Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ракеты в Амазонии


18 июня 2015 года Lenta.ru


США и Россия конкурируют за возможность стать основным космическим партнером Бразилии и таким образом получить доступ к космодрому Алкантара у экватора для недорогих запусков коммерческих спутников. Ожидается, что правительство крупнейшей латиноамериканской страны определится с союзником в ближайшие три месяца, сообщает Reuters со ссылкой на свои источники.

В последнее десятилетие основным космическим партнером Бразилии была Украина. Она должна была построить для Бразилии стартовый комплекс и предоставить ракету-носитель «Циклон-4». Однако латиноамериканская страна свернула это сотрудничество, заявив, что финансовые проблемы Украины, а также многолетние задержки и срывы планов сделали невозможным выполнение ею обязательств по проекту.
 
«Программа с Украиной не получилась», — сказал министр обороны Бразилии Жак Вагнер. По его словам, страна готова к диалогу с любой заинтересованной в коммерческих запусках спутников стороной, в том числе и с США.
 
Президент Бразилии Дилма Русеф при выборе нового партнера планирует учитывать в том числе такие факторы как уровень дипломатических отношений и качество предлагаемых технологий. Уже 30 июня 2015 года она посетит Белый дом, однако, как заявили представители обеих стран, тема запуска коммерческих спутников не значится в повестке этого визита. Сближению Бразилии и США мешает шпионский скандал: в 2013 году Русеф отменила государственный визит в Вашингтон после того как в прессу просочилась информация об отслеживании ее телефонных разговоров и переписки спецслужбами США.
 
Приэкваториальный космодром Алкантара особенно привлекателен для США из-за своего расположения, — для вывода спутников на геостационарную орбиту ракете требуется минимум топлива при максимуме выводимой на орбиту полезной нагрузки. В этом контексте Бразилия выступает потенциальным конкурентом Европе, чья компания Arianespace владеет примерно половиной рынка коммерческих запусков спутников на геостационарную орбиту. Свои старты Arianespace осуществляет с более северного космодрома Куру в соседней с Бразилией Французской Гвиане.
 
Пока неясно, каким образом Бразилия продолжит строительство космодрома. В недолгой истории Алкантары немало прискорбных дат и событий. Трижды Бразилия пыталась запустить четырехступенчатую твердотопливную ракету VLS-1, все попытки закончились неудачей. Так, 2 декабря 1997 года у VLS-1 V01, несущей экспериментальный спутником SCD-2A, не запустился один из четырех ускорителей, и ракету подорвали на 65 секунде ее полета. Второй неудачный старт состоялся 11 декабря 1999 года — тогда отказал двигатель второй ступени VLS-1 V02, и носитель вместе со спутником SACI-2 подорвали на 200-й секунде.
 
22 августа 2003 года на Алкантаре произошла третья авария: в ходе предстартовой подготовки на 200-й секунде испытаний взорвалась ракета VLS-1 V03, несущая небольшие спутники SATEC и Unosat-1. Взрыв и последовавший пожар уничтожили стартовую площадку и привели к гибели 21 человека.
 
Именно эта катастрофа заставила Бразилию усомниться в самостоятельном создании национального ракетно-космического комплекса и подтолкнула ее к сотрудничеству с Украиной.
 
Это не единственный партнер Бразилии: в период с 14 октября 1999 года по 7 декабря 2014 года Китай вывел для латиноамериканской страны пять малых спутников (из них один раз, в 2013-м году — неудачно) совместного производства, предназначенных для наблюдения за окружающей средой в сельскохозяйственных районах и тропических лесах Амазонии.
 
В 2014 году в результате шпионского скандала, когда Эдвард Сноуден обнародовал секретные документы Агентства национальной безопасности США, Бразилия отказалась от cотрудничества с американской компанией Boeing в пользу европейской Thales, которая занялась производством геостационарного спутника. Аппарат стоимостью 400 миллионов долларов, как ожидается, будет запущен компанией Arianespace в 2016 году с космодрома Куру.
 
Все это показывает, что Бразилия по-прежнему нуждается в старшем партнере для реализации национальной программы по запуску спутников. Ракетные и спутниковые технологии, которые она может приобрести в ходе такого сотрудничества, могут дать большой толчок к развитию аэрокосмической промышленности страны.
 
Если в качестве основного партнера Бразилия выберет США, основной выигрыш придется на компанию Boeing, которая кроме самолетов производит ракеты и спутники, а также имеет прочные связи с компанией Embraer S.A. — ведущим бразильским и третьим в мире (после Airbus и Boeing) производителем пассажирских самолетов.
 
Между тем, по мнению директора Бразильского космического агентства Хосе Раймундо Коэльо, Россия также заинтересована в сотрудничестве с Бразилией и находится «в авангарде» космических технологий. США, по его мнению, являются основным источником для спутниковых технологий, но сотрудничеству Бразилии с ними мешают особые трудности, которые «мы должны преодолеть».
 
Так, в 2000 году страны заключили соглашение, предусматривающее запуск спутников США на американских ракетах с космодрома Алкантара. Эта сделка предполагала, что основное управление космодромом будет осуществлять американская сторона, а также накладывала ограничение на доступ к пусковой площадке и аэрокосмическим технологиям третьих сторон. Предшественник Русеф на посту президента Бразилии, Луис Инасиу Лула да Силва, расторг договор в 2003 году, вскоре после вступления в должность.
 
В настоящее время Вашингтон значительно смягчил требования, выдвигаемые в качестве потенциального партнера в космической программе Бразилии, однако по-прежнему настаивает на подписании соглашения о неразглашении технологических секретов третьим странам. Именно это, если не учитывать осадок от шпионского скандала, заставляет Бразилию воздерживаться от партнерства с США.
 
Такое сотрудничество помешает стабильному двадцатилетнему партнерству с Китаем, доступа которого к своим космическим технологиям так боятся США. Но если Бразилия сориентируется на Россию и Китай, она рискует потерять доступ к более перспективным технологиям США.
 
В прошлом году правительство США облегчило правила экспортного контроля и значительно сократило список запрещенных к вывозу в третьи страны компонентов космических аппаратов. По заявлениям американской стороны, в настоящее время для создания современного спутника у США можно свободно приобрести до 70 процентов его комплектующих.
 
«Они становятся более гибкими, пытаясь приблизиться к нам и стараясь занять позиции, которые они потеряли в других странах», — сказал отставной полковник армии Бразилии Армандо Лемос, директор Associação Brasileira das Indústrias de Materiais de Defesa e Segurança (ABIMDE).
 
В январе 2015 года Бразилию посетил глава НАСА Чарльз Болден. В мае того же года министр науки и технологий правительства Бразилии Альдо Рибело (который ранее был министром спорта) посетил Вашингтон и встретился в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института с главой НАСА. Позже министр сообщил журналистам, что переговоры Бразилии по космической программе с США продолжаются, но отказался сообщить подробности.
 
Основная проблема, с которой сталкивается при создании собственного ракетного комплекса седьмая экономика мира, заключается в нерегулярном финансировании проектов (которое в разы меньше необходимого) и отсутствии квалифицированных кадров. В 2009 году Бразилия заключила с Россией соглашение о помощи в разработке нового семейства ракет-носителей на основе VLS (легкого класса) и «Ангары» (среднего и тяжелого классов). Завершить работы по этому проекту, получившему название Southern Cross, планировалось к 2022 году. К сожалению, дальше декларативных заявлений о намерениях сторон дело не продвинулось.
 
Степень готовности ракеты «Циклон-4», по словам главы Государственного космического агентства Украины Олега Уруского, в настоящее время превышает 80 процентов, а к концу года страна планирует довести ее до 90 процентов. Однако оценки перспектив этого проекта у Украины и Бразилии кардинально отличаются. Первая сторона отдает себе отчет в том, что заокеанский партнер потерял интерес к программе, однако все еще надеется на возобновление сотрудничества путем привлечения третьей стороны.
 
В ситуации, когда Бразилия не в полном объеме вкладывается в свою ракетную отрасль, а Россия (не говоря уже об Украине) ограничена в средствах, инвестировать в строительство пусковых площадок на космодроме Алкантара могут только США. В случае если отношения между Штатами и Бразилией улучшатся, выбор партнера предопределен. А это означает, что Россия потеряет огромный и перспективный латиноамериканский рынок коммерческих пусков и окажется под угрозой изоляции своих ракетно-космических технологий.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer