Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В небе Поднебесной


23 июля 2015 года Дмитрий Раичев , Российская газета


Звания Героя Советского Союза - высшей государственной награды СССР - удостоены 264 уроженца Смоленской области. Имя одного из них, младшего командира Марка Марченкова, увековечено в китайском городе Ухане на мемориале советским летчикам-добровольцам в парке Освобождения.

"Запишите меня в добровольцы"
 
А вот на родной земле его имя известно не многим. 100 лет со дня рождения Марка Николаевича исполнилось в прошлом году. Дата прошла не замеченной ни властями, ни общественниками.
 
Он появился на свет в 1914 году в деревне Лазарево на территории нынешнего Починковского района в крестьянской семье, окончил школу фабрично-заводского ученичества в Смоленске, работал слесарем в городском трамвайном парке, затем - на авиационном заводе, а в 1936 году был призван в Советскую армию и направлен в авиационное училище. Через два года он завершил образование в школе младших авиационных специалистов, служил в Забайкалье и в качестве стрелка-радиста добровольцем отправился в Китай в составе бомбардировочной группы.
 
Стать добровольцем в Советском Союзе было не так уж просто. В Китай отправили самую современную военную технику, только-только вставшую на вооружение Советской Армии. И люди, которые ее сопровождали, были лучшими в своем деле и пользовались абсолютным доверием. В апреле 1938 года японское правительство по дипломатическим каналам потребовало от СССР отозвать из Китая советских летчиков, тем самым косвенно признав высокую эффективность их действий. Требование это было категорически отвергнуто советским правительством. Нарком иностранных дел Максим Литвинов официально заявил, что СССР вправе оказывать помощь любому иностранному государству и что "претензии японского правительства тем более непонятны, что, по уверению японских властей, в Китае нет сейчас войны и Япония вовсе не воюет с Китаем, а то, что в Китае происходит, квалифицируется Японией лишь как "инцидент" более или менее случайный, не имеющий ничего общего с состоянием войны между двумя независимыми государствами".
 
Его главный бой
 
Так в числе прибывших в Китай советских военных специалистов-добровольцев оказался и смолянин Марк Марченков. Вместе с боевыми товарищами он жил в Ухане, там же располагалась и авиабаза. Свой первый боевой вылет на скоростном бомбардировщике СБ-2 Марченков совершил в мае 1938 года, и в последующие месяцы неоднократно участвовал в воздушных атаках на японские аэродромы, скопления военной техники и живой силы.
 
Важнейший в его жизни бой прошел 3 июля 1938 года. Ранним утром тройка бомбардировщиков под командованием капитана Сидора Слюсарева взяла курс на город Аньцин, где находилась японская база по сборке бомбардировщиков. Преодолев линию фронта, самолеты сменили курс, чтобы ввести в заблуждение вражескую службу наблюдения за воздухом, зашли на цель с тыла и обрушили свой смертоносный груз на казармы, производственные помещения, склады с боеприпасами и ГСМ. Завершив бомбардировку, летчики взяли курс на свой аэродром, но были атакованы 27 японскими истребителями. Машина Марченкова замыкала строй, и именно на нее в первую очередь обрушился противник. Марченков старался не подпускать вражеские истребители на близкую дистанцию, но был ранен, и его пулемет на время замолчал. Воспользовавшись этой паузой, один из "японцев" начал заходить в незащищенный хвост советского бомбардировщика, но в этот момент стрелок, превозмогая боль, возобновил оборону. Японский истребитель был разорван пулеметной очередью и камнем пошел к земле. Воздушный бой продолжался почти час, Марк Марченков получил второе ранение, но мужественно отстреливался, пока враги, израсходовав боезапас, не вышли из боя. В этом сражении было сбито пять японских истребителей.
 
В братской могиле покоятся останки 15 советских воинов, включая Марка Марченкова
 
Серьезно поврежденный бомбардировщик совершил успешную посадку на аэродроме, Марченкова извлекли из изрешеченной пулями кабины стрелка-радиста и доставили в госпиталь, где врачи несколько дней боролись за его жизнь. 9 июля 1937 года в возрасте 24 лет Марк скончался. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года он был посмертно награжден орденом Ленина с присвоением звания "Герой Советского Союза".
 
В знак благодарности
 
За героические сражения с японской авиацией в районе Уханя местные власти обустроили братскую могилу советских летчиков-добровольцев в городском парке и соорудили величественный мемориал с 20-метровым обелиском, на котором на русском и китайском языках высечено: "Вечная слава советским летчикам-добровольцам, погибшим в период войны китайского народа против японских агрессоров". В братской могиле покоятся останки 15 советских воинов, включая младшего командира Марка Марченкова. Всем им было от 24 до 35 лет. На отдельной плите, установленной в 1956 году, на русском языке выгравировано: "Вместе с китайским народом советские летчики-добровольцы совершали бесчисленные героические подвиги в борьбе против японских фашистов. Базируясь в районе города Ухань, они героически проводили атаки в северной части Тайваня, бомбардировали вражеские корабли на реке Янцзы и участвовали в битве за Ухань, нанося сокрушительные удары по озверелому врагу. Это вдохновляло боевой дух китайского народа. Память о советских летчиках-добровольцах вечно будет жить в сердцах китайского народа". В этом году Министерство обороны России при проведении проверки исторических документов обнаружило информацию еще о девяти советских летчиках-добровольцах, отдавших свои жизни в боях за Ухань. Местные власти намерены добавить их имена на мемориал в парке Освобождения.
 
В Смоленской области, на малой родине Героя Советского Союза, о нем, к сожалению, ничто не напоминает. В деревне Лазарево, расположенной на полпути из Смоленска в Починок, не осталось никого, кто помнил бы семью Марченковых, а областной совет ветеранов фактически располагает лишь справочной информацией. Судя по всему, за минувшие десятилетия на Смоленщине не возникло повода вспомнить об одном из своих уроженцев. Лишь в преддверии 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне на официальном сайте администрации Починковского района появилась заметка, посвященная подвигу Марка Марченкова. Отрадно, что сейчас ветеранская организация заинтересовалась забытым героем, и появилась надежда, что память о Марке Николаевиче Марченкове все же будет увековечена на его малой родине.
 
Неизвестная война
 
Об участии советских военнослужащих в национально-освободительной войне Китая с Японией известно не так уж много. Полномасштабное вторжение японский войск в Китай началось в июле 1937 года с оккупации приморских территорий, после чего японцы начали быстрое продвижение вглубь страны. Вооруженные силы Китая были ослаблены гражданской войной и плохо оснащены, противостоять авиации противника они были не в состоянии - не было ни самолетов, ни запчастей, ни персонала. Японцы практически беспрепятственно бомбили китайские города, унося миллионы жизней. Единственной страной в мире, оказавшей Китаю поддержку в той невероятно трудной ситуации, стал Советский Союз. 21 августа 1937 года СССР и Китай заключили Договор о взаимном ненападении, и Советский Союз немедленно приступил к формированию группы летчиков-добровольцев, которые должны были помочь китайской армии. Уже 22 октября в Синьцзян прибыла первая группа из 25 истребителей И-15 и И-16, а в декабре советские летчики начали боевые вылеты, значительно укрепив воздушную оборону Китая.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer