представители агентства не стали комментировать положения ФКП-2025, но сообщили, что сегодня на пресс-конференции это сделают Игорь Комаров и глава научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer