Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Николай Таликов. Настоящий конструктор


22.05.15 14:03 Генрих Новожилов, Журнал "АвиаСоюз"


Одним из ведущих и авторитетных специалистов в отечественной авиационной промышленности является заместитель генерального директора ОАО «Ил» Николай Дмитриевич Таликов. 22 мая 2015 года ему исполняется 70 лет.

После окончания Московского авиационного технологического института Николай Таликов с 1968 г. работает в нашем ОКБ. Он начинал с работ по самолету Ил-76 в новом подразделении – КБ-7, которое возглавлял заместитель главного конструктора Р.П. Папковский. Н.Таликов попал в бригаду С.И. Сумачева, она занималась разработкой нового для нас десантно-транспортного оборудования. 
 
Важным в воспитании молодого конструктора была работа с ветеранами Д.И. Коклиным и А.Н. Туркиным, работавшими в ОКБ со времени его образования и имевшими большой опыт создания систем вооружения для самолетов «Ил». Н.Таликов прошел настоящую «ильюшинскую» школу. Опытные специалисты не только помогали в работе, но учили ответственности.
 
Николай Таликов начинает заниматься работами, которые проводил Герой Советского Союза (за это он и был удостоен высокого звания) ведущий летчик-испытатель А.М. Тюрюмин, и лично контролировались командующими ВДВ Героем Советского Союза генералом армии В.Ф. Маргеловым и ВТА генерал-полковником Г.Н. Пакилевым. Общение с десантниками оказало серьезное влияние на профессиональную деятельность Н.Таликова.
 
Все стадии конструкторской иерархии Н.Таликов прошел в КБ-7. Шло время. В 1976 г. Р.П. Папковский стал главным конструктором по самолету Ил-76, а начальником КБ-7 я назначил Николая Дмитриевича Таликова.
 
В сентябре 1979 г. мы получили техническое задание, связанное с возможностью десантирования воин-ских грузов и техники с предельно малых высот. Работа оказалась сложной. Летчик-испытатель А.М. Тюрюмин выполнил ряд полетов на высоте 2-7 м и скорости 240-300 км/час. Сделаны специальные расчеты по определению устойчивости и управляемости при выходе из самолета грузов. Завод «Универсал» разработал специальное оборудование. Для десантирования БМД-1 потребовалось создать трехкупольную вытяжную парашютную систему.
 
Первое десантирование прошло 11 февраля 1981 г. Платформа Мп-219 с грузом благополучно приземлилась. После осмотра оказалось, что она стоит в нормальном положении, груз в порядке, амортизация слегка деформирована. В июне 1983 г. успешно завершены госиспытания. Научились сбрасывать не только платформы, но и БМД. После сброса экипаж занимал свои места, и БМД была готова к бою. В день 60-летия ВДВ на аэродроме в Тушино Герой Советского Союза С.Г. Близнюк впервые продемонстрировал такое десантирование публике. Все эти работы прошли под руководством Николая Таликова. 
 
Николая Дмитриевича всегда тянуло в полярные страны. Он сам участвовал в выполнении сложных полетов и в Арктике, и Антарктике.
 
В декабре 1986 г. – январе 1987 г. методом парашютного десантирования в условиях полярной ночи были доставлены грузы на дрейфующие станции «Северный полюс-27» и «Северный полюс-28». Из аэропорта Тикси было выполнено пять рейсов, в каждом из них было доставлено 26 т различных грузов: дизельное топливо, продовольствие и даже новогодняя елка.
 
Грузы размещались на фанерных платформах ПГС-500А, на каждую швартовалось около тонны. Их выход происходил не под действием вытяжных парашютов, а под весом составляющей платформы, скатывающейся по роликовым дорожкам, за счет создания летчиками заметного угла наклона пола грузовой кабины. Этот способ десантирования был применен впервые. Обосновали и разработали его Н.Д. Таликов и начальник отдела В.В. Архипов, которые участвовали в полетах. 
 
В 1989 г. выполнялся полет самолета Ил-76МД по доставке членов международной экспедиции с ездовыми собаками на антарктический остров Кинг-Джордж, который проходил по маршруту: Москва – Монреаль (Канада) – Миннеаполис (США) – Гавана (Куба) – Лима (Перу) – Буэнос-Айрес (Аргентина) – Пунта Аренас (Чили). Командир экипажа С.Г. Близнюк. Руководил экспедицией заместитель главного конструктора Н.Д. Таликов.
 
Завершающим этапом был перелет с аэродрома Пунта Аренас на военную базу чилийских ВВС на антарктическом острое Кинг-Джордж, (длина заснеженной грунтовой ВПП всего 1295 м). Проявив высочайшее мастерство и применив все средства торможения, экипаж успешно произвел посадку.
 
Для Н.Таликова работа с полярниками – не только романтика, но и  стремление лично участвовать в опробовании методик выполнения заданий, которые он разрабатывал.
 
По самолету Ил-76 была широко развернута работа по модификациям:  Ил-76К для тренировки космонавтов в невесомости, топливозаправщик Ил-78, поисково-спасательный Ил-76ПС, Ил-76МФ «Скальпель» – летающий госпиталь. 
 
В сентябре 1989 г. совершил первый полет противопожарный самолет Ил-76МД с экспериментальным комплектом оборудования, позволившим иметь большой объем воды внутри фюзеляжа для борьбы с огнем. 
 
Группа конструкторов, возглавляемая Н.Д. Таликовым, в инициативном порядке приступила к работе по «противопожарному самолету». Была поставлена задача обеспечить простоту конструкции и эксплуатации и, главное, дать возможность в аэродромных условиях провести переоборудование любого транспортного самолета без каких-либо доработок его конструкции.
 
Летные испытания подтвердили правильность выбранной конструкции. Полет на высоте от 50 до 500 м со скоростью 240-280 км/час со сбросом 32 т воды не стали необычными режимами для самолета.
 
В 1992 г. в крайне сложных условиях под Ереваном летчик-испытатель Герой России И.Р. Закиров выполнил полеты по тушению пожара на складе боеприпасов с участием первого заместителя министра МЧС Ю.Л. Воробьева и заместителя главного конструктора Н.Д. Таликова. Все были награждены орденами «За личное мужество».
 
Ю.Л. Воробьев дал задание создать серийный улучшенный агрегат ВАП-2 с увеличенным до 42 000 л объемом резервуаров. Выполнили заказ на 5 таких систем. В ноябре 1995 г. самолет и противопожарное оборудование получили Золотую медаль и диплом международного жюри на Всемирном салоне изобретений и научных исследований в Бельгии «Брюссель-Эврика-95».
 
Интересно, что в 1998 г. после пожаров во Флориде американцы, ознакомившись с возможностями «пожарного» Ил-76, назвали его «водяным бомбардировщиком» – «стратегическим оружием в деле пожаротушения». 
 
В начале 80-х гг. мы начали заниматься созданием турбовинтового пассажирского самолета местных воздушных линий Ил-114, который должен был прийти на смену Ан-24. 
 
Приказом Министра авиационной промышленности в январе 1987 г. Н.Д. Таликов был назначен заместителем главного конструктора по этому самолету. Несмотря на большую загрузку ОКБ работами по дальнемагистральному Ил-96, он умудрялся продвигать проектирование новой машины с присущей ему энергией и ответственностью за порученное дело.
 
29 марта 1990 г. в ЛИИ Ил-114 (летчик-испытатель С.В. Белоусов) совершил первый полет. Все радовались, но еще никто не знал, что самолет ждет трудная, «горемычная» судьба.
 
Ил-114 запустили в серийное производство в Ташкенте, где 7 августа 1992 г. состоялся первый полет серийного самолета. К этому времени Н.Д. Таликов уже стал главным конструктором.
 
Вот его впечатление после полета: «Я был поражен той относительной тишиной в салоне. В любом месте самолета, даже в зоне работы винтов, можно было говорить, не повышая голоса».
 
Не буду утомлять рассказом об очень большой работе Н.Таликова по этой машине. Все прекрасно изложено в его книге «Ил-114 боль и надежда». Несмотря на трудности последних десятилетий, самолет более 10 лет эксплуатируется в Узбекистане. Усилиями Николая Дмитриевича в Санкт-Петербурге летает специальный самолет «Калибр», помогающий создавать электронное оборудование.
 
Мы все же надеемся на второе рождение машины. Ил-114 в Арктике и Антарктике может и должен продолжить славный путь поршневого Ил-14. Н.Д. Таликов в этом уверен и его полярному опыту можно верить.
 
В 1993 г. я назначил Николая Дмитриевича руководителем ОКБ. В это время шла работа с FAA США по сертификации российско-американского самолета Ил-96 (двигатели «Пратт энд Уитни», пилотажно-навигационный комплекс «Коллинз», программы функционирования – ГосНИИ АС). Потом наступили трудные времена безденежья, нужная, но не самая интересная работа по модификациям самолетов «Ил». Эту работу подразделений трудно организовывать, но главный конструктор Н.Д. Таликов, который понимает, знает и умеет, справился.
 
Минобороны РФ нашло деньги, и мы продолжаем работы по легкому ВТС Ил-112, начатые еще в 2003 г. 
 
Не могу не отметить еще один талант Николая Дмитриевича, начавшего собирать и отмечать в своих записях все события, связанные с деятельностью нашего КБ, начиная с 13 января 1933 г., когда Сергей Владимирович Ильюшин стал начальником ЦКБ завода № 39 им. В.Р. Менжинского.
 
В знаменитой книге «В небе «Ильюшин» Николай Дмитриевич пишет: «За простыми фактами стояли и сейчас стоят люди – простые, честные специалисты, беззаветно влюбленные в самолеты и в свою профессию.
 
При выполнении этой сложной, но крайне важной работы пришлось с головой окунуться в романтическую  атмосферу прошлых лет, когда лозунгом авиации было «выше, дальше, быстрее», во всем отчетливо чувствовался напряженный ритм работы ОКБ».
 
Поздравляя Н.Д. Таликова с 70-летием, выражаю искреннюю благодарность от всех «ильюшинцев» за проделанную работу. Желаем ему доброго здоровья, успехов и удачи во всех делах.
 
В любимой мною песне есть слова «…а удача – награда за смелость», присущая всей работе главного конструктора Николая Дмитриевича Таликова.
 
Автор: Генрих Новожилов, генеральный конструктор, академик РАН, дважды Герой Социалистического Труда
 
Редакционный Совет и редакция журнала «АвиаСоюз» поздравляют Николая Дмитриевича Таликова с юбилеем!  Здоровья и успехов в создании новых самолетов «Ил»!



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXcry
Заказать Газель в Брянске на http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/geo/bryansk/.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/arenda/samosval/20k/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer