Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ФАС просят установить предельные цены на авиабилеты экономкласса


24 июля 2015 года Мария Амирджанян, Тарас Подрез, Известия


Федеральная антимонопольная служба может установить верхнюю ценовую границу стоимости авиабилета экономкласса. С такой инициативой к главе ФАС Игорю Артемьеву обратился депутат от ЛДПР и зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов (письмо есть у «Известий»).

Как следует из письма Старовойтова, регулировать ФАС следует только цены в экономклассе, стоимость авиабилета в бизнес-классе и других классах повышенной комфортности регулироваться не будет. Такое решение, следует из письма, поможет воплотить в жизнь старые инициативы главы ведомства Игоря Артемьева, который на протяжении последних нескольких лет пытался бороться с целым рядом принципов тарифообразования в авиации. Теперь Артемьеву будет проще регулировать стоимость авиабилетов — на этой неделе Федеральная служба по тарифам была упразднена, а все ее полномочия переданы ФАС. Подробностей о том, как антимонопольщики распорядятся таким счастьем, еще не поступало.
 
— Предлагаю вернуться к рассмотрению неправомерных действий авиаперевозчиков и совместно продумать меры ограничения формирования несправедливых по отношению к пассажиру тарифов. Как одну из возможных мер предлагаю рассмотреть вариант установления верхней границы стоимости авиабилета в экономклассе, — пишет Старовойтов. — С одной стороны, такая мера не нарушит рыночной конкуренции между авиаперевозчиками — каждый из них сможет предложить конкурентоспособную цену авиабилета, а с другой — предохранит пассажиров от вынужденной покупки слишком дорогого билета. Также такое регулирование не помешает авиакомпаниям устанавливать произвольную стоимость в других классах обслуживания.
 
Как пишет Старовойтов, ранее сам Игорь Артемьев и его ведомство не раз высказывали недовольство тарифной политикой авиакомпаний. Претензий у ФАС действительно в разное время была масса: от монопольно высоких цен на авиабилеты на некоторых маршрутах, где работает несколько перевозчиков, до подорожания стоимости билета по мере приближения к дате вылета.
 
— На основании уже сформированной позиции ФАС по этой проблеме и особо учитывая, что функции Федеральной службы по тарифам перешли к ФАС, полагаю целесообразным усилить контроль с целью выявления неправомерных действий авиаперевозчиков и выработать меры ограничения формирования завышенных тарифов, — пишет Старовойтов.
 
В пресс-службе ФАС «Известиям» заявили, что письмо пока не дошло, но когда дойдет — готовы рассмотреть.
 
Что касается монопольно высоких цен, то с начала 2011 года ФАС возбудила против авиаперевозчиков более 30 дел за необоснованное завышение тарифов. Но отстоять свою правоту ФАС удалось лишь несколько раз. Например, осенью 2014 года ФАС выиграла суд против «Сибири». Тогда ведомство посчитало, что монопольно высокие цены установлены на маршрутах Хабаровск–Токио и Хабаровск–Пекин. Проигрывать антимонопольной службе приходилось гораздо чаще. В 2013 году ФАС обвинила «ЮТэйр», «Сибирь», «Уральские авиалинии» и другие компании в ценовом сговоре при продаже авиабилетов на рейсы Москва–Иркутск. Как следует из иска авиаперевозчиков к ведомству, ФАС возбудила дело на основании обращения пассажиров, которые посчитали, что перевозчики необоснованно завышают стоимость авиабилетов на этом маршруте. Разбирательство дошло до Верховного суда, но отстоять свою позицию у ведомства все равно не получилось. Не получилось у ведомства в марте 2014 года доказать и то, что «Сибирь» завышала стоимость авиабилетов на маршруте Новосибирск–Анапа и Новосибирск–Сочи годом ранее.
 
У Артемьева, который возглавляет ФАС с момента создания службы в 2004 году, были и другие претензии к тарифам авиаперевозчиков. Так, например, в интервью РБК в прошлом году Артемьев заявлял, что его не устраивает, что стоимость авиабилета может значительно различаться при одинаковой протяженности рейсов, выполненных к тому же на одной модели самолета. Тогда он посчитал, что это происходит «исключительно благодаря монополизму». Правда, тогда никаких решительных действий от ФАС не последовало.
 
Руководитель ФАС в 2014 году проявлял недовольство тем, что авиакомпании даже при незаполненных рейсах удерживают высокую стоимость авиабилета. Артемьев предлагал авиакомпаниям устраивать распродажу нераскупленных билетов за день-два до рейса, снижая их стоимость примерно на четверть. Эта проблема, как поясняли в ФАС, упиралась в смену систем бронирования — они автоматически повышают стоимость билета по мере наступления даты вылета. Авиакомпании возражали, что если устраивать скидки за пару дней до вылета, то пассажиры не будут покупать билеты заранее, ожидая падения их стоимости. Артемьев же говорил, что ведомство хочет вывести из обращения эти системы бронирования и вместо них разработать свою.
 
Эксперты по-разному оценивают предложение Старовойтова. Однозначно поддерживает своего коллегу по цеху депутат от «Справедливой России» Олег Нилов, о чем он заявил «Известиям». Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков частично поддерживает идею: он сообщил, что видит смысл вводить госрегулирование только на определенные маршруты, на которых работают 2–3 перевозчика.
 
— В отдельных случаях этот инструмент должен быть, — считает он. — Но стоит отметить, что его явно не стоит применять на субсидируемых направлениях: Симферополь, Калининград и др.
 
Против идеи выступает гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
 
— В XX веке такое регулирование цен существовало в Европе и США, но в развитых странах этого нет уже как минимум 30 лет. В СССР были монополии на маршруты: тогда организации, которые осуществляли перевозки на том или ином маршруте, подавали заявление в Центр регулирования тарифов и им устанавливали максимальную и минимальную стоимость авиабилета, — рассказал эксперт. — А вот если бы не было той системы тарифов, которая создавалась на протяжении последних двух десятков лет всей мировой гражданской авиацией, если бы были плоские тарифы, то сейчас час полета стоил бы примерно 10 тыс. рублей на всех рейсах. Та система, которая есть, позволяет делать какую-то часть билетов дешевой, какую-то — подороже, третью — совсем дорогой. Система построена таким образом, чтобы на конкретном рынке максимизировать выручку и маржу, иначе бы пришлось закрывать часть невыгодных маршрутов.
 
Как отмечает управляющий партнер юридической фирмы Vegas Lex Александр Ситников,  ФАС вполне могла бы предпринять попытки для введения госрегулирования авиабилетов.
 
— Учитывая, что теперь ФАС переданы функции ФСТ, в теории у ведомства действительно есть возможность ввести полное или частичное госрегулирование стоимости авиабилетов. Для этого ФАС необходимо инициировать регулирование цен в федеральном законодательстве, например изменить ст. 64 Воздушного кодекса РФ — «Тарифы на услуги в области гражданской авиации и сборы за данные услуги, правила продажи перевозочных документов». Вместе с этим нужно понимать, что госрегулирование никогда не гарантировало низкий уровень цен и могло приводить к сокращению количества участников соответствующего рынка.
 
— Если регулирование будет установлено в том виде, в котором это предлагает сделать Старовойтов, то, на мой взгляд, нарушения закона «О конкуренции» не будет, — говорит адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов Инна Кудрякова.
 
В «Аэрофлоте» и «ЮТэйр» от комментариев отказались. В пресс-службе «Трансаэро» заявили, что «для реализации данных предложений депутата необходимо внести существенные изменения в российское законодательство, в том числе и в Воздушный кодекс РФ, а это, как известно, является исключительной прерогативой законодательных органов». В «Сибири» и «Уральских авиалиниях» не ответили на запрос «Известий».



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5Zk2
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/ можно найти здесь.
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/courier-services/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer