Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Встреча над Эльбой: 40 лет назад началась экспедиция "Союз" - "Аполлон"


15 июля 2015 года А. Песляк, М. Синева, И. Лебедев, ТАСС


40 лет назад советский космический корабль "Союз" впервые в истории осуществил стыковку с американским кораблем "Аполлон". По просьбе ТАСС командир экипажа "Союза" Алексей Леонов вспоминает как готовился, чуть не был отложен, но все же состоялся в срок этот исторический полет.

О ПОЛЕТЕ
 
Полет кораблей "Союз" и "Аполлон" начался 15 июля 1975 года и продолжался, соответственно, около шести и чуть более девяти суток. Через два дня после старта корабли совершили стыковку и находились в таком состоянии 46 часов 36 минут.
 
Инициатива Никсона
 
Даже в обстановке холодной войны нашлись люди, которые предложили реализовать программу стыковки двух космических кораблей, вспоминает Леонов.
 
"Поступок этих людей говорит о глобальном мышлении, о большой заботе обо всем человечестве, а не о своей выгоде. Проявил инициативу президент США Ричард Никсон. Он позвонил председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину и предложил реализовать программу стыковки двух космических кораблей на орбите, чтобы космонавты и астронавты поработали вместе и обратились к жителям Земли с одним лозунгом: "Ребята, давайте жить дружно", - рассказал Леонов.
 
Позднее Никсон прилетел в Советский Союз, где им и Леонидом Брежневым был подписан соответствующий документ, и советский экипаж представили главам государств.
 
Встреча не по сценарию
 
Еще до старта "Союза", при проверке оборудования, обнаружили отказ телевизионной системы.
 
"Она представляла собой набор из пяти цветных телекамер. Мы узнали об этом еще на Земле. Даже стоял вопрос о переносе старта на сутки. Но министр общего машиностроения Сергей Афанасьев принял жесткое решение – стартовать в запланированный день", - отметил космонавт.
 
Позднее выяснилось, что отказал коммутатор телевизионной системы, и его надо было просто убрать. Примерно в это же время американские астронавты обнаружили, что на "Аполлоне", который уже был на орбите, не работает люк из корабля в переходной модуль.
 
"Для ремонта телевизионной системы у нас были только ножницы, специальные ключи и отвертка. После выведения "Союза" на орбиту мы получили инструкцию, что делать. Мы сняли три болта, чтобы демонтировать комутатор, а на четвертом болте сломались отвертка и ключ. Но я еще на Земле купил охотничий нож, у которого были два лезвия и отвертка,  заменил аварийный нож на свой, достал отвертку и сбил ненужный болт", - рассказал Леонов.
 
В итоге космонавты сняли коммутатор и сделали новую схему без него.
 
"Система заработала и связь пошла. Мы потратили на это ночь. Американцы тоже исправили люк на "Аполлоне", и мы в заданное время пошли на сближение и состыковались", - вспоминает командир корабля.
 
По сценарию открытие люка и рукопожатие должно было произойти над Москвой, рассказывает Леонов. Но  процесс стыковки ускорился.
 
"В итоге мы открыли люк и пожали руки над Эльбой – это символично. Я пожал Стаффорду руку и втащил его в наш корабль. За столом мы сидели все вместе в нашем корабле", - сказал Леонов.
 
Стыковка на всю жизнь
 
Сейчас из пятерых членов экипажей "Союза" и "Аполлона" живы только трое – Леонов, командир американского корабля Томас Стаффорд и астронавт Вэнс Бранд. Дональд Слейтон умер в 1993 году, а Валерий Кубасов ушел из жизни в прошлом году.
Бортинженер Кубасов был из группы, набранной в НПО "Энергия", говорит Леонов.
 
"Он уже летал в космос, когда проводилась первая в космосе сварка внутри корабля. Потом мы вместе летали. Он был первым командиром экипажа станции "Салют", но за 11 часов до старта нас поменяли. Полетели Волков, Добровольский и Пацаев, которые погибли при возвращении на Землю", - вспоминает он.
 
Слейтон – бывший военный летчик, участник войны, бомбил Берлин, был руководителем группы американских астронавтов. Это был его первый полет, Бранд тоже летел в первый раз, а Том Стаффорд уже четвертый раз побывал на орбите.
 
С Томом мы дружим до сих пор, рассказывает Леонов.  Он назвал своего внука в честь меня - Алексеем. А я назвал внучку Кариной в честь дочки Стаффорда.
 
"Леонов и Кубасов для меня как братья", - признается  Стаффорд. Леонов и Стаффорд убеждены, что стыковка на орбите космических кораблей двух стран имела огромное историческое значение. "Может быть, впоследствии это помогло разработать нынешнюю программу Международной космической станции", - говорит Стаффорд .
 
"Только ненормальные люди могут нарушить те отношения, которые у нас сейчас в космосе с США, - добавляет  Леонов. - Мы продлили работу МКС до 2024 года. Этим объектом сегодня управляют новые российские и американские пилоты. Никогда за эти годы у нас с американскими партнерами не было никаких проблем. Мы и на Марс можем вместе полететь, только решение об этом должно быть подписано правительствами двух стран, а не какими-то инвесторами".



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer