Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перелет на другие монеты


22 апреля 2015 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", Федеральное космическое агентство (Роскосмос) завершило работу над проектом Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы. Сократить расходы удалось более чем на 400 млрд руб.— до 2 трлн. Для этого пришлось отказаться от ряда научных аппаратов, сверхтяжелой ракеты и еще 29 опытно-конструкторских работ, зато сохранить пилотируемый облет Луны. В агентстве рассчитывают, что в каких-то сегментах программа даже принесет прибыль.

По сведениям "Ъ", большинство положений ФКП-2025 было разработано еще при прежнем главе Роскосмоса Олеге Остапенко: на их реализацию требовалось 2,436 трлн руб., из которых 2,117 трлн космическое ведомство планировало получить из бюджета, а еще 319 млрд руб.— из внебюджетных источников. Внести проект в правительство господин Остапенко не успел, а сменившему его в январе Игорю Комарову пришлось сокращать программу из-за кризиса: стоимость работ возросла в среднем на 30%, а бюджетное финансирование сократилось (см. рисунок). Напомним, завершающаяся в этом году ФКП-2015 предусматривала выделение 757,1 млрд руб. из бюджета и 77,1 млрд руб. из внебюджетных источников.
 
"Ъ" удалось ознакомиться с новым проектом ФКП-2025. Из него следует, что рассматривалось два варианта оптимизации. Первый предусматривал выполнение в полном объеме работ по космической связи, дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ), фундаментальным космическим исследованиям (ФКИ), миссии МКС и научно-исследовательским работам, но сворачивались работы по перспективному пилотируемому транспортному кораблю, средствам управления для дальнего космоса и обслуживанию аппаратов на орбите, а также работы по лунной базе и сверхтяжелой ракете.
 
Второй вариант сводился к доведению до минимального уровня состава орбитальных группировок спутников связи, ДЗЗ и ФКИ, сдвигу на два--пять лет сроков готовности нового поколения аппаратов социально-экономического и научного назначения, а также сокращению запусков кораблей "Прогресс" с четырех до трех в год. Но этот вариант сохранял работу по проектам пилотируемого корабля нового поколения, заделу по элементам сверхтяжелой ракеты (к которой обещали вернуться уже после 2025-го) и дополнительно включал в себя разработку ракет-носителей среднего и тяжелого класса грузоподъемностью до 38 тонн, а также межорбитальных буксиров для пилотируемого облета Луны в 2025 году. В Роскосмосе считают, что второй вариант, хотя и предусматривает сокращение орбитальных группировок спутников связи, ДЗЗ и ФКИ до минимально необходимого уровня, все равно обеспечит выполнение "Основ политики РФ в космической деятельности до 2030 года" (увеличить пропускную способность системы ретрансляции до 2,4 Гбит/сек., а персональной связи — до 60 Гбит/сут.). По словам источника "Ъ" в Роскосмосе, на состоявшемся 15 апреля заседании научно-технического совета первый замдиректора Центрального научно-исследовательского института машиностроения Александр Данилюк рекомендовал поддержать второй вариант. Руководство агентства так и сделало.
 
В прежней версии ФКП-2025 большую часть средств — 1,728 трлн руб.— агентство планировало потратить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (см. "Ъ" от 12 ноября 2014 года). В обновленном варианте программы доля НИОКР осталась прежней: из 2,004 трлн на них уйдет порядка 1,42 трлн руб. Правда, для того, чтобы уложиться в этот параметр, пришлось исключить из плана 29 ОКР из 416. Так, например, сократили ОКР "Авионика" (бортовая информационно-вычислительная система с сетецентрической распределенной архитектурой), ОКР "Воздействие АСПОС ОКП" (система космических средств воздействия на астероиды, кометы и космический мусор), ОКР "Ликвидатор" (комплекс, обеспечивающий удаление отработавших космических аппаратов и разгонных блоков с геостационарной орбиты) и другие.
 
Сокращение финансирования ФКП-2025 повлекло за собой и снижение количества ежегодно запускаемых космических аппаратов. Например, в 2016-2020 годах на орбиту должны были выводиться 15, 20, 19, 21 и 28 спутников соответственно, теперь уже — 11, 11, 18, 27 и 17 (с учетом шести внебюджетных спутников ДЗЗ). Далее в 2020-2024 годах по программе ФКИ должно было быть запущено 42 научных аппарата, теперь — 22. Под сокращение попали астрономические спутники "Спектр-М" и "Гамма-400", биоспутник "Возврат-МКА" и межпланетный аппарат "Луна-Грунт", спутник ретрансляции "Луч-НП", один аппарат ДЗЗ "Ресурс-П", а также спутники "Канопус-В" и "Канопус-ВМ". Вместе с тем программа предусматривает к 2025 году группировку аппаратов ДЗЗ нового поколения в 23 единицы. А всего Роскосмос рассчитывает запустить порядка 180 спутников в интересах РФ.
 
Для экономии средств также принято решение отказаться от разработки сверхтяжелой ракеты с нуля — это сэкономит около 215 млрд руб. Зато Роскосмос намерен модернизировать комплекс "Ангара-А5" до варианта "Ангара-А5В" (добавив третью водородную ступень) — это обойдется всего в 60 млрд руб. (см. "Ъ" от 13 марта). Всего программой испытаний ракеты А5В предусмотрено три пуска (обычной "Ангары-А5" — шесть). Коснутся сокращения и МКС: от создания модуля ОКА-Т решено отказаться. Ожидается, что уже в скором времени документ будет направлен на согласование в правительство.
 
В целом Роскосмосу удалось сократить ФКП примерно на 440 млрд руб. При этом в итоговом варианте 1,111 трлн руб. (более 55% от общего финансирования) пойдет на космическую связь, ДЗЗ, средства выведения и управления полетами, на проекты по ФКИ — около 199,3 млрд руб. (10%), а на пилотируемую программу — 694,1 млрд руб. (34,6%). В документе отмечается, что реализация ФКП-2025 в 2016-2025 годах должна принести прибыль на уровне 1,806 трлн руб.: прежде всего от реализации услуг космической связи — 633,7 млрд руб. и пилотируемых полетов — 212,6 млрд руб.
 
Вчера официальные представители агентства не стали комментировать положения ФКП-2025, но сообщили, что сегодня на пресс-конференции это сделают Игорь Комаров и глава научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer