Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Высшая мера правосудия: как МАУ вернули ее привилегии


24 апреля 2015 года Андрей Гук, Forbes Украина


Конфликт, разгоревшийся вокруг смены порядка выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий, набирает новую высоту. Вчера Киевский апелляционный админсуд отклонил апелляционную жалобу Мининфраструктуры на решение суда первой инстанции о признании незаконным и недействующим приказа Мининфраструктуры №245, которым регламентировался порядок выдачи назначений на авиамаршруты. Этот приказ, в частности, определял, что в состав комиссии, утверждающей маршруты перевозчикам, наравне с представителями Госавиаслужбы должны входить и представители министерства. И вот суд в очередной раз сказал «нет». Таким образом непосредственно Мининфраструктуры лишается возможности участвовать в распределении направлений на полеты. В отличие от Госавиаслужбы, руководит которой экс-менеджер МАУ. В министерстве заявляют о намерении подать кассационную жалобу. Своим мнением о том, как последние судебные решения сказываются на рынке авиаперевозок, и насколько действенно в данном случае украинское правосудие, с Forbes поделился партнер юридической фирмы «Анте» Андрей Гук.

Pereat mundus et fiat justitia («Пусть погибнет мир, но свершится правосудие») – такая максима огромными буквами выписана в зале ожидания Высшего хозяйственного суда Украины.
 
И это выражение очень точно показывает, насколько далеко еще украинское правосудие до такого, ради которого и весь мир не жалко. Ведь, во-первых, такое высказывание не имеет ничего общего с римским правом, поскольку это был девиз одного из императоров, и ничего хорошего он не значил. После такого императора – хоть потоп. Во-вторых, в современном употреблении это изречение – скорее ирония и негативный контекст. Если любые средства оправдывают цель или когда буква закона важнее сути дела.
 
В любом случае это не самое лучшее из латинских выражений для запечатления на стенах высших судов Украины. Или, наоборот, очень точное, и автор этой идеи знал, что писал.
 
23 апреля осуществилось правосудие в украинском суде для авиакомпании МАУ. Ценой коллапса регулирования рынка авиационных перевозок в Украине. Апелляционный суд подтвердил признание незаконным многострадального приказа Мининфраструктуры Украины, которым в 2013 году был утвержден порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий. В течение 2013-го и 2014 года все авиакомпании, включая национального перевозчика, получили все свои права на линии в соответствии с этим порядком.
 
Новый порядок предоставления прав на воздушные линии, разработанный Госавиаслужбой Украины, позиция которой во всех судах странным образом на 100% совпадает с позицией юристов МАУ, так и не был опубликован.
 
Это означает, что сегодня ни одна авиакомпания не может получить права на регулярные рейсы. А также то, что нельзя ограничить или аннулировать права на воздушные линии авиакомпании, которая, например, не платит государственному аэропорту или нарушает правила безопасности.
 
И это, несомненно, большая победа и правосудие для национального перевозчика. Ведь у МАУ есть более 177 прав на воздушные линии, из которых используется максимум 40%. Ситуация, когда конкуренты не могут получить права, потому что не существует порядка их предоставления, это правосудие для МАУ.
 
На предпоследнем заседании комиссии, которая действовала в соответствии с отмененным приказом министерства, впервые произошли два события. Они стали причиной того, почему национальному перевозчику окончательно перестала нравиться эта комиссия и он начал искать правосудия, хотя бы и ценой полного правового вакуума на рынке. Первое – ограничили права МАУ на тех линиях, которые фактически не использовались в полном объеме. Второе – не предоставили права на определенные линии из-за долгов перед аэропортом. Например, не предоставили права на линию Киев – Амман.
 
Если почитать последние новости на сайте авиакомпании, находим еще одно доказательство того, что правосудие для МАУ осуществилось, поскольку летом компания объявила о полетах в Амман. Несмотря на то, что порядка предоставления прав на линии из-за действий МАУ сегодня нет, а комиссия отказывала в предоставлении такого права. На каком основании МАУ будет выполнять этот рейс, известно только главе Госавиаслужбы Украины.
 
Для главы Госавиаслужбы, по мнению автора, правосудие осуществилось не так удачно. Так как приказ министерства отменен судом не с момента его принятия, а с момента вынесения соответствующего решения судом. То есть до решения суда приказ министерства следовало бы выполнять. Зато глава Госавиаслужбы оказался в ситуации, когда не выполнял действующий нормативный акт в период, когда такой акт действовал согласно решению суда, осуществившего правосудие для МАУ.
 
Что же дальше делать с пустотой, возникшей в регулировании вопроса предоставления и аннулирования прав на воздушные линии?
 
У Министерства инфраструктуры ответ на этот вопрос очень модерновый и европейский. Министр привлекает в качестве медиатора международную юридическую компанию, которая должна сделать заключение, кто является компетентным устанавливать правила игры. Министр готов принять результат такого вывода и считает, что глава Госавиаслужбы – тоже. Это такое соломоново решение.
 
Оно было бы эффективным, если бы в Украине был глава Госавиаслужбы, влияющий на ситуацию. Однако это не так. Какие правила ни были бы приняты вследствие соломонова решения, есть институт «правосудия для непобедимых МАУ». И любое решение будет обжаловано, если оно по каким-то причинам не понравится национальному перевозчику. Так было со счетами в спецфонд авиации, со счетами от аэропорта «Борисполь» как будто без надлежащих МАУ скидок, с конкурсом на должность директора аэропорта, с правами авиакомпании «Атласджет Украина».
 
Есть несколько правовых путей развития событий. Изменения в Воздушный кодекс относительно компетенции, принятия новых правил Госавиаслужбой или министерством, продолжения спора в кассации. Любой из этих вариантов означает невозможность получить права на воздушные линии в течение долгого времени.
 
Поэтому решение должно быть не соломоново, а по принципу круглого стола короля Артура, когда интересы МАУ и других перевозчиков будут сбалансированы так, чтобы не было сопротивления.
 
Сейчас же мы наблюдаем бои без правил, когда в решениях одних и тех же судов один и тот же приказ министерства то признается обязательным для применения, то таким, который не может быть применен.
 
Между тем участникам рынка, для которых правосудие здесь неосуществимо, остается только без надежды надеяться, что наконец хватит воли создать условия для работы всех авиакомпаний, а не одной единственной.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4rxF
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/kabluk/ по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer