Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Иранская отзывчивость


22 июня 2015 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Вчера замминистра иностранных дел Ирана Муртаза Сармади заявил, что Тегеран и Москва ведут переговоры об отзыве иска на $4 млрд, поданного в третейский суд Женевы из-за отказа России поставлять Ирану пять дивизионов системы ПВО С-300ПМУ-1. По информации "Ъ", как только судебный процесс будет свернут, Россия заключит с Ираном новый контракт на новейшую систему "Антей-2500". Негативной реакции от одного из главных противников российско-иранского военно-технического сотрудничества — Израиля — не ожидается, поскольку именно по просьбе Тель-Авива был разорван контракт на С-300 между Россией и Сирией.

О ведущихся переговорах господин Сармади заявил агентству Sputnik, подчеркнув, что на данный момент "результаты положительные": "Мы затронули тему изменений в контракте, новых цен, которые необходимо установить, и обсудили механизм отзыва иска". В "Рособоронэкспорте" вчера слова иранского дипломата "Ъ" комментировать не стали.
 
Контракт на поставку пяти дивизионов системы С-300ПМУ-1 стоимостью около $800 млн Москва и Тегеран подписали в 2007 году. В 2010 году, после принятия Совбезом ООН резолюции N1929 (о запрете на продажу или передачу Ирану тяжелых вооружений), президент РФ Дмитрий Медведев запретил поставлять Ирану современные вооружения, введя в отношении Тегерана еще более жесткие санкции, чем это предусмотрено резолюцией ООН. Сделка была аннулирована, Тегерану вернули аванс ($167 млн), а предназначавшиеся для иранских военных ЗРК утилизировали. Иран в ответ подал иск к "Рособоронэкспорту" (он заключал контракт) на сумму около $4 млрд.
 
В феврале 2015 года глава "Ростеха" Сергей Чемезов официально подтвердил информацию "Ъ" о том, что Россия предложила взамен комплексов С-300ПМУ-1 систему "Антей-2500" (модернизированный экспортный вариант войсковой системы С-300В), формально не подпадавшую под эмбарго. Однако уже 13 апреля президент Владимир Путин отменил указ господина Медведева, дав зеленый свет поставкам находившихся под запретом систем ПВО. Это решение сразу осудили в Израиле и США (см. "Ъ" от 14 апреля). Но и после шага России Иран хотел сначала получить комплексы С-300ПМУ-1 и только после — отозвать иск. Такой вариант был и остается неприемлемым для Москвы, что вчера подтвердил источник "Ъ" в Кремле: "Прекращение судебных разбирательств будет первым шагом к реализации сделки, это принципиально".
 
Отметим, что система С-300ПМУ-1 (в отличие от "Антея-2500") уже снята с производства концерна ВКО "Алмаз-Антей". По словам топ-менеджера предприятия, "идти на возобновление производства ради важного, но все же одного контракта никто не собирается". По информации "Ъ", эта позиция была донесена до иранских военных, которые после некоторых раздумий предварительное согласились взять "Антей-2500". На руку Москве было то, что Тегеран хотел получить системы ПВО быстро, а это можно гарантировать только при серийном производстве.
 
Собеседники "Ъ" в сфере военно-технического сотрудничества говорят, что Россия могла бы — чисто теоретически — выйти с предложением по системам С-400 "Триумф". Но тогда возникли бы сразу две проблемы: во-первых, многократно возрастает цена (четыре дивизиона этой системы обошлись Китаю в $1,9 млрд), а во-вторых, производственные мощности "Алмаз-Антея" практически полностью загружены заказами Минобороны РФ, которое к 2020 году должно получить 56 полковых комплектов С-400. "Передавать эти системы сразу нескольким странам сложно",— говорил "Ъ" гендиректор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин.
При заключении твердого российско-иранского контракта на пять дивизионов "Антей-2500", Тегеран станет третьим обладателем комплекса: в 2013 году "Рособоронэкспорт" продал два дивизиона С-300ВМ Венесуэле (уже переданы заказчику), в 2014 году заключено соответствующее соглашение с Египтом (поставка двух дивизионов должна завершиться в 2016 году).
 
Потенциальная сделка наверняка вызовет негативную реакцию со стороны США. Критики же со стороны Израиля, по информации "Ъ", в Москве не ожидают, поскольку именно по просьбе Тель-Авива был расторгнут контракт с Сирией на поставку комплексов С-300ПМУ-2. Косвенно об этом Владимир Путин говорил во время прямой линии 16 апреля: "Израильтяне выразили опасения по поводу поставок тех же систем С-300 другой стране региона, поскольку с ее территории С-300 может доставать территорию Израиля". По его словам, Россия эту озабоченность разделила и после непродолжительных консультаций вернула заказчику $400 млн аванса. Сведения об интересе Саудовской Аравии к продукции российской оборонки (в частности, к оперативно-тактическим комплексам "Искандер-Э"), источники "Ъ" также связывают с активизацией российско-иранского сотрудничества, к которому Эр-Рияд, в силу напряженных отношений с Тегераном, относится с большим опасением.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer