Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Умный» экспорт


14.05.2015 Елена Платонова, Газета.Ru


Существует устойчивое мнение, что основную долю в российском экспорте занимает продукция сырьевых отраслей, прежде всего нефтегазового сектора. В 2014 году экспорт России за рубеж составил почти $500 млрд, при этом 51,5% пришлось на продукцию так называемого несырьевого экспорта. Что Россия экспортирует помимо углеводородов, разбирался корреспондент «Газеты.Ru».

Не нефтью и газом едиными
 
Помимо углеводородов Россия является крупным экспортером металлургической продукции и минеральных удобрений.
 
Объем экспорта металлопродукции превысил $30 млрд в 2014 году, по данным ФТС России. Это черные и цветные металлы, а также изделия из них. Одним из важных игроков на этом рынке является корпорация ВСМПО-АВИСМА, производитель титановой продукции. Ее потребителями являются крупнейшие мировые авиационные корпорации. ВСМПО-АВИСМА — главный поставщик титана для европейского авиапроизводителя Airbus и второй по объемам поставок партнер для американской компании Boeing.
 
Объем экспорта минудобрений в 2014 году превысил $11 млрд. Россия занимает второе место в мире по производству калийных удобрений, согласно исследованиям геологической службы США. А российская компания «Уралкалий» — крупнейшее в мире предприятие по производству калийных удобрений. Около 84% продукции идет на экспорт, что составляет более 15% всего мирового рынка калийных удобрений.
 
Вполне значимой статьей экспорта из России является и продажа произведенных в стране машин и оборудования. Объем экспорта по этому направлению за прошедший год превысил $26 млрд. В основном речь идет о промышленном оборудовании. Так, российская машиностроительная компания «Уралмаш» производит оборудование для горнодобывающих и металлургических предприятий, для энергетической и транспортной отраслей. Экспортные поставки идут на рынки СНГ, Восточной и Западной Европы, Ближнего Востока, в Индию, Пакистан, Юго-Восточную Азию, Африку, Северную и Латинскую Америку.
 
На зарубежном рынке пользуется спросом продукция Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), как военного, так и гражданского назначения. Иностранные компании покупают у ОСК ледоколы, буровые платформы, многофункциональные крановые суда, буксиры. Основные заказчики — нефтегазовые компании, в том числе в Туркменистане и Казахстане. В текущем году планируется поставить буровую платформу с жилым блоком и крановое судно для туркменской Dragon Oil, а также пять буксиров для казахстанской OMC Shipping. Финансовые показатели по экспорту корпорация не сообщила. «Выручка от продажи продукции является закрытой информацией, поскольку включает в себя элементы, защищенные гостайной», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе ОСК.
 
С каждым годом все больше внимания к себе привлекает российский ближнемагистральный пассажирский самолет Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), который производится гражданским подразделением Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — «Гражданскими самолетами «Сухого». Мексиканская авиакомпания InterJet предпочла российский лайнер бразильскому Embraer и канадскому Bombardier, заключив контракт на поставку 20 воздушных судов в 2013 году. Заинтересовались SSJ-100 и в Китае: в 2015 году Россия и Китай договорились о создании совместной лизинговой компании, которая в течение трех лет, как планируется, поставит на азиатский рынок до 100 самолетов этого типа. «Соглашение о создании российско-китайской лизинговой компании носит исторический характер и по своему масштабу, и по тем перспективам, которые оно открывает перед отечественной индустрией гражданского авиастроения. Совместно с китайскими партнерами мы сформируем высококонкурентное лизинговое предложение, позволяющее самолету SSJ100 занять заметную долю быстрорастущих авиационных рынков Китая и стран Юго-Восточной Азии», — отметил президент ОАК Юрий Слюсарь. В компании отмечают, что ключевым преимуществом SSJ-100 являются более низкие расходы на одного перевезенного пассажира по сравнению с конкурентами в 100-кресельном сегменте.
 
В энергомашиностроительном сегменте устойчивую экспортную деятельность уже более 10 лет ведут «Силовые машины». Компания работает в области проектирования и изготовления оборудования для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций. Продукция предприятия работает в 57 странах мира, в том числе в Египте, Вьетнаме, Бразилии, Сербии, Мексике, Греции, Аргентине, Иране.
 
Еще одним российским предприятием, мировым лидером в тяжелом машиностроении, является «Тяжмехпресс», разрабатывающий и изготавливающий оборудование для кузнечно- и листоштамповочных производств и цехов. Более 12 тыс. прессов, прессовых линий и автоматизированных комплексов, произведенных на ТМП, работают на предприятиях 54 стран мира. Около половины кривошипных горячештамповочных прессов с усилием от 10 тыс. тонна-сил, которые используются в мире, изготовлены на заводах ТМП. Продукция предприятия экспортируется в том числе в США, Францию, Италию, Испанию, Японию, Южную Корею, Китай. На экспорт отправляется от 70 до 95% изготавливаемых заводом прессов.
 
Отдельной статьей российского экспорта является продукция военного назначения. Доля российских вооружений на мировом рынке составила почти треть — 27%. По статистике Рособоронэкспорта, в 2014 году компания поставила за границу вооружений и военной техники на $13,2 млрд, а портфель оборонных заказов Рособоронэкспорта превысил $40 млрд.
 
Значительную долю в портфеле заказов оборонной промышленности занимают «Вертолеты России», один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли.
 
«Вертолетостроительная отрасль России — одна из самых передовых в нашей стране. В ней используются наиболее современные технологии и материалы, реализуются уникальные конструкторские решения», — отметил заместитель министра промышленности и торговли России Андрей Богинский во время визита на Кумертауское авиационное производственное предприятие.
 
По данным на 2014 год, более чем в 100 странах мира эксплуатируется более 8,5 тыс. вертолетов российского производства. На долю компании приходится около 14% мировых продаж вертолетов. Прежде всего речь идет о воздушных судах военного назначения: боевых и военно-транспортных вертолетах. В ближайшие два года объем поставок по уже заключенным контрактам составит порядка 200 вертолетов различных типов в 12 стран мира. 
 
Космические запуски — еще одна высокотехнологичная отрасль, в которой Россия является мировым лидером на протяжении долгого времени. В 2014 году Россия запустила рекордное количество космических аппаратов, заняв первое место в мире по их числу. Среди них были шесть коммерческих запусков. Российскими предприятиями отрасли были также созданы три космических аппарата для иностранных заказчиков, сообщили в пресс-службе Роскосмоса. В 2015 году Роскосмос планирует вывести на орбиту четыре спутника европейской навигационной системы Galileo.
 
К вашим услугам
 
Чуть менее $66 млрд Россия заработала в 2014 году на экспорте услуг. Самой прибыльной статьей стало оказание транспортных услуг, как пассажирских, так и грузовых. На них приходится треть полученных средств, или почти $21 млрд. Главной составляющей экспорта транспортных услуг стали пассажирские авиаперевозки, они принесли более $7 млрд за год. Крупнейшими компаниями в этом секторе являются «Аэрофлот» и «Трансаэро». За 2014 год они перевезли 23,6 млн и 13 млн пассажиров соответственно, в том числе иностранных граждан. Из-за подорожавшего доллара многие иностранные пассажиры предпочитают лететь транзитом через Россию на авиарейсах отечественных авиаперевозчиков, которые предлагают более выгодные цены для перелетов. «Доля транзитных полетов на рейсах «Аэрофлота» выросла с 35% в 2013 году до 39,2% в 2014-м», — уточнили в пресс-службе «Аэрофлота».
 
Более трети экспорта транспортных услуг приходится на грузовые перевозки. Российская компания «ЮТэйр», которая является еще и крупным пассажирским авиаперевозчиком на внутреннем рынке, признана одним из лидеров мирового вертолетного бизнеса. Ее парк насчитывает свыше 350 вертолетов российского и иностранного производства. Вертолеты «ЮТэйр» выполняют работы по коммерческим контрактам во многих регионах мира. Одним из главных партнеров перевозчика является Организация Объединенных Наций.
 
Россия также экспортирует за рубеж и программное обеспечение. Основным зарубежным рынком для российских компаний являются США и страны СНГ, в целом российское ПО экспортируется в страны Евросоюза, особенно немецкоговорящие, арабские страны, Латинскую Америку и Африку. «Продажи программного обеспечения из России за рубежом условно мы разделяем на три сегмента: лицензионное ПО, на долю которого приходится 40% экспорта, трансграничные услуги по разработке ПО (50% экспорта) и проекты по заказу зарубежных корпораций (10%)», — объясняет президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. Объемы продолжают расти несмотря на кризис. По данным «Руссофта», в 2014 году зарубежные продажи софта, созданного российскими разработчиками, составили $5,7 млрд. Это на 10% больше, чем годом ранее. Российская компания «Лаборатория Касперского», разработчик систем защиты, ведет работу более чем в 200 странах мира. Она входит в четверку крупнейших в мире производителей программных решений для защиты конечных устройств, по версии аналитических агентств Gartner, IDC и Forrester, а выручка за 2013 год составила $667 млн. Российская компания-разработчик решений в области распознавания текстов и лингвистики ABBYY насчитывает более 40 млн пользователей в 200 странах мира. Продажи лицензионного программного обеспечения (ПО) составляют около 40% экспорта, еще около 50% экспорта состоит из экспорта трансграничных услуг по разработке ПО. Несколько сервисных российских компаний регулярно входят в ведущие мировые рейтинги. Например, компания MERA, разработчик заказного ПО для высокотехнологичных рынков. Компания является одним из крупнейших мировых поставщиков услуг по разработке высокотехнологичного программного обеспечения для производителей оборудования и решений в сфере информационно-коммуникационных технологий. Среди клиентов MERA числятся Altech Multimedia, Ascom, Avaya, Ericsson, TeleCommunication Systems, Tieto и другие. В 2015 году рост объема зарубежных продаж российских компаний ускорится до 18% и достигнет $6,8 млрд.
 
По итогам 2014 года объем строительных работ, выполненных российскими компаниями для иностранных заказчиков, составил $4,73 млрд. Сильным игроком мирового рынка сооружения сложных инженерных объектов является госкорпорация «Росатом» и ее организации. Портфель заказов на сооружение АЭС российского дизайна в настоящее время насчитывает 29 энергоблоков, из которых 19 планируется построить в Китае, Индии, Турции, Белоруссии, Бангладеш, Финляндии, Вьетнаме, Армении и Венгрии, а общая стоимость этих заказов приближается к $100 млрд. «Росатом» также торгует сырьем за рубежом, отмечают в компании. «Но наш конечный экспорт — это готовая высокотехнологичная продукция в виде топливной сборки, машиностроительного изделия или готовой АЭС», — подчеркивает замдиректора департамента коммуникаций «Росатома» Влад Бочков. 
 
Более $1,7 млрд Россия получила от экспорта телекоммуникационных услуг. Одним из крупнейших по объему орбитально-частотного ресурса спутниковых операторов мира является ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). ГПКС работает на всех географически доступных рынках, предоставляя услуги связи и вещания клиентам из 35 стран мира.
 
Пользуется спросом на мировом рынке и продукция российского приборостроения. Компания НТ-МТД, работающая в сегменте микроэлектроники, является лидером в производстве сканирующих зондовых микроскопов. Покупателями являются научные центры в Европе, Азии и Северной Америке. За рубеж поставлены более 4 тыс. приборов. Крупным игроком на рынке приборостроения является и российское предприятие «Диаконт», производитель оборудования для АЭС. «Диаконт» сотрудничает более чем с 40 компаниями-потребителями из 13 стран мира. Компания известна как производитель радиационно стойких телевизионных камер, манипуляторов, систем управления, обязательных для эксплуатации атомных станций. Выручка предприятия на четверть обеспечена доходами от экспорта.
 
Увеличение несырьевого экспорта из России — одна из амбициозных задач, которую ставит перед собой текущее правительство. Увеличить продажу несырьевых товаров за рубеж призвал президент России Владимир Путин еще в 2014 году: тогда он, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, говорил о необходимости увеличивать показатель на 6% ежегодно. В Минэкономразвития подготовили соответствующую «дорожную карту», согласно которой к 2018 году объем несырьевого экспорта должен достичь $340 млрд.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer