Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как лазерный радар "Крона" контролирует весь космос


23 июня 2015 года Николай Грищенко, Российская газета


В Карачаево-Черкесии, в окрестностях горы Чапал, на высоте около 2200 метров над уровнем моря, расположился уникальный военный объект - радиооптический комплекс распознавания космических объектов "Крона". С его помощью российские военные контролируют ближний и дальний космос. Журналист "Российской газеты" побывал в специфической воинской части и узнал, как несут службу охотники за спутниками-шпионами и существует ли НЛО.

Два локтя по карте
 
Впрочем, попасть в военную обсерваторию оказалось не так-то просто. Прежде всего пришлось выправить разрешение на посещение. Причем в официальном запросе следовало указать не только свои паспортные данные, но и данные фотоаппарата: модель, серийный номер, технические характеристики и прочее. Потом я, конечно, поинтересовался у офицера-особиста, зачем это надо, и получил очень исчерпывающий ответ: "В целях обеспечения национальной безопасности. Служба, сами понимаете".
 
Однако настоящее испытание было еще впереди.
 
Согласно официальному адресу, космический комплекс "Крона" располагался в станице Сторожевая-2, но ни на бумажных, ни на электронных картах такого населенного пункта не оказалось. На все поисковые запросы навигатор показывал только одну небольшую станицу Сторожевую, затерявшуюся в предгорьях Кавказского хребта. А в самой станице, чтобы узнать дорогу к "Кроне", пришлось брать "языка" - расспрашивать местных жителей о том, как проехать к части. В качестве ориентиров станичники и ребятня называли мост, магазин с цветной вывеской, заброшенные сараи и на вопрос, далеко ли до части, будто сговорившись, отвечали: "Да тут рядышком. Два локтя по карте".
 
Вот такое чувство юмора у казаков Северного Кавказа…
 
Петляющая среди полей и хвойного леса "бетонка" неожиданно привела к пункту пропуска. Дежуривший на КПП лейтенант долго объяснял правильный маршрут, а потом, видимо, увидев мои недоуменные глаза, сказал:
 
- Давайте-ка я вам лучше нарисую, как проехать к "космонавтам". Тут недалеко…. Два локтя по карте.
 
Я не подвел офицера и, конечно, заблудился. Заехал сначала в городок, где живут семьи военных. Потом, пропетляв среди разгуливающих по дороге лошадей, угодил в расположение горной бригады. Кстати, кобылы и жеребцы, встретившиеся на пути, оказались тоже военными - из единственного в стране конного взвода.
 
Совсем отчаявшись, я не заметил, как на фоне синих гор показались ажурные конструкции белоснежных антенн. Это и был мозговой центр "Кроны" - вычислительный комплекс и командно-измерительный центр.
 
Край летающих собак
 
На вершине горы Чапал находится военная обсерватория, главным звеном которой является уникальный лазерно-оптический локатор (о нем речь пойдет позже), а также несколько других объектов для слежения за космическим пространством. Впрочем, сами военные площадку для астрономических наблюдений называют "край летающих собак". Это не метафора, а свидетельство очевидцев о силе ветров на Чапале. Офицеры говорят, что однажды во время строительства оптического телескопа здесь ветром сдуло местного пса. Завели еще несколько, но их всех унесло. Возможно, это армейская байка, но название прижилось.
 
- Ветра здесь действительно очень сильные, зато дни и ночи ясные почти круглый год. Именно особенности атмосферы и стали решающим фактором при выборе места будущего расположения "Кроны", - рассказал мне заместитель командира части майор Сергей Нестеренко.
 
Строительство комплекса началось в разгар холодной войны в 1979 году. Тогда гонка вооружений вышла в космическое пространство: вокруг Земли вращалось около трех тысяч искусственных спутников. Кроме того, нужно было следить за полетами баллистических ракет вероятного противника. Обстановка требовала срочных мер по созданию специализированных средств контроля за космическим пространством. Советские ученые разработали комплекс, сочетающий в себе радиолокационную станцию и оптический телескоп. Эта конструкция позволяла бы получать максимум сведений о пролетающих искусственных спутниках от отражательных характеристик в радиодиапазоне до фотографий в оптическом диапазоне.
 
До распада СССР в составе комплекса "Крона" планировалось использовать истребители-перехватчики МиГ-31Д, которые предназначались для уничтожения вражеских спутников на околоземной орбите. После событий 1991 года испытания космических истребителей прекратились.
 
Первоначально "Крону" планировалось разместить рядом с гражданской обсерваторией в станице Зеленчукской, но опасения по поводу создания взаимных помех при столь близком размещении объектов привели к переселению радиооптического комплекса в район Сторожевой.
 
Строительство и ввод в эксплуатацию всех объектов комплекса растянулись на долгие годы. Несущие на комплексе службу офицеры войск Воздушно-космической обороны говорят, что военные строители совершили настоящий подвиг, когда в горах было протянуто более 350 километров линии электроснабжения, уложено свыше 40 тысяч бетонных плит, проложено 60 километров водопроводных труб...
 
Хотя все основные работы были закончены в 1984 году, из-за финансовых трудностей система была сдана в опытную эксплуатацию в ноябре 1999 года. Наладка оборудования продолжалась еще несколько лет, и только в 2005 году "Крона" была поставлена на боевое дежурство. Однако испытания и модернизация жемчужины комплекса - лазерного оптического локатора - продолжаются до сих пор. Ведь технологии и наука не стоят на месте.
 
Портретисты космического мусора
 
- На вершине горы Чапал расположены оптические средства системы, а внизу -радиолокационные. Уникальность комплекса "Крона" как раз и заключается в том, что другого объекта, в котором были бы сконцентрированы возможности оптических и радиолокационных средств, в России больше нет, - объяснил заместитель командира части майор Сергей Нестеренко.
 
Контроль космического пространства начинается с наблюдения за полусферой небосвода, обнаружения космических объектов и определения их траектории. Затем производится их фотографирование, то есть получение оптических изображений, которое позволяет определять внешний вид и параметры движения. Следующий этап контроля - определение отражательных характеристик космического объекта в дециметровом, сантиметровом и оптическом диапазонах волн. И как итог - распознавание объекта, выявление его принадлежности, назначения и технических характеристик.
 
Оптические средства расположены, как уже говорилось, в "краю летающих собак", где чище атмосфера и где ночей с безоблачным небом значительно больше, чем на равнине.
 
Главный инструмент - оптический телескоп с остронаправленной блендой - расположен в одном из сооружений в башне с открывающимся на время работы белым куполом.
 
- Именно этот телескоп, работая в составе оптико-электронной системы, позволяет получать изображения космических объектов в отраженном солнечном свете на расстоянии до 40 тысяч километров. Проще говоря, мы видим все объекты, в том числе диаметром до 10 сантиметров, в ближнем и дальнем космосе, - рассказал командир дежурного расчета майор Александр Лелеков.
 
Рядом с телескопом находится сооружение, в котором расположена аппаратура пассивного канала автономного обнаружения (КАО). В автоматическом режиме она засекает неизвестные объекты в своей области небесной сферы, определяет их характеристики и передает все это в Центр контроля космического пространства.
 
У подножия горы Чапал находится вычислительный комплекс и командно-измерительный центр. Здесь же расположена вторая - радиолокационная - часть комплекса. Радиолокационная станция работает в дециметровом (канал "А") и сантиметровом (канал "Н") диапазонах.
 
Кстати, на полотне антенны канала "А" свободно мог бы развернуться грузовик "ЗиЛ-131".
 
- В результате складывается детальный портрет космического объекта во всех необходимых диапазонах. После компьютерной обработки данные поступают в Центр контроля космического пространства в Подмосковье. Там они обрабатываются и заносятся в Главный каталог космических объектов, - рассказывает майор Лелеков. - Сейчас возможностью составления такой информационной базы обладают только американцы, которые в соответствии с международными договорами регулярно обмениваются данной информацией. По последним данным, около Земли вращается более 10 тысяч космических объектов, в том числе действующие отечественные и иностранные спутники. В отдельную категорию следует отнести космический мусор, по различным оценкам, на орбите находится до 100 тысяч единиц различных обломков.
 
Чем они опасны?
 
- Прежде всего, неуправляемостью. Столкновение с ними может привести к нарушению связи, навигации, а также к техногенным авариям и катастрофам. К примеру, маленький фрагмент размером чуть более одного сантиметра способен полностью вывести из строя любой спутник или даже орбитальную станцию типа МКС. Но это в космосе. А возможны последствия, связанные и с падением космических объектов на Землю. Для примера, один раз в неделю с орбиты сходит объект размером более одного метра. И наша задача как раз и состоит в том, чтобы предвидеть такую ситуацию, определить, с какой степенью вероятности она произойдет, где, в каком районе будет падение. Ситуации, связанные с изменением параметров функционирования, орбитальных характеристик, опасных сближений, мы рассматриваем ежедневно.
 
С НЛО не знаком
 
В сопровождении офицеров прохожу в святая святых - командный пункт части. Меня сразу предупреждают, что фотосъемка здесь ограничена. Категорически нельзя снимать рабочие места дежурных.
 
Космическое командование проверило боеготовность частей
Везде безупречная чистота. В отличие от современных кинофильмов, где у военных или ученых демонстрируется масса всевозможной аппаратуры и компьютеров, интерьер здесь спартанский и более напоминает обстановку 80-х годов. Панели из карельской березы, тумбочки, столы-парты, настольные лампы, телефоны с круговым набором...
 
На стенах самодельная наглядная агитация - нарисованные от руки плакаты о космических войсках, истории части. Таблицы с расчетами, на которых мелом записаны показания локаторов. В операционном зале, где на боевом дежурстве находятся несколько офицеров, перед столами находится огромный экран, на который проецируется вся космическая обстановка. Из динамиков доносятся команды, понятные только военным звездочетам.
 
О современности напоминает только российское знамя, портреты президента и министра обороны. В красном углу - икона Николая Чудотворца.
 
- Это нам местный батюшка подарил, когда освящал оптический локатор, - говорит Александр Лелеков.
 
Сразу вспомнились частушки, которые распевались в 1961 году: "Гагарин в космос летал - Бога не видал". Но, видимо, времена меняются, и атеистов среди военных не осталось.
 
Понаблюдав за работой дежурного расчета, задаю вопрос: верите ли вы в астрологию и доводилось ли вам по работе встречать неопознанные летающие объекты?. Задумавшись на несколько минут, майор с улыбкой, как у Юрия Гагарина, сказал:
 
- Хотя и наблюдаю за звездами и космосом, но в астрологию не верю. Я в войсках много лет, до "Кроны" служил на "Печоре" и в Подмосковье, но ни разу не сталкивался с НЛО. Все объекты, которые мы наблюдаем, имеют обоснованное происхождение.
 
Кстати
 
10 июля военные, которые наблюдают за космосом из станицы Сторожевая-2, будут праздновать 35-летие со дня образования части. Первым командиром уникальной в/ч стал полковник Валерий Билык. Не имеющий в мире аналогов комплекс "Крона" создавался под руководством доктора технических наук Владимира Сосульникова, главных конструкторов Сергея Кузенкова и Николая Белкина. Перевозка и установка зеркала телескопа в 1985 году из Ленинграда в КЧР заняла целый месяц. Данные о проводимых с помощью "Кроны" наблюдениях за космосом засекречены.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAvgm
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer