Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Под трибунал по малазийскому Boeing подводят широкий круг лиц


29 июля 2015 года Павел Тарасенко, Елена Черненко, КоммерсантЪ


Единственная цель международного трибунала по расследованию причин падения малайзийского Boeing 777 под Донецком — «наказание лиц, ответственных за совершение преступлений, связанных» с трагедией. Об этом говорится в представленном Малайзией проекте резолюции Совета безопасности ООН, который оказался в распоряжении “Ъ”. Авторы инициативы уже разработали подробный устав трибунала, проект которого также есть у “Ъ”.

При этом речь идет не только о наказании непосредственных исполнителей, но и тех, кто косвенно способствовал трагедии. Создавать же трибунал авторы документа предлагают по главе VII Устава ООН, которая разрешает применение санкций и силы в отношении стран, которые не исполняют требования резолюции. В Москве ранее не раз давали понять, что цель этой инициативы — «подменить настоящее расследование политическим шоу». Заседание Совбеза ООН, на котором состоится голосование по проекту резолюции, начнется сегодня в 22:00 по московскому времени. Ожидается, что Россия наложит вето на эту резолюцию.
 
Проект резолюции, который сегодня будет вынесен на рассмотрение Совбеза ООН от имени пяти стран (Малайзии, Нидерландов, Австралии, Бельгии и Украины) уместился на 2,5 страницах. В нем напоминается о резолюции Совбеза ООН 2166 (2014) от 21 июля 2014, где содержится требование «призвать к ответу» всех ответственных за крушение лайнера в Донецкой области. Также в документе упоминается предварительный доклад о причинах трагедии, выпущенный Управлением по безопасности полетов Нидерландов, где сказано: «Самолет был разрушен большим количеством объектов, летевших с большой силой, поразивших самолет снаружи».
 
По мнению авторов резолюции, трагедия в небе над Донецком «представляет угрозу международному миру и безопасности» и должна быть тщательно расследована. Единственная цель трибунала, как отмечается в документе – «привлечение к ответственности лиц, ответственных за преступления, связанные с уничтожением» самолета Малайзийских авиалиний. При этом создавать трибунал авторы документа предлагают по главе VII Устава ООН, которая разрешает применение санкций и силы в отношении стран, не исполняющих соответствующую резолюцию.
 
«Создание международного трибунала будет эффективной гарантией независимого и беспристрастного процесса по установлению ответственных», — утверждается в проекте резолюции. В тексте особо отмечается, что «все государства должны в полной мере сотрудничать с международным трибуналом и его органами».
 
На рассмотрение Совбеза ООН также вынесен проект устава трибунала. Датированный 19 июня документ под грифом «Совершенно секретно» (есть в распоряжении Ъ) содержит в себе 55 статей, охватывающих различные аспекты работы предполагаемого трибунала.
 
В документе, в частности, сказано, что юрисдикция трибунала распространяется на военные преступления, «преступления против безопасности гражданской авиации» и «преступления, записанные в Уголовном кодексе Украины». Далее поясняется, что в первую категорию подпадают, например, «серьезные нарушения» статьи 3 Женевской конвенции от 12 августа 1949 года (о защите гражданского населения во время войны – Ъ), запрещающей посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность лиц, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях. По второму пункту речь может идти о несоответствии нормам малайзийского Закона о нарушениях в области авиации от 1984 года.
 
Что же касается предполагаемых нарушений уголовного права Украины, то речь, как следует из проекта документа, идет о целом ряде статей Уголовного кодекса: об убийстве, убийстве по неосторожности, преднамеренном разрушении или нанесении ущерба собственности, незаконном ввозе оружия, преступлениях против общественной безопасности, незаконном владении оружием, амуницией или взрывчатыми веществами, сокрытии информации об уголовных преступлениях, посягательстве на жизни граждан иностранных государств.
 
Из документа следует, что под суд должны попасть дееспособные люди, которым на момент совершения преступления (то есть 17 июля 2014 года) было больше 18 лет. Особо отмечается, что «иммунитет или особые процедурные правила, которыми обладает то или иное официальное лицо в соответствии с национальным или международным законодательством, не должны стать препятствием для трибунала».
 
К ответственности могут быть привлечены не только люди, которые напрямую были задействованы в совершении преступления, но и те, кто совершили его «посредством другого человека», а также «отдавали приказы, подстрекали или склоняли» к этому. Уточняется, что речь, в частности, может идти о командующих вооруженных формирований или людях, которые действуют в роли таковых. Таким образом, круг обвиняемых может быть крайне широк. При этом суд, как отмечается в документе, может идти заочно, то есть в отсутствие обвиняемых.
 
Трибунал должен состоять из трех главных органов: Палат судей (одна из них займется досудебным разбирательством, вторая – собственно судебным процессом, третья – возможными апелляциями), прокурора и канцелярии. Вердикты должны выносить трое судей. В апелляционной палате же будет пять человек. Назначаться судьи должны на пять лет генсеком ООН по представлению стран-членов организации.
 
Максимальный возможный срок по итогам разбирательства – 30 лет тюрьмы или пожизненное заключение. Вердикт трибунала должен быть приоритетным по сравнению с вердиктами национальных судов. Расходы на деятельность трибунала возьмут на себя добровольные жертвователи среди государств, межправительственных и неправительственных организаций.
 
Голосование по инициативе о создании трибунала состоится в среду вечером по московскому времени. Заседание Совета безопасности ООН должно начаться в 15:00 по местному времени (22:00 по Москве). В нем примут участие не только постпреды стран-членов Совбеза при ООН, но и целый ряд министров иностранных дел: Джулия Бишоп (Австралия), Дидье Рейндерс (Бельгия), Берт Кундерс (Нидерланды), Павел Климкин (Украина). Малайзию будет представлять замминистра иностранных дел Хамза Заинудин.
 
В Москве ранее не раз выступали с критикой инициативы создания трибунала. Так, президент РФ Владимир Путин ранее в ходе телефонного разговора с премьером Нидерландов Марком Рютте заявил, что идея создать международный трибунал по расследованию крушения Boeing является "контрпродуктивной и преждевременной". В среду он вновь переговорил с господином Рютте, выразив сожаление, что компромиссный проект резолюции Совбеза ООН по малайзийскому Boeing, подготовленный Москвой, не поддержали страны, выступающие за международный трибунал.
 
Накануне голосования российские официальные лица давали понять, что намерены использовать в Совбезе ООН свое право вето. «Мы будем голосовать против. В этом у меня сомнений нет», — заявил журналистам постпред РФ при ООН Виталий Чуркин. Объясняя позицию Москвы, он указал на возражения «юридического, практического и политического плана». В частности, дипломат подчеркнул, что квалифицировать авиакатастрофу в качестве «угрозы международному миру и безопасности» и в этом свете подводить трибунал под главу VII Устава ООН в корне неправильно. Кроме того, Виталий Чуркин напомнил, что «никогда ранее в случае, когда погибали гражданские самолеты», в том числе в истории со сбитым в 2001 году украинскими ПВО российским авиалайнером или уничтоженным США иранским самолетом «никаких международных трибуналов по главе VII не создавалось».
 
Впрочем, представители стран Запада (например, Джули Бишоп) до последнего отмечали, что сделают все возможное для того, чтобы уговорить Москву изменить свою позицию и воздержаться в ходе голосования.
 
Малайзия: проект резолюции
Полный текст на русском языке
 
Совет Безопасности,
 
подтверждая свою резолюцию 2166 (2014) от 21 июля 2014 года по уничтожению рейса MH17 17 июля 2014 года в Донецкой области (Украина), касающуюся трагической потери 298 жизней, в которой СБ потребовал, чтобы все ответственные за это происшествие были призваны к ответу и чтобы все страны всецело сотрудничали в определении ответственных,
 
напоминая о своей резолюции 2202 (2015) от 17 февраля 2015 года, которая подтвердила резолюцию 2166,
 
принимая во внимание предварительный доклад причин крушения, проведенный Управлением по безопасности полетов Нидерландов, облеченным таким правом в соответствии с приложением 13 международной конвенции по гражданской авиации, выпущенный 9 сентября 2014 года, который обозначил, что самолет был разрушен большим количеством объектов, летевших с большой силой, поразивших самолет снаружи, и напоминая о брифинге СБ ООН от 19 сентября 2014 года, также принимая во внимание резолюцию по MH17, принятую советом по Международной организации гражданской авиации 28 октября 2014 года,
 
подтверждая положения международного законодательства, которые запрещают акты насилия, представляющие угрозу безопасности международной гражданской авиации и в этой связи осуждая все акты применения силы в отношении гражданских судов,
 
принимая во внимание письма, адресованные в СБ ООН правительством Нидерландов от 16 декабря 2014 года (S/2014/903) и 20 июля 2015 года (S/2015/551), в которых объявлялось о создании объединенной комиссии по расследованию для координации международного уголовного расследования с целью привлечения преступников к правосудию и предоставляя обновленную информацию о статусе этого расследования, а также миссии по восстановлению и репатриации (останков.— “Ъ”) и международному техническому расследованию причин крушения,
 
будучи глубоко обеспокоенным всеми актами насилия, представляющими угрозу гражданской авиации,
 
решая, что этот акт насилия и его последствия для безопасности гражданской авиации представляют угрозу международному миру и безопасности,
 
будучи нацеленным на предотвращение будущих нападений на гражданские суда и принятие эффективных мер по приведению к ответственности лиц, причастных к этому инциденту,
 
считая, что создание международного трибунала и уголовное преследование лиц, причастных к этому инциденту внесет свой вклад в обеспечение безопасности гражданской авиации и сохранение международного мира и безопасности,
 
будучи уверенным, что в определенных обстоятельствах данного инцидента создание международного трибунала будет эффективной гарантией независимого и беспристрастного процесса по установлению ответственности в соответствии с международными стандартами,
 
отсылая к письму правительств Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины от 10 июля 2015 года (S/2015/528) и признавая их приверженность по обеспечению эффективного функционирования международного трибунала, который будет вести свою деятельность с учетом работы объединенной комиссии по расследованию,
 
действуя в соответствии со статьей VII Устава Организации Объединенных Наций,
 
1. Подтверждает свое самое глубокое сочувствие и соболезнования семьям жертв этого происшествия и народам и правительствам стран, родом из которых были жертвы;
 
2. Требует от всех государств и других действующих субъектов воздерживаться от насилия, направленного против гражданских воздушных судов;
 
3. Призывает все государства и действующие субъекты региона оказать полную поддержку в проведении международного расследования этого происшествия, как того требует резолюция 2166 (2014);
 
4. Просит все государства, работающие совместно в Объединенной комиссии по расследованию, продолжать полно и регулярно докладывать совету о ходе расследования, насколько это уместно и не нарушает конфиденциальность уголовного расследования;
 
5. Призывает к скорейшему возможному окончанию международного технического расследования причин катастрофы и уголовного расследования без ущерба качеству этих расследований;
 
6. Принимает решение создать международный трибунал с единственной целью привлечения к ответственности лиц, ответственных за преступления, связанные с уничтожением в Донецкой области Украины самолета авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявшего 17 июля 2014 года рейс MH17, и для этого принимает устав Международного уголовного трибунала по рейсу MH17 авиакомпанию Malaysia Airlines, прилагаемый к документу;
 
7. Принимает решение о том, что все государства должны в полной мере сотрудничать с Международным трибуналом и его органами в соответствии с настоящей резолюцией и уставом Международного трибунала и что, в соответствии с вышеизложенным, все государства должны принять любые необходимые меры в соответствии с внутренним законодательством для выполнения условий настоящей резолюции и устава, включая обязанность государств выполнять запросы о помощи или ордера, выданные в соответствии с уставом Международного трибунала и просит государства информировать Генерального секретаря о таких мерах;
 
8. Принимает решение о том, что Международный трибунал финансируется при помощи добровольных пожертвований, и призывает государства, межправительственные и неправительственные организации пожертвовать необходимые средства, оборудование и услуги Международному трибуналу, включая и предложение специалистов;
 
9. Принимает решение о том, что место расположения Международного трибунала определяется заключением соответствующих соглашений между Объединенными Нациями и Нидерландами, приемлемых для совета, и тем, что Международный трибунал может выбрать в качестве своего расположения любое другое место, которое сочтет необходимым для эффективного исполнения своих функций;
 
10. Принимает решение о том, что работа Международного трибунала будет осуществляться без ущерба для существующих прав семей жертв по поиску надлежащими путями компенсации;
 
11. Просит Генерального секретаря исполнить эту резолюцию без промедления, и, в частности, принять все практические меры, где это необходимо, в сотрудничестве с правительствами Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины для эффективной деятельности Международного трибунала в кратчайшее время и периодически докладывать совету о выполнении этой резолюции;
 
12. Принимает решение продолжать активно заниматься этим вопросом.
 



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer