Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Всегда в цене


27 мая 2015 года Ольга Мордюшенко, КоммерсантЪ - Приложения


Скачки цен на авиакеросин связаны со спецификой нашей авиаотрасли и производства и реализации авиатоплива. Правительству неоднократно приходилось вмешиваться в процесс ценообразования и менять правила игры. Эксперты уверены в том, что решение этой проблемы — заключение прямых договоров с поставщиками.

С 1991 года авиаперевозчикам и их поставщикам топлива пришлось строить отношения в условиях рыночной экономики и либерализации цен. Тогда и возник конфликт, который не разрешен до сих пор и связан с ростом стоимости и падением объемов продажи авиационного керосина. Последние 20 лет цена на авиакеросин постоянно росла без обратной динамики. Когда рост оказывался неприемлемым для потребителей, в отрасли возникали споры, которые до последнего времени урегулировались в "ручном режиме" государством.
 
Кризис в авиации начался после развала СССР. С 1991 года объемы пассажирских перевозок снижались ежегодно на 2,2-2,4 млн человек. В 1999 году было перевезено около 22 млн пассажиров, что вчетверо меньше, чем 1991-м. Отсутствие спроса негативно отразилось на финансовом состоянии авиакомпаний, дефолт и экономический кризис 1998 года ухудшили их и без того тяжелое положение. Реагируя на снижение закупок со стороны перевозчиков, российские переработчики нефти переориентировали производство на другие виды топлива, в частности дизельное.
 
В итоге на российском рынке образовался существенный дефицит авиакеросина, который повлек за собой его удорожание и вынудил авиакомпании поднять цены на перевозки. Топливо, которое в январе 1999 года стоило $60-70 за тонну, подорожало к октябрю до $250. Повышение цен было обусловлено помимо роста мировых цен необходимостью приведения рублевой стоимости керосина, которая после девальвации рубля стала чрезвычайно низкой в долларовом эквиваленте, к мировому уровню. В итоге российские цены даже обогнали мировые. Для стабилизации ситуации занимавший тогда пост главы Минтопэнерго Виктор Калюжный ввел планово-балансовые задания для нефтекомпаний, обязав их поставлять определенные объемы нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок, и только после выполнения этих заданий экспортировать продукцию. Это принесло свои плоды: около 6 млн тонн нефти было переработано для исполнения этих заданий.
 
Однако в следующем году все повторилось. С июля до середины сентября 2000 года запасы бензина в регионах упали на 55%. В то же время экспорт, например, дизельного топлива подскочил на 20%, до 13 млн тонн. Мнения в правительстве разошлись: часть министерств поддерживала увеличение экспорта, а другие, в первую очередь Минтопэнерго, предлагали нарастить балансовые задания до 15 млн тонн нефти. Господина Калюжного отправили в отставку, а от практики обязательных балансовых заданий отказались. Вместо этого были введены экспортные пошлины, но даже с их учетом продавать нефть и нефтепродукты на внешнем рынке было выгоднее, чем на внутреннем. В итоге в конце августа 2000 года фактически была возвращена схема балансовых заданий.
 
В течение 2004-2005 годов подорожание топлива в крупнейших российских аэропортах составило в среднем от 50% до 100%. По данным Росавиации, в ряде российских аэропортов цены на авиакеросин достигали 17-19 тыс. руб. за тонну, что на 1 тыс. руб. превышало европейский уровень. Такая тенденция сохранялась вплоть до кризиса 2008 года, когда стоимость авиакеросина меньше чем за год подскочила почти вдвое — до 31,5 тыс. руб. за тонну, а порой превышала 37 тыс. руб. за тонну. По данным информационно-аналитического центра "Кортес", среднемесячные отпускные цены российских НПЗ на авиакеросин с января по июль 2008 года выросли на 37,7%. При этом, по данным Международной ассоциации руководителей авиапредприятий, с конца мая средняя мировая котировка цен на авиационное топливо снижалась.
 
Главными виновниками роста цен на авиакеросин в правительстве тогда называли компании-посредники, которые владели топливозаправочными комплексами (ТЗК) в аэропортах. По данным министерств, из-за наценок операторов с ноября 2007 года по июнь 2008 года цены на авиакеросин выросли на 70%. Когда собственниками ТЗК стали нефтяные компании, возникла новая проблема — монопольное завышения цен.
 
В итоге авиаперевозчики и поставщики смогли урегулировать отношения, внедрив долгосрочные контракты на поставку топлива. В частности, в начале ноября 2008 года "Аэрофлот" и ведущие нефтяные компании договорились об установлении формулы цены на авиационный керосин. В качестве основного ориентира при определении формулы цены были использованы котировки агентства Platts. С одной стороны, такая система позволяла авиакомпаниям гибко планировать затраты на обеспечение ГСМ, а также хеджировать риски, связанные с колебаниями цен, с другой стороны, исключала посреднические звенья и способствовала созданию конкурентной среды на топливном рынке.
 
Тогда уже было очевидно, что рынок авиатоплива, как и других нефтепродуктов, должен регулироваться с помощью биржевых механизмов. Цена авиакеросина за рубежом формировалась в результате торга, а в России стоимость регулировал производитель. Для решения этой проблемы правительство организовало биржевые торги нефтью и нефтепродуктами, обязав определенный их объем продавать на бирже.
 
Конфликт вновь обострился в конце 2011 года, когда пассажиропоток в крупнейших московских аэропортах увеличился на 17%, а объем производства авиакеросина остался на прошлогоднем уровне. В 20 аэропортах цены подскочили на 1,5-9%, а в целом с начала 2011 года к ноябрю керосин подорожал почти на 40%. Дефицит тогда оценивался в 10-15%. В ряде авиакомпаний заявляли о возможности остановки полетов.
 
В числе причин кризиса в правительстве называли монопольное положение ТЗК и действия транспортных компаний, поднявших тарифы на перевозку топлива . Около 75% ТЗК формировали стоимость топлива самостоятельно, а не по рекомендациям Федеральной службы по тарифам. Следующее резкое подорожание топлива наблюдалось в августе 2014 года. Тогда Росавиация сообщила, что в июне--августе в 30 аэропортах Поволжья, Сибири и южных регионов зафиксирован значительный рост стоимости авиакеросина (на 6-7%). В ведомстве указывали, что "необоснованные действия предприятий по топливообеспечению ведут к подрыву экономической деятельности авиаперевозчиков, в первую очередь уже находящихся под введенными санкциями со стороны западных государств (хотя под санкции попал лишь "Добролет"). Однако в нефтяных компаниях это опровергали, заявляя, что подорожание коснулось только разовых заправок, а не долгосрочных контрактов, по которым в основном работают крупные потребители.
 
Алексей Кокин из "Уралсиба" считает, что основная проблема авиатопливного рынка до сих пор локальная монополизация. Она вызывает рост цен, однако ситуацию отчасти стабилизируют долгосрочные договоры с нефтяными компаниями, основанные на формуле цены. В то же время, говорит он, иногда стоимость топлива в России оказывается выше, чем за рубежом, так что российским авиакомпаниям было бы дешевле заправляться за границей. По его мнению, решить вопрос можно путем установления более строгого контроля со стороны государства, а также перевода всех торговых отношений на формульную базу. Однако на рынке сомневаются, что в ближайшее время конфликты будут исчерпаны, так как для полной перестройки рынка потребуется достаточно длительное время.
 
Генеральный директор "РН-Аэро" Сергей Папков так прокомментировал ситуацию: "Наша компания поддерживает выдвигаемые инициативы по дальнейшему развитию рынка реализации авиатоплива и достижению максимальной прозрачности при ценообразовании, которая при этом позволит окупать обязательные и регламентируемые законодательством инвестиции в безопасность заправочных комплексов. Желаемого эффекта можно достичь при проведении соответствующей работы всеми участниками рынка с последующим мониторингом достигнутых договоренностей.".
 
Ведущие игроки рынка видят решение вопроса в расширении практики заключения с авиаперевозчиками долгосрочных контрактов с формульным ценообразованием на базе мировых индикаторов. Это делает процесс ценообразования прозрачным и отсекает посредников.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer