Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушная демократия: как преодолеть кризис в авиаотрасли


10 июня 2015 года Андрей Гук, Forbes Украина


5 июня в Украине вступили в силу новые правила предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий. Этот долгожданный документ в свое время породил много противоречий в высших эшелонах отечественной авиационной отрасли. После многих месяцев дискуссий и обмена упреками обнародованный итоговый документ, скорее, напоминает слабый компромисс, чем основательную проработку всех нюансов взаимодействия перевозчиков с государством и участников рынка между собой. При этом решение наиболее спорных вопросов касательно доступа на рынок международных перевозок, необходимости украинской «прописки» авиакомпаний, тонкостей налогообложения отсрочили на год. Тем не менее, авиаперевозчики восприняли принятие документа как позитивный сигнал для отрасли. В частности, уже на своем вчерашнем заседании Госавиаслужба утвердила шесть назначений на международные маршруты для авиакомпании «Атласджет-Украина» и 10 – «Международным авиалиниям Украины».

Почти год ни одна зарегистрированная в Украине авиакомпания не могла получить новые права на эксплуатацию воздушных линий. Причина − Госавиаслужба и авиакомпания, которая является безусловным лидером рынка (МАУ), синхронно выступили против правил выдачи прав на воздушные линии, ранее утвержденных Министерством инфраструктуры. Зато Госавиаслужба предложила правила, которые, по мнению других участников рынка, блокируют возможность получить права в равной конкуренции с крупнейшей авиакомпанией.
 
Принимая во внимание то, насколько сложен авиационный бизнес, приход в Украину новой авиакомпании, или, наоборот, закрытие действующей считается показателем изменений в стране. От чиновников часто можно было услышать, что в Украину очередь из авиакомпаний не стоит, а основная проблема − это состояние экономики.
 
Как отметил руководитель МАУ в одном из комментариев для СМИ, претензий к министерским правилам не было, пока комиссия, которая действовала на их основании, не лишила эту компанию нескольких прав в пользу новичка. Далее начались многочисленные судебные процессы, пиар-активность и даже уголовные производства, которые привели к обыскам в помещении Госавиаслужбы.
 
Фоном таких событий стала потеря Украиной нескольких ключевых аэропортов (Донецк, Симферополь), низкая платежеспособность населения, отсутствие четкой перспективы безвизового режима с ЕС, отложение подписания соглашения о едином авиационном пространстве.
 
Принимая во внимание то, насколько сложен авиационный бизнес, приход в Украину новой авиакомпании, или, наоборот, закрытие действующей считается показателем изменений в стране. От чиновников часто можно было услышать, что в Украину очередь из авиакомпаний не стоит, а основная проблема − это состояние экономики.
 
Тогда министру удалось собрать на переговоры ключевых участников конфликтов. Было предложено привлечь известную международную фирму, которая бы предоставила независимое заключение о компетенции по поводу утверждения правил выдачи прав на воздушные линии. Участники конфликта (и министерство, и Госавиаслужба, и авиакомпании) должны согласиться с таким выводом и дальше действовать совместно для восстановления правового поля.
 
Такой подход позволил найти компромисс − и уже через несколько дней будут рассматриваться заявки авиакомпаний на воздушные линии.
 
Все эти события позволяют констатировать ряд проблем, требующих решения:
 
1. Действующее авиационное законодательство несовершенно и позволяет по-разному толковать основополагающие нормы (например, касаемо компетенции или оснований для аннулирования прав на воздушные линии), поэтому требует изменений.
 
2. В связи с наличием в Украине одной крупной авиакомпании она автоматически становится кадровым резервом как для государственных органов, так и для аэропортов, других предприятий и организаций отрасли. Это очень хорошо в контексте квалификации кадров, но позволяет такой авиакомпании влиять на решения вышеупомянутых кадров.
 
3. Попытки через регуляторные препятствия уменьшить или не допустить конкуренцию, блокировка через сомнительные судебные решения конкурса на нового руководителя аэропорта «Борисполь», постоянные суды с аэропортами и по поводу сборов в спецфонд авиации означают, что лидеры украинской авиации пока не готовы к fair play и к отрытому небу.
 
Тем не менее, также произошли знаковые и важные моменты:
 
1. Впервые в истории независимой Украины авиаперевозчики и другие предприятия отрасли объединились в ассоциацию для защиты своих прав.
 
2. Министерство инфраструктуры и министр лично сыграли роль арбитра рынка и генератора изменений (попытка переизбрания на конкурсной основе руководителей аэропортов, активное содействие в вопросе подписания соглашения о едином авиапространстве, решение конфликта при попытке аэропорта «Борисполь» отказаться от собственной службы наземного обслуживания, инициатива «открытого неба» во Львове, поддержка выхода новых авиакомпаний на рынок, попытка убедить Wizz Air не закрывать дочернюю компанию в Украине и т.д.).
 
3. Госавиаслужба под давлением общественных организаций, экспертов и участников рынка была вынуждена согласиться на отсрочку наиболее спорных норм нового порядка выдачи прав на линии и изменить критерии предоставления прав в сторону качественных, а не количественных.
 
4. То, что авиакомпании приложили немало усилий в борьбе за доступ к рынку, как и то, что Wizz Air все-таки намерена не закрывать дочернюю компанию, а «Атласджет Украина» вскоре начнет полеты, означает, что у рынка есть перспективы.
Следовательно, без учета мнения участников рынка решение принимать не стоит, концентрация полномочий по регулированию рынка в одном органе неизбежно приведет к конфликтам, министерство показывает себя значительно более эффективным регулятором рынка и лоббистом межгосударственных соглашений, чем Госавиаслужба, а Украина – это крупный, перспективный и интересный для иностранных авиакомпаний рынок.
 
Уже в ближайшее время можно оценить, будет ли польза государству и пассажирам от конкуренции авиакомпаний и приведет ли к возрастанию количества рейсов инициатива министерства во Львове. Ведь, как известно экспертам, авиация показывает рост, опережая общие положительные изменения в экономике страны, точнее, является предвестником таких изменений.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer