Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космические средства выведения


20 июля 2015 года Иван Синергиев, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева (ГКНПЦ) — разработчик ракет-носителей типа "Протон" и "Ангара" — является на сегодня одной из наиболее проблемных компаний космической отрасли и обременен многомиллиардными долгами. Новое руководство центра в 2014 году инициировало "разбор полетов", в ходе которого было установлено, что критическое положение ГКНПЦ связано с хищением и растратой средств, мошенничеством и иными правонарушениями. Нанесенный предприятию ущерб оценивается минимум в 16,3 млрд руб., следственные органы возбудили 11 уголовных дел. "Ъ" разбирался в самых громких из них.

"Коррупционные проблемы достигли колоссального масштаба"
 
В сентябре 2014 года наблюдательный совет Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) одобрил программу финансового оздоровления ГКНПЦ, разработанную его новым гендиректором Андреем Калиновским. В числе основных проблем тогда назывались копившиеся с 2007 года убытки от операционной деятельности (11,9 млрд руб.), задолженность поставщикам (14,7 млрд руб.), а также расходы на модернизацию производства. В качестве необходимой для стабилизации состояния центра называлась рекордная даже по меркам космической отрасли сумма — 56 млрд руб. "Уже тогда было понятно, что дебет с кредитом не сходится,— считает высокопоставленный источник "Ъ" в Роскосмосе.— Уголовные дела были лишь вопросом времени". "Основная задача нашей команды — реализация программы оздоровления и строительство высокоэффективной компании,— заявил "Ъ" гендиректор ГКНПЦ имени Хруничева Андрей Калиновский.— Но на данном этапе мы вынуждены заниматься и решением этих вопросов, потому что коррупционные проблемы достигли колоссального масштаба". Он добавил, что по рекомендации ОРКК на предприятии уже создано контрольно-ревизионное управление (КРУ), которое работает и в центре, и в филиалах: "В ряде случаев мы обращаемся в правоохранительные органы, которые, основываясь на результатах наших проверок, оценивают законность принятых ранее решений". Материалы проверок направлялись в Следственный комитет РФ, МВД и ФСБ.
 
 
По-настоящему дорогое предприятие
 
В сентябре Наблюдательный совет ОРКК одобрил программу финансового оздоровления ГКНПЦ имени Хруничева. Новое руководство предприятия оценило его состояние как критическое, однако уже через шесть лет обещало сделать центр "лучшим в мире производителем ракет-носителей и разгонных блоков". Цена вопроса — более 56 млрд руб.
По словам источников "Ъ", номенклатура нарушений в ГКНПЦ была следующей: мошенничество, присвоение или растрата средств, злоупотребление полномочиями, подделка документов. Суммарный ущерб оценивается в 9 млрд руб., что является рекордом для отрасли. К этой цифре следует добавить еще около 7,3 млрд руб., сложившиеся из не подлежащей взысканию дебиторской задолженности, из не принесших результата иных расходов, из недостачи по горюче-смазочным материалам и т. д. Как полагают проверяющие, филиалы ГКНПЦ направляли ежегодно в головной офис акты инвентаризации, но решение по их списанию руководством центра по какой-то причине не принималось и эти документы не отмечались в бухгалтерской отчетности. По информации "Ъ", данные ревизии уже направлены в ФСБ для проведения собственной проверки. По ее результатам в отношении бывшего руководства ГКНПЦ имени Хруничева может быть возбуждено уголовное дело.
 
11 уголовных дел на одно предприятие
 
Экс-начальство центра попало в поле зрения правоохранителей еще в 2014 году. В материалах уголовного дела N201/837201-14, которое Главное следственное управление (ГСУ) СКР возбудило 25 декабря 2014 года, фигурируют бывший гендиректор ГКНПЦ Владимир Нестеров и его заместитель по экономике Александр Островерх. Само же дело связано с приобретением ГКНПЦ в 2008 году 51% акций корпорации International Launch Services Inc. у компании Space Transport Inc., зарегистрированной на Британских Виргинских островах, за $320,829 млн. Следствие считает, что данный пакет последняя приобрела в спекулятивных целях у Lockheed Martin Commercial Space Company Inc. за $108 млн, а разница в $212 млн была выведена и похищена участниками сговора. В том же 2008 году, за несколько месяцев до проведения сделки, занимавший пост главы МВД Рашид Нургалиев информировал правительство о зафиксированных фактах лоббизма руководства ГКНПЦ и Роскосмоса по приобретению данного пакета акций при всей неочевидности финансовых вложений, предложив провести дополнительные проверки. Последовали они только в 2012-2013 годах, но тогда в действиях господина Нестерова и экс-главы космического агентства Анатолия Перминова, согласовавшего сделку, состава преступления не нашли. В возбуждении уголовного дела было отказано. Но доследственная проверка ФСБ, проведенная в конце 2014 года и основывавшаяся на результатах работы КРУ, факт мошенничества подтвердила. В СКР направлено заявление о юридической оценке сделки и принятия правового решения.
 
25 декабря господа Нестеров и Островерх были обвинены по ч. 1 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере). Анатолий Перминов вызывался на допрос как свидетель.
 
9 июля 2015 года ГСУ СКР предъявило Владимиру Нестерову второе обвинение, возбудив уголовное дело по той же статье УК РФ. По версии следствия, по его поручению господин Островерх, также обвиняемый по этой статье, в нарушение существовавших требований подписал 1 июля 2007 года с компанией "Экоправо" договор N75593 на оказание бухгалтерских и юридических услуг. Согласно его условиям, фирма получала ежемесячно от ГКНПЦ имени Хруничева более €22 тыс. плюс проценты, однако на деле, как подозревают следователи, деньги (всего 285 млн руб.) просто обналичивались и делились между господами Нестеровым, Островерхом и директором "Экоправа" Дмитрием Дьяконовым. Двух последних Басманный суд Москвы уже отправил под домашний арест, о мере пресечения господину Нестерову следствие пока не ходатайствовало ввиду невозможности доставить его в суд по состоянию здоровья. Следствие проверяет информацию о том, что данная схема могла действовать с 1999 года — тогда ущерб от подобных махинаций может составить 546 млн руб. (см. "Ъ" от 10 июля).
 
Проверяет ФСБ и обоснованность логистических услуг. Например, под подозрение поставлено завышение стоимости таможенного оформления и погрузо-разгрузочных работ в порту Санкт-Петербурга при импорте и экспорте ракетного топлива для спутников по договору N325/51240 от 25 декабря 2005 года, заключенному с американской компанией Express Service Forwarding Inc. Материальный ущерб составил более $1,6 млн (так, параметры заключенного 25 ноября 2015 года с ООО "Контейнерный сервис" договора NКС/ТЭ-75/14 обходятся в четыре раза дешевле). Кроме того, ФСБ проверяет факты двойной оплаты за одни и те же услуги на $290 тыс. По фактам искусственного завышения цен возбуждено еще одно уголовное дело: по данным "Ъ", ГСУ СКР установило, что в 2012-2014 годах при поставке металлопроката ООО "Компания Металлресурс" стоимость продукции была завышена на 7,7-31,6% --предприятие потеряло не менее 34 млн руб.
 
Не лучше ситуация обстояла и в филиалах. 24 июня 2014 года в отношении гендиректора Усть-Катавского вагоностроительного завода Павла Абрамова следственный отдел МВД РФ ЗАТО города Трехгорный Челябинской области возбудил уголовное дело N5300838 по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжелые последствия). Следствие считает, что в целях извлечения прибыли для себя и иных лиц он заключил ряд сделок на основании эксклюзивного договора N51-104 от 4 сентября 2009 года, связанных с продажей вагонов ООО "Торговый дом" по цене ниже себестоимости. Ущерб оценивается в 180 млн руб., господин Абрамов находится под стражей. Его заместитель по безопасности Александр Болотников обвиняется по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 201 УК РФ (пособничество в злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия), а также ч. 4 ст. 174.1 УК РФ (легализация денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем).
 
19 февраля 2015 года ГУ МВД по Воронежской области возбудило уголовное дело N15793005 в отношении генерального конструктора--генерального директора Конструкторского бюро химавтоматики Владимира Рачука. Он подозревался в злоупотреблении полномочиями при передаче ООО "Криосервис" цеха по производству промышленных газов. В результате по подсчетам следствия, был причинен ущерб на 85 млн руб. И хотя через месяц Советский райсуд Воронежа признал постановление о возбуждении дела незаконным, господин Рачук поста гендиректора предприятия лишился (см. "Ъ" от 30 мая).
 
Три уголовных дела возбуждены и в омском объединении "Полет". Два из них по ч. 4 ст. 159 (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере) связаны с прохождением на предприятии аттестации одних и тех же лиц в 2013-2014 годах. Третье возбуждено по ч. 3 ст. 159 (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения) и связано с утилизацией ртутных ламп: де-факто предприятие должно было ликвидировать 7 тыс. изделий, а, получив необходимые деньги, утилизировало только 2,5 тыс. ламп.
 
Умышленный ущерб ГКНПЦ имени Хруничева, как считают следователи, наносило не только руководство. Например, по итогам проверки фактического выполнения работ по подготовке жилого фонда и коммунальных объектов к эксплуатации в осенне-зимний период 2014-2015 годов вскрыты факты фиктивного трудоустройства граждан. Денежные средства с зарплатной карты обналичивались руководством жилищно-коммунального отдела предприятия, что привело к ущербу в 5 млн руб. После обращения господина Калиновского в четвертое управление МВД (отвечает за режимные объекты) возбуждено дело N142766 по ч. 1 ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов).
 
По словам причастных к расследованию источников "Ъ", на сегодня выявлено более 25 нарушений различной степени тяжести. Правоохранительные органы возбудили 11 уголовных дел. По сведениям "Ъ", еще восемь эпизодов находятся на стадии доследственных проверок, по их результатам могут быть возбуждены новые уголовные дела. Сами обвиняемые из числа бывшего руководства ГКНПЦ, в том числе Владимир Нестеров, своей вины, по информации "Ъ", не признают.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer