Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небо по колено


10 августа 2015 года Татьяна Шадрина, Российская газета


Трагедия в небе над Истринским водохранилищем всколыхнула всю Россию: прямо на глазах отдыхающих столкнулись гидросамолет и вертолет. Среди погибших - двое детей. Эксперты сразу напомнили, что в последнее время эти небольшие воздушные суда слишком часто становятся участниками происшествий. Надо менять систему, единодушны они.

Трагедия произошла в районе населенного пункта Алехново в субботу в 20 часов 20 минут по московскому времени. На момент подписания номера сообщалось о девяти погибших, восемь из которых опознаны. Официальный вывод экспертов Ространснадзора - нарушение правил использования воздушного пространства одним из пилотов. В Следственном комитете считают, что это была ошибка пилота. Следователи продолжают опрашивать очевидцев.
 
Дело было так. Самолет Cessna U206F, RA-67523 вылетел с площадки Шевлино, но перед этим пилот не уведомил диспетчеров о своих планах на полет. Вертолет Robinson R-44, RA-04383 вылет с площадки Лечищево. Его пилот и владелец предоставил диспетчерам свой план полета. Оба воздушных судна находились в зоне открытой для полетов гражданской авиации и вне больших аэропортов, поэтому могли не запрашивать разрешения на полет у диспетчеров, уточнили в Росавиации.
 
В России для частных самолетов, которые не поднимаются высоко в небо, действует уведомительный порядок полетов, напомнил в беседе с "Российской газетой" главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
 
Дело в том, что с 1 ноября 2010 года в России вступили в силу федеральные правила использования воздушного пространства, упрощающие порядок выполнения полетов малой авиации. Теперь летчикам достаточно сообщить по телефону или через Интернет о том, что воздушное судно взлетает, а также о точке прилета и ориентировочных сроках.
 
Ждать разрешения от авиадиспетчеров перестало быть обязанностью. Однако новые правила действуют только при условии полета на высоте менее трех тысяч метров.
 
Авиация общего назначения (АОН), куда входят мотодельтапланы, планеры, легкомоторные самолеты и другие небольшие воздушные судна, начала активно развиваться в последние годы. И сразу же начались ЧП, одно за одним. По данным Ространснадзора, только в прошлом году количество катастроф в АОН увеличилось почти в два раза, а количество погибших в них - в два с половиной раза.
 
Основная причина аварийности - это сознательное, грубое нарушение правил полетов и отсутствие культуры безопасности, считают в службе. Есть положения кодекса российского пилота АОН, такие как, например, считать безопасность полетов наивысшим приоритетом, многими недобросовестными пилотами авиации общего назначения полностью игнорируются, сожалели там. Вопреки здравому смыслу.
 
Учитывая сложившуюся ситуацию, в Росавиации продолжают настаивать на увеличении штрафов за нарушение правил использования воздушного пространства. Действующие штрафные санкции не решают своих задач, считают там. Сейчас за такое нарушение для граждан штраф составляет от двух до пяти тысяч рублей, а для должностных лиц - от двадцати пяти тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей и для юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
 
Учитывая высокую степень угрозы для жизни и здоровья экипажей и пассажиров гражданских воздушных судов, а также для третьих лиц, Росавиация выступает за увеличение штрафа для граждан до трех миллионов рублей, для должностных лиц - до семи миллионов рублей и для юридических лиц - до двенадцати миллионов рублей. Таким образом, будет создана эффективная система "заградительных" денежных взысканий.
 
Есть и другие способы исправить ситуацию, говорят эксперты. Вот, например, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак предлагает ужесточить требования при выдаче лицензий пилотам.
 
Владимир Тюрин, председатель правления Ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов России:
 
Дерегулирование, а не закручивание гаек положительно скажется на развитии авиации общего назначения. Это касается в том числе и вопроса регистрации небольших частных самолетов и вертолетов. Сейчас их пускают в небо практически по тем же правилам, что и суда, которые занимаются коммерческими полетами, в том числе и на больших высотах. Каждые год или два в зависимости от типа самолета нужно продлевать разрешение на полет. Как заставить людей при таких жестких требованиях регистрировать свои воздушные суда? Увеличением штрафов можно добиться здесь только обратного эффекта.
 
Сейчас на регистрацию самолета может уйти месяц. Нужно упрощать процедуры, чтобы это можно было сделать по почте. Например, если человек живет в Иркутске, нужно либо покупать билет и лететь в Москву, либо платить посредникам. Хотя надо признать, что в 2006 году уже произошла частичная либерализация схемы регистрации самолетов и "партизаны" начали их регистрировать. Их стало меньше, но насколько, точно сказать сложно. Также пока еще нет статистики взлетов и посадок авиации общего назначения, налета часов. Даже при уведомительном порядке полетов подсчитать это можно по продаже авиабензина. И по ней можно будет вычислить процент "партизанских" полетов.
 
Говоря о подготовке курсантов, закручивать здесь гайки тоже не стоит. Хотя есть центры по подготовке полетов, которые выдают документы, практически не готовя их к полетам, но таких немного. Понятно, что качество подготовки нужно проверять. Сейчас в Росавиации уже идет проверка знаний будущих пилотов на компьютере. Там они сдают наземный тест. Нужны еще практические тесты. Но проблема в том, что сейчас в штате Росавиации нет сотрудников, которые могут принять практический экзамен. Они вынуждены доверять учебным центрам. В других странах инспекторы авиаведомства принимают экзамен сами в полете. У нас построено законодательство так, что этого не требуется. И в самом агентстве нет людей, которые могут проверить экзамен.
 
Ситуацию с практическим экзаменом надо менять. В других странах, когда учебный центр считает, что курсант готов, то вызывает экзаменатора из авиационного ведомства или частного экзаменатора, которому дано право проводить практический экзамен. При этом экзамен сдается на самолетах учебного центра или машине курсанта. Не нужно авиационному ведомству иметь свой парк судов.
 
Нужно ли пилоту проходить психологический тест, как это происходит для пилотов коммерческой авиации? Не нужно. Сейчас система летно-медицинского освидетельствования усложнена у нас и по деньгам, и по времени. У частного лица прохождение медосмотра занимает пару дней раз в два года, а стоит от 5 до 15 тысяч рублей. В других странах это получасовая процедура на уровне терапевта.
 
В целом же огромное число полетов АОН выполняется безопасно и успешно. Ежедневно под тысячу полетов в день с площадки Шевлино, откуда вылетел самолет Cessna. И большая часть безопасно.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer