Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Собственников Домодедово ждут для персонального досмотра


9 июня 2015 года Николай Сергеев, КоммерсантЪ


Вчера стало известно о том, что собственники аэропорта Домодедово могут стать фигурантами уголовного дела об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, возбужденного СКР в связи с терактом 24 января 2011 года. Пока же подозреваемыми по нему проходят трое бывших топ-менеджеров Домодедово, которые, по версии следствия, не обеспечили стопроцентный досмотр посетителей аэропорта. Источники "Ъ" в авиационных кругах указывают, что на момент теракта подобные меры были необязательными в аэропортах. А из ответа правительства РФ в адрес ЕСПЧ по иску, связанному со взрывом в Домодедово, следует, что "любые предупредительные меры на входе (в аэровокзал.— "Ъ") становятся бесполезными, если террористы приняли решение осуществить теракт".

Следователь ГСУ СКР Сергей Дубинский вынес постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) в отношении бывшего главы российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом Домодедово) Светланы Тришиной, бывшего управляющего директора ЗАО "Домодедово эрпорт авиэйшен секьюрити" (обеспечивает в нем авиационную безопасность) Андрея Данилова и экс-директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова. Кроме того, по делу проходят "неустановленные лица из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса международного аэропорта Домодедово". Впрочем, официальный представитель СКР Владимир Маркин уже дал понять, что речь идет о Дмитрии Каменщике и Валерии Когане, состоящих в должности консультантов. По данным "Ъ", они являются консультантами зарегистрированного на острове Мэн офшора Airport Management Company Limited.
 
В постановлении следователя отмечается, что в целях обеспечения безопасности и предотвращения терактов еще в 2007 году была разработана и введена "Технология досмотра на входах в аэровокзальный комплекс". В соответствии с ней входящие в здание аэровокзалов должны проходить через рамки стандартных металлоискателей, а в случае необходимости подвергаться досмотру с применением ручного металлоискателя с вызовом на мероприятие сотрудника ЛУВД. Помимо досмотра сотрудники службы авиационной безопасности, согласно той же технологии, должны выявлять пассажиров из так называемой группы риска (выходцев из арабских стран, а также уроженцев Средней Азии и Северного Кавказа) и проводить с ними собеседования, для того чтобы выяснить цели их прибытия в аэропорты.
 
Досмотровые и собеседовательные мероприятия, констатирует следствие, привели к образованию очередей на входах в аэропорты. Избежать возникших проблем, считает следствие, можно было за счет реконструкции аэровокзальных комплексов с увеличением количества входов в них и одновременного увеличения групп сотрудников авиационной безопасности, работавших на входах, то есть за счет дополнительных расходов. Однако, по версии следствия, "фактические владельцы" Домодедово пошли по другому пути, решив минимизировать затраты на безопасность. В результате в 2009-2010 годах владельцами и их подчиненными Тришиной, Даниловым и Некрасовым была разработана и введена в действие новая технология досмотра в Домодедово, которой сокращалось нахождение людей в очередях на входах в аэровокзальный комплекс "путем уменьшения действий, непосредственно связанных с контролем и досмотром входящих". В соответствии с ней на каждом входе в аэропорт находился лишь один сотрудник службы авиационной безопасности, который с помощью интроскопа досматривал багаж и личные вещи входящих. При этом через рамки металлоискателей самих пассажиров, как считает следствие, не пропускали, а тем более не разговаривали с теми из них, кто относился к группе риска. Досмотры, как предполагает следствие, проводились выборочно по требованиям сотрудников ЛУВД.
 
Все это, считает следствие, позволило сократить очереди, но при этом увеличило вероятность проноса взрывчатки. 24 января 2011 года террорист Магомед Евлоев, минуя рамку металлоискателя, беспрепятственно, как установило следствие, прошел в здание аэровокзала, имея под одеждой мощную бомбу. В результате самоподрыва смертника погибли 37 человек, а еще более 170 получили ранения различной степени тяжести. Согласно выводам взрывотехнической экспертизы, отмечает следствие, СВУ у Евлоева было бы обнаружено металлоискателем.
 
По данным "Ъ", основанием для нового расследования послужили материалы другого уголовного дела, возбужденного еще в 2011 году о неисполнении требований транспортной безопасности (ч. 3 ст. 263-1 УК РФ). Его фигурантами помимо менеджеров Домодедово являлись бывший начальник управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев, экс-руководитель ЛОВД "Домодедово" Александр Трушанин и его заместители Александр Будцов и Александр Дегтярев. Однако это расследование было прекращено самим СКР за отсутствием состава преступления в действиях фигурантов.
 
Одним из оснований для этого, по данным "Ъ", послужило решение арбитражного суда Московской области, которое имеет определенное преюдиционное значение и для нового расследования. Тогда суд, рассмотрев иск структур, входящих в Домодедово, установил необоснованность требования Ространснадзора о незамедлительном принятии мер по обеспечению стопроцентного досмотра всех лиц на входах в здание аэровокзального комплекса аэропорта после теракта, совершенного в январе 2011 года. Суд установил, что действующее на момент теракта законодательство не требовало такого досмотра. С тех пор законодательство на этот счет не изменилось, тем не менее всех посетителей аэропортов пропускают через рамки металлодетекторов. В пресс-службе аэропорта Домодедово на запрос "Ъ" вчера не ответили.
 
Следует отметить, что владельцев Домодедово и бывших топ-менеджеров аэропорта фактически поддержало и правительство РФ. Отвечая на вопросы ЕСПЧ, принявшего к рассмотрению иск, поданный Еленой Криволуцкой, ставшей инвалидом-колясочником в результате теракта в Домодедово, власти, в частности, указали, что "действия террористов являются в целом непредсказуемыми", поэтому правительства не всегда могут эффективно им противостоять. В иске заявительницы было указано, что вход в аэровокзал не был оборудован досмотровыми рамками, а также не проводилась "полная личная проверка лиц, входящих в него". Сославшись на теракт 2007 года в аэропорту Глазго, в который злоумышленники въехали на автомобиле с баллонами, наполненными пропаном, правительство РФ отметило, что данный пример показывает: "любые предупредительные меры на входе становятся полностью бесполезными, если террористы приняли решение осуществить террористический акт". Кроме того, отмечается в ответе, полный личный контроль при входе в аэровокзал не требуется ни по действующему международному законодательству, ни, соответственно, по нормативным актам РФ.
 
Само же правительство считает утверждение заявителя об отсутствии или недостаточности защитных мер в Домодедово некорректным и необоснованным, указав, в частности, что именно в этом аэропорту после событий 2004 года (оттуда вылетели два самолета с террористками, взорвавшими бомбы в воздухе.— "Ъ") были установлены первые устройства для сканирования тела человека как на внутренних, так и международных рейсах.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer