Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Встать на крыло


30 июня 2015 года Д. Передельский, В. Петров, А. Скудаева, Э. Труханова, А. Федосов , Российская газета


Международный аэропорт "Калуга" возобновил деятельность после пятнадцатилетнего перерыва. Пятидесятиместный Embraer ERJ-145 из Санкт-Петербурга совершил здесь посадку 16 июня. Он привез 10 пассажиров, а на обратном пути - через час после прилета - забрал 25. Через несколько дней первый рейс отправился в Сочи.

Возрождение авиационного сообщения в Калуге, напомним, было одним из пунктов программы создания благоприятных условий для вложения инвестиций в региональную экономику. Крупные зарубежные компании не раз демонстрировали заинтересованность в проекте реконструкции аэропорта. И недаром среди первых пассажиров, прилетевших из Санкт-Петербурга, были, в частности, сотрудники одной из крупных фармкомпаний, работающих в области, что подтверждает заинтересованность бизнеса в воздушном сообщении.
 
 
- Международные рейсы мы запустим к середине или концу августа, - отметил гендиректор аэропорта Салават Кутушев. - Сейчас ведем работу по открытию пункта пропуска и подготовке к таким полетам.
 
По его словам, это будут европейские направления, в первую очередь представленные странами, компании из которых ведут бизнес в индустриальных парках региона. Впрочем, появятся и востребованные курортные направления.
 
Ярославль
 
Открытие калужского аэропорта стало хорошим поводом выяснить, как обстоят дела в авиахозяйстве других регионов. В частности, грандиозные планы строят в Ярославле, где местные депутаты в июне одобрили очередную концепцию развития аэропорта "Туношна", представленную правительством региона.
 
Согласно задумкам, ярославский аэропорт должен войти в состав транспортно-пересадочного узла "Золотое кольцо", который объединит четыре вида транспорта. То есть в районе аэропорта, расположенного на берегу Волги, появятся речной, авто- и железнодорожный вокзалы. Хаб будет работать на регионы ЦФО и должен "перетянуть" не менее пяти процентов пассажиропотока от авиатранспортного узла Подмосковья. Это позволит "Туношне" к 2025 году войти в топ-10 крупнейших российских аэропортов по грузопотоку и в топ-20 - по пассажиропотоку.
 
Но для попадания в двадцатку Ярославль должен пропускать более двух миллионов авиапассажиров в год. Пока такие планы звучат фантастически, если учесть, что сегодня аэропорт обслуживает всего 11 тысяч человек. Отсюда пассажирские самолеты регулярно, четыре раза в неделю, летают только в одном направлении - до Санкт-Петербурга. Расстояние до Северной столицы CRJ-200 покрывает за 80 минут. На поезде ярославцы добираются туда в среднем за 14 часов, поэтому авиарейсы пользуются стабильным, хотя и не ажиотажным пока спросом. При этом их популярность постепенно растет. По словам гендиректора аэропорта "Туношна" Виталия Кашина, в апреле 2014 года загрузка самолета составляла около 33 процента, а 2015-го - 46. Стоит перелет от четырех с небольшим тысяч рублей - чуть дороже поездки в купейном вагоне фирменного поезда.
 
Основная специализация ярославского аэропорта сегодня - чартерные пассажирские рейсы и грузоперевозки, в том числе международные. Чтобы увеличить эффективность, руководство "Туношны" всерьез задумалось над вариантом так называемых "сквозных тарифов" - полетов с последующей дозагрузкой борта или перенаправлением пассажиров на нужные рейсы. То есть ярославец, купив, например, билет до Сочи, фактически полетит по маршруту Ярославль - Москва - Сочи. Кстати, авиакомпания, выполняющая рейсы до Питера, готова летать и до Черного моря. Пока ярославцы вряд ли к этому готовы: на самолете CRJ-200 перелет будет обходиться слишком дорого. Но на 2017 год обсуждается организация рейса Ярославль- Санкт-Петербург- Сочи.
 
 
- У нас есть ограничения по типу воздушных судов, поэтому полноценно и эффективно переговоры с авиакомпаниями мы сегодня вести не можем, - объяснил Виталий Кашин. - Рейс Ярославль- Сочи на авиалайнере CRJ-200 обходится в 900 тысяч рублей туда и обратно. В самолете 50 кресел, и при полной загрузке рейс будет обходиться пассажиру в 9 тысяч рублей. По сравнению с московскими аэропортами - это дорогое удовольствие. Чтобы рейс был эффективным, нам нужны более вместительные воздушные суда. Там тарифная политика для пассажиров совершенно другая, и мы смогли бы тогда конкурировать с московским авиаузлом.
 
Тем не менее, на 2016 год в "Туношне" планируют открыть авиарейсы до Симферополя, Анапы, Сочи и Архангельска. Но чтобы принимать современные вместительные авиалайнеры, необходимо увеличить пропускную способность аэровокзала. Сейчас она составляет 60 пассажиров в час. Уже практически готов проект нового терминала на 450 человек. А пока до реального строительства дело не дошло, в "Туношне" планируют реконструировать существующий аэровокзал и увеличить его пропускную способность в два раза.
 
Однако самая большая проблема - взлетно-посадочная полоса. Трехкилометровая ВПП с армейским прошлым (здесь до 1998 года был военный аэродром) реконструировалась в 2003 году, и на 5-6 лет, по словам Виталия Кашина, ее еще должно хватить. Только вот с новой концепцией эти сроки уже плохо коррелируют. Кстати, о финансировании реконструкции полосы из федерального бюджета как о практически решенном вопросе заявлял еще предыдущий губернатор Сергей Вахруков, но воз и ныне там. Со слов Виталия Кашина, "Туношна" по этому вопросу поставлена "в режим ожидания". Средств нужно немало - три миллиарда рублей.
 
А пока нет современной полосы, о других сопутствующих проектах, в общем, можно говорить с немалой долей осторожности.
- Пока мы не реконструируем ВПП, другие инвестиционные проекты висят, - констатирует Виталий Кашин. - Ну зачем инвестору вкладывать деньги в строительство, если аэродром будет непригоден? Возвести терминал и сдать его торговцам? Полоса - это основной объект транспортной инфраструктуры любого аэропорта. Как только мы начинаем реконструкцию ВПП, инвестиционная привлекательность других проектов возрастет в разы.
 
Впрочем, у зампредседателя регионального правительства Михаила Крупина диаметрально противоположный взгляд. По его мнению, неэффективно тратить бюджетные деньги на реконструкцию полосы, пока не решен вопрос со стратегическим инвестором, который будет развивать аэровокзальный и логистический комплексы и увеличит пассажиропоток.
 
- Если мы сегодня найдем стратегического инвестора, вместе с ним пойдем по коридорам власти, чтобы получать деньги от Федерации и плавно переводить аэропорт в тот статус, который предусмотрен концепцией, - пообещал Михаил Крупин.
 
Владимир
 
Концепцией заняты и в соседней Владимирской области. Но здесь речь идет о новом объекте - аэропорте "Добрынское", инвестиционный проект по созданию которого власти представили в нынешнем году. Его решили построить на территории Боголюбовского сельского поселения Суздальского района, в 17 километрах северо-восточнее областного центра после того, как минобороны РФ передало эти земли в собственность региона.
 
По проекту, аэропорт будет располагаться на участке площадью 296 гектаров вблизи высокоскоростной железнодорожной трассы Москва - Казань и предназначаться для перевозки пассажиров, грузов и почты как на внутренних, так и на международных авиалиниях. Рядом также решено построить отель на 40 номеров.
 
Летом 2014 года администрация региона объявила тендер на выполнение предпроектных работ по аэропорту, оценив их в 24,5 миллиона рублей. Согласно конкурсной документации, взлетно-посадочная полоса "Добрынского" длиной 2,5 километра будет рассчитана на прием самолетов Boeing 737-500, Airbus A320-321 и судов более низкого класса. Пропускная способность должна составить 30 взлетов-посадок в час. За год здесь смогут принимать до 1,5 миллиона пассажиров.
 
Стоимость самого строительства власти предварительно оценили в 5 миллиардов рублей. Ожидалось, что работы начнутся уже в текущем году и к 2018-му могут быть завершены. Однако в середине мая стало известно, что депутаты регионального Законодательного собрания приняли поправки в областной бюджет, сократив расходы на 1,5 миллиарда, а бюджетный дефицит - с 3,3 до 2,5 миллиарда рублей. Одним из последствий секвестра стал отказ от запуска новых инфраструктурных проектов, в том числе строительства аэропорта. Свое решение депутаты объяснили тем, что необходимо "сконцентрировать на объектах, находящихся в высокой степени готовности", - например, на достройке онкоцентра.
 
Учитывая вынужденную паузу, власти обратили внимание на развитие действующего аэродрома "Семязино", расположенного в 22 километрах от "Добрынского". Размеры его взлетно-посадочной полосы не годятся для приема воздушных судов, использующихся на международных авиалиниях, но для внутренней авиации вполне подходят. И в феврале 2015-го отсюда стартовал тестовый рейс в Санкт-Петербург. По данным обладминистрации, "Семязино" возобновило пассажирские авиаперевозки после более чем 20-летнего перерыва. Это стало возможным после того, как власти выделили из регионального бюджета на развитие аэропортовой деятельности более 32 миллионов рублей. На эти средства сделан ремонт, здание аэровокзала оснастили необходимым досмотровым оборудованием, приобрели спецтехнику. Регулярное авиасообщение с Санкт-Петербургом аэропорт теперь осуществляет трижды в неделю на 48-местных самолетах Ан-24.
 
Брянск
 
Сообщения о запуске полетов из Калуги с некоторой ревностью восприняли в соседней Брянщине. Впрочем, опытные авиаторы понимают: новичкам придется столкнуться с немалыми трудностями. Как пояснил корреспонденту "РГ" гендиректор аэропорта "Брянск" Илья Рохвадзе, внутренние рейсы из небольших городов - это постоянная головная боль, связанная с наполняемостью салонов:
 
- Полупустыми они быть не должны. Даже если такие рейсы дотирует власть, деньги очень быстро могут вылететь в трубу.
 
В то же время годы развала областных аэропортов привели уже к тому, что о них надо снова напоминать пассажирам. А репутацию такого, как брянский, приходится еще и отстаивать. Буквально на днях одна из строительных компаний отозвала из арбитражного суда иск, в котором требовала начать процедуру банкротства аэропорта. И ладно бы тот задолжал крупную сумму - речь шла о пяти миллионах рублей. По словам гендиректора компании Михаила Кабанова, дело тянется с 2008 года, когда на территории авиапредприятия начали строить склад временного хранения. Не без вмешательства властей иск из суда отозвали. Пошли на мировое соглашение и другие кредиторы, которым должны восемь миллионов, они теперь тоже будут ждать расчета до 2017 года.
 
Брянский аэропорт находится в собственности области. Периодически Дума позволяла выделять из казны деньги на заработную плату и расчеты с энергетиками. Однако, по словам Ильи Рохвадзе, сами труженики предприятия сложа руки тоже не сидели:
- За последние месяцы отремонтировали дороги, построили склады, привели в порядок зал ожиданий. Это мы считаем необходимой работой. Ведь одно дело, когда инвестор видит чистое поле и обветшавшие строения, другое - когда понимает, что предприятие развивается, есть нужные коммуникации, подготовленный коллектив.
 
О том, что с инвесторами ведутся переговоры, заявил глава области Александр Богомаз. По его словам, бизнес готов вложить в аэропорт четыре миллиарда рублей. Нужен современный терминал, склады, гостиница и так далее. Брянцам помогает географическое положение - город расположен на международной воздушной трассе, соединяющей Москву и Южную Европу.
 
По мнению специалистов, главным условием реконструкции аэропорта должна стать возможность принимать все современные среднемагистральные и грузовые самолеты. Первый этап реконструкции может потребовать около двух миллиардов рублей.
 
Орел
 
А вот власти Орловской области уже смогли отдать аэропорт "Южный" в концессию. По условиям конкурса, победитель получает право пользоваться объектом в течение 49 лет, а взамен должен восстановить инфраструктуру. Вложения потребуются немалые. По предварительной информации, компания инвестирует в реконструкцию аэропорта свыше 120 миллионов рублей в ближайшие три года. 
 
В частности, необходимо восстановить взлетно-посадочную полосу, построить аэровокзал с навигационным комплексом, автостоянки и прочие объекты, которые будут переданы в собственность области. В планах также создание регионального авиаперевозчика и закупка вертолетов и легкомоторных самолетов.
 
Впрочем, не исключено, что проект не будет реализован. За последние 10 лет "Южный" иногда использовали лишь для приема вертолетов "высоких гостей", проведения автогонок и музыкальных фестивалей. И как напоминают эксперты, аналогичные планы озвучивались и прежде. Однако реализовать их не получилось из-за многоэтажных высоток, выросших вокруг аэропорта за время его простоя.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer