Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Винтокрылые индийцы


7 апреля 2015 года Любовь Милованова, Военно-промышленный курьер


На 10-й выставке «Аэро Индия-2015» министр обороны Манохар Паррикар заявил, что для поддержания обороноспособности его стране требуется около тысячи новых вертолетов до 2020 года. Источники в отрасли и военные эксперты считают эту цифру иллюзорной и уверены, что хорошим результатом станет хотя бы 50-процентное обеспечение потребностей.

Несмотря на то, что принять на вооружение в течение пяти лет возможно не более 500 винтокрылых машин, сам масштаб требований способствовал инициированию большого числа вертолетных программ, которые до настоящего времени не достигли производственного уровня.
 
“ Нынешняя политика оборонных закупок Индии не предусматривает бонусов за более высокие технические характеристики ”
 
Одна из причин пессимистической оценки возможностей по насыщению внутреннего рынка вертолетной техникой в громоздкости и медленном продвижении процедуры закупок. В подходе Министерства обороны к решению этого вопроса ощущается общее отсутствие четкого планирования, считает руководство ВВС Индии. Это один из самых критикуемых иностранными компаниями моментов. Индия сейчас не может дать точного ответа, когда начнутся оборонные закупки по накопившимся вертолетным программам.
 
К усложняющим их реализацию факторам добавился еще один – политика «Делай в Индии», которая предписывает долю участия местной промышленности в производстве. Кроме того, требование о повышении объемов вертолетостроения в стране появилось в тот момент, когда индийская корпорация ХАЛ (HAL – Hindustan Aeronautics Ltd.), единственная, обладающая полномасштабными компетенциями в этой области, перегружена собственными программами, в частности по производству модели общего назначения «Дхрув» (Dhruv) и разработке еще двух образцов.
 
Таким образом, зарубежные поставщики вынуждены искать партнеров в основном среди частных индийских аэрокосмических компаний, не обладающих необходимым опытом в конкретной отрасли. Хотя один из таких новичков, вероятно, в конце концов достигнет успехов в производстве винтокрылой техники благодаря иностранным технологиям и спросу на внутреннем рынке.
 
Рискованность ситуации состоит в том, что победителем может стать не одна частная компания, поскольку несколько зарубежных корпораций способны найти разных местных партнеров. Вместе с тем высокопоставленный представитель зарубежной промышленности отметил, что в долгосрочной перспективе на рынке есть место только для двух индийских производителей (включая ХАЛ). Раздел отрасли между тремя или более поставщиками снизит возможности по получению компетенций и снижению рентабельности для всех.
 
В этом плане поучителен японский опыт. Вооруженные силы и гражданские организации этой страны имеют большой вертолетный парк, но правительство поделило производство между тремя компаниями, в результате чего ни одна из них не выросла во влиятельного игрока на глобальном рынке.
 
Основные программы
 
В общей сложности в Индии на разных этапах развития девять программ, по которым распределена тысяча вертолетов. В четырех случаях еще продолжаются или ожидаются тендеры на поставку 434 машин. По трем программам тендеры уже завершились, и американские подрядчики ожидают контрактов на поставки 53 вертолетов. Hindustan Aeronautics Ltd. разрабатывает два типа винтокрылых машин, общий объем производства которых превысит 500 единиц.
 
Компания «Боинг» (Boeing) недавно предупредила индийские власти о предстоящем повышении стоимости поставки 22 ударных вертолетов AH-64E «Апач» и 15 CH-47F «Чинук» (Chinooks) на сумму 2,5 миллиарда долларов, если не получит контракт в ближайшее время. Срок действия предложения «Боинга», с которым он выиграл тендер, уже продлевался и истек 31 марта, то есть спустя пять лет с момента запуска тендерной процедуры.
 
Еще более критическая ситуация сложилась с программой приобретения вертолетов наблюдения и разведки RSH (Reconnaissance and Surveillance Helicopter). Она уже дважды достигала этапа выбора победителя, но тендер начинался заново. Министерству обороны крайне необходимы примерно 440 вертолетов RSH для оснащения армейской авиации и ВВС в качестве замены построенных по лицензии очень старых машин «Четак» (на базе SA-316 «Алуэтт-3» компании «Аэроспасьяль») и «Читах» (на базе SA-315b).
 
Существуют две программы RSH, направленные на обеспечение одних и тех же закупок, но реализуемые по разным каналам. Первая касается 197 вертолетов RSH (133 – для СВ и остальные – для ВВС) и рассчитана на иностранного поставщика, имеющего партнерские отношения с местными производителями. Агентство оборонных закупок DAC (Defense Acquisition Council) недавно продлило в четвертый раз за 10 лет срок подачи ответов на RFI в отношении этих вертолетов для индийских производителей. На этот вновь открываемый тендер компания «Эрбас» (Airbus) представит победивший в предыдущем конкурсе AS550 C3 «Феннек» (Fennec) в кооперации с индийскими «Рилайнс» (Reliance) или «Махиндра» (Mahindra). «Белл» (Bell) предложит модель 407GT, а холдинг «Вертолеты России» – Ka-226T2. Наша машина имеет отличные характеристики для выполнения задач на большой высоте. Индии как раз требуется вертолет, который может функционировать до 6000 метров, Ка-226Т способен работать до 7250 метров. Однако нынешняя политика оборонных закупок Индии не предусматривает бонусов за превышение уровня характеристик. А вот более дешевое изделие при аналогичных ТТХ будет пользоваться успехом.
 
Вторая программа предусматривает закупку 187 легких вертолетов общего назначения LUH (Light Utility Helicopters) и касается государственного монополиста, корпорации ХАЛ. Она предполагает поднять в воздух свой первый вертолет LUH в конце этого года. Руководитель программы сообщил, что разработка завершится в 2017-м, производство начнется в 2018-м, а первые поставки запланированы на 2019 год. Окончательное выполнение заказа намечено на 2025-й. Эксперты не считают эти планы слишком реалистичными хотя бы потому, что серийный завод компания еще только предполагает построить.
 
Вертолеты LUH будут сначала поставляться армейской авиации, а затем ВВС. В программе могут оказаться задействованы такие местные компании, как «Бхарат Фордж» (Bharat Forge), «Дайнаматикс» (Dynamatics), «Джубилант Бхартиа» (Jubilant Bhartia Group), «Ларсен энд Турбо» (Larsen & Toubro), «Махиндра аэроспейс» (Mahindra Aerospace), «Пандж Ллойд» (Punj Lloyd), «Рилайнс дифенс энд аэроспейс» (Reliance Defence & Aerospace), «Танеджа аэроспейс» (Taneja Aerospace) и «Тата эдванст системз лимитед» (Tata Advanced Systems Limited – TASL).
 
Хотя программа на поставку 197 вертолетов RSH уже является масштабной, «Эрбас» считает, что в конечном итоге объем производства вырастет до 300 или даже 400 единиц.
 
Ожидается в ближайшее время
 
Приближается выбор победителя конкурса на поставку службе береговой охраны 14 вертолетов, в котором ведут борьбу «Эрбас» с вертолетом EC725 «Каракал» (Caracal) и «Сикорский» (Sikorsky) с S-92. Решение должно быть принято в середине года.
 
Кроме того, в текущем году ожидается решение о поставке ВМС 100 вертолетов общего назначения NUH (Naval Utility Helicopters). В программе принимают участие два зарубежных претендента на получение контракта: «Белл-429» и AS565 «Пантера» (Panther) компании «Эрбас». Приближен к требованиям и продукт «Сикорского» S-76D, но поскольку он крупнее конкурентов, его положение будет невыгодным по стоимости, в связи с чем его не выставляют на тендер.
 
 
Сейчас по этой программе индийское военное ведомство оценивает ответы примерно 10 местных производителей. Минобороны пролонгировало до марта крайний срок подачи ответов на RFI, который продлевается в третий раз после аннулирования в августе 2012-го запроса на предложение RFP (Request for Proposal) по импорту 56 платформ.
 
По данным отраслевых источников, на RFI ответили «Бхарат Фордж», «Дайнаматикс текнолоджис», «Махиндра аэроспейс», «Ларсен энд Турбо», «Рилайнс индастриз», «Танеджа аэроспейс», «Тата эдванст системз лимитед» и ХАЛ. Выбор будет производиться исходя из производственных и технических возможностей компаний и совместных предприятий (СП), которые они организовали с зарубежными фирмами – изготовителями оригинального оборудования.
 
Минобороны предполагает выпустить RFP для СП к середине 2015 года. Платформа NUH призвана заменить парк построенных по лицензии вертолетов «Четак», которые поступили на вооружение ВМС Индии в 1961 году в объеме около 60 единиц.
 
У СП есть шесть месяцев, чтобы ответить на RFP, после чего начнет проводиться техническая оценка заявленных претендентов в полевых условиях. Затем будет отобран короткий список из двух коммерческих предложений и, наконец, стартуют переговоры между претендентом, предложившим меньшую стоимость, и комитетом по заключению контрактов. Сделку планируется заключить в 2018–2019 годах.
 
В соответствии с правилами оборонных закупок Индии контракт будет включать обязательную офсетную программу объемом не менее 30 процентов от общей стоимости контракта.
 
Как отмечают аналитики, отмена в 2014 году принятого в августе 2012-го решения по тендеру на поставку 56 вертолетов является одним из самых важных в области оборонных закупок актов нового правительства.
 
По мнению офицеров ВМС Индии, в контракт NUH наверняка войдет какой-то объем прямого импорта, поскольку эти платформы крайне необходимы. Затем последует лицензионное производство на мощностях выбранного СП, и в конечном счете изделие будет включать не менее 30 процентов локализованных компонентов, систем и узлов.
 
Количество построенных вертолетов NUH может вырасти примерно до 140 единиц для развертывания на борту вновь вводимых в строй кораблей и в качестве замены машин «Четак» службы береговой охраны, 17 из которых по-прежнему в строю.
 
«Сикорский» также представит S-70B «Сихоук» (Seahawk), MH-60R или S-92, а «Эрбас» – EC725 на тендер по поставке ВМС 123 многоцелевых вертолетов NMRH (Naval Multirole Helicopter). Американская компания может для победы в тендере предложить производственную линию S-70B в качестве передачи технологий Индии, где уже изготавливается кабина экипажей S-92.
 
Представитель «Сикорского» Роберт Кокорда считает, что требования по этой программе будут аналогичны тем, которые выставлялись на ранее проводившемся тендере, выигранном американской компанией с вертолетом S-70B. В этом случае у него хорошие шансы. Может подойти и усовершенствованная версия MH-60R. Индии нужен транспортный вертолет общего назначения, что представляет проблему для оборудованного аппаратурой MH-60R, с другой стороны – S-70B и более грузоподъемный S-92 необходимо оснастить вооружением. Под EC725, представленный на этот тендер, также требуется разработать боевую систему.
 
«Сикорский», уже выбранный в качестве подрядчика для обеспечения индийских потребностей в 16 MRH (Multi Role Helicopters) на сумму миллиард долларов, может продать транспортные вертолеты для перевозки ВИП-персон после того, как Минобороны Индии отменило сделку с компанией «Агуста Уэстленд» (AgustaWestland) стоимостью 770 миллионов долларов на поставку 12 машин AW101. Холдинг «Вертолеты России» готов выйти на тот же конкурс с Ми-17, а «Эрбас» – с EC225.
 
На индийском рынке заметно отсутствие компании «Агуста Уэстленд». В 2010 году ее обвинили в подкупе должностных лиц ради контракта на поставки вертолета AW101, которые должны были применяться для ВИП-перевозок. Индийское правительство отказало компании в новых программах. Неясно, как долго продлится этот запрет, но учитывая характерную для Индии медлительность при оформлении заказов, «Агуста Уэстленд» может в один прекрасный день вновь стать претендентом на получение контракта.
 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer