Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гражданская авиация в Казани за 100 лет: от 8-местного К-5 до крупнейшего самолета в мире


10 августа 2015 года Александр Буланов, Новости Казани


Сегодня в рубрике "Историческая Казань" речь пойдет о гражданской авиации. Если в начале ХХ века сами полеты самолетов воспринимались как нечто из области научной фантастики, то уже с 1920-х годов они становятся популярным видом транспорта, позволяющим добраться из Казани в Москву за считанные часы.

Сегодня в рубрике "Историческая Казань" речь пойдет о гражданской авиации. Если в начале ХХ века сами полеты самолетов воспринимались как нечто из области научной фантастики, то уже с 1920-х годов они становятся популярным видом транспорта, позволяющим добраться из Казани в Москву за считанные часы.
 
Начало ХХ века
 
К началу прошлого столетия относится время появления первых самолетов, способных принимать на борт не только летчиков, но и пассажиров. Однако все они были похожи скорее на опытные образцы.
В 1913 году в России в небо поднялся первый в мире четырехмоторный самолет "Русский витязь". В первую очередь, он разрабатывался в качестве самолета-разведчика, но был способен брать на борт и пассажиров. Однако летал он недолго и был выведен из строя в том же году.
 
Самолет Илья Муромец
 
В конце того же года в России был создан новый четырехмоторный самолет – "Илья Муромец", на котором поставили ряд рекордов по грузоподъемности, числу пассажиров на борту, а также времени и максимальной высоте полетов.
По факту "Илья Муромец" стал первым в мире пассажирским самолетом, который удалось "довести до ума". Впервые в истории авиации он был оснащен отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом.
Однако наладить регулярные пассажирские перевозки тогда не успели – началась первая мировая война и все построенные "Ильи Муромцы" перевели в Императорский военно-воздушный флот в качестве бомбардировщиков. Использовались они и в Гражданскую войну.
 
Что касается Казани, то впервые здесь смогли увидеть настоящий самолет в сентябре 1910 года, во время первой в истории города "авиационной недели", которая проходила на городском ипподроме.
Тогда при огромном стечении публики в небо на легком самолете "Блерио-5" поднялся француз Леон Летор, а вслед за ним – казанец Александр Васильев.
 
"Гром рукоплесканий всей многотысячной толпы сопровождал Васильева во время его полета, продолжавшегося 20 минут. Мастерски выполненный спуск увенчал блестящий воздушный маневр молодого русского авиатора. Не успел красавец-моноплан коснуться земли, как публика со всех мест рванулась к нему и при восторженных аплодисментах подхватила Васильева и на руках донесла до ангара, - написала тогда газета "Казанский телеграф".
 
Авиационная неделя 1910 года
 
В том же году в Казанском университете появился кружок воздухоплавания. А в 1914 году в городе создается Общество любителей авиации, которое обратилось к городским властям с просьбой выделить деньги на устройство аэродрома и закупку самолетов.
Первый в городе аэродром планировалось построить в поселке Аракчино, также Общество намеревалось открыть в городе летную школу. Но этим планам помешали первая мировая война и революция.
 
1920-1940-е годы
 
Датой рождения гражданской авиации в СССР считается 1923 год, когда было создано акционерное общество "Добролет – Российское общество добровольного воздушного флота". В его задачу входило создание отечественной пассажирской авиации практически "с нуля".
Продавая акции, "Добролет" смог собрать более 500 000 рублей золотом, на которые приобрели 14 немецких одномоторных "Юнкерсов Ф-13".  Это были небольшие самолеты, вмещавшие по 4 пассажира и 2 члена экипажа.
 
В том же году открылась первая пассажирская авиалиния в СССР, связавшая Нижний Новгород и Москву.
"Юнкерсы" летали со скоростью 140 километров в час, преодолевая 500-километровое расстояние за 4 часа. Однако полет длился дольше – двигатели самолетов были ненадежными, поэтому каждые полчаса приходилось совершать посадки для их проверки.
Несмотря на все недостатки и высокую стоимость билета, первая авиалиния пользовалась бешеной популярностью среди пассажиров. 
 
Карта авиационных маршрутов СССР в 1930 году
 
Поэтому уже 10 октября 1923 года Совет труда и обороны СССР утвердил план развития авиалиний, который среди прочих, предусматривал создание линий Нижний Новгород – Казань и Казань - Саратов.
Однако полеты гражданской авиации через наш город начались только спустя пять лет, когда была открыта авиалиния Москва – Казань – Свердловск – Курган – Омск – Новосибирск (чуть позже ее продлили до Красноярска и Иркутска).
Эта авиалиния стала четвертой в СССР (после линии Москва – Нижний Новгород и двух международных маршрутов Улан-Удэ – Улан-Батор и Москва – Баку – Тегеран) и самой протяженной из всех.
 
Самолет К 5 на советской марке
 
В 1930 году на смену "Юнкерсам" приходят первые советские пассажирские самолеты АНТ-9 и К-5. Последний стал основным гражданским лайнером в СССР до начала второй мировой войны.
К-5 мог брать на борт 8 пассажиров – в два раза больше, чем "Юнкерс". При этом максимальная скорость нового самолета составляла 206 километров в час.
В это же время в Казани севернее Арских казарм (современная улица Патриса Лумумбы) строится первый в городе аэропорт, принимающий пассажирские самолеты.
 
Самолет Ли-2
1 января 1940 года на маршрут Москва - Казань - Свердловск - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск выходит новейший советский самолет Ли-2, который становится основным самолетом "Аэрофлота" до 1947года.
 
Ил-12
После Великой Отечественной войны, в конце 1940-х годов на авиалинии страны, в том числе и те, которые проходили через Казань, поступает самолет Ил-12. Он считается первым отечественным лайнером, который проектировался специально для пассажирских перевозок.
До этого самолеты, перевозившие пассажиров, были двойного назначения и в любое время могли быть переоборудованы в военные.
1950-1960-е годы
Этот период считается "золотым" в истории советской авиации. В это время на международные и местные линии один за другим поступали новые самолеты, строились здания аэровокзалов и быстро росло число пассажиров.
 
Ан-2
С конца 1940-х - начала 1950-х годов на местные линии Казани и других городов и поселков Советского Союза поступает самолет "Ан-2" - знаменитый "кукурузник". Рейсы на "Ан-2" связали между собой большое количество районный центров Татарии и других регионов страны. Тогда про этот самолет говорили, что на нем сельские бабушки летали друг другу в гости.
 
Старый аэропорт Казани в 1962 году
 
Событием для Казани стало строительство в начале 1950-х годов нового здания аэропорта в Советском районе. Тогда место в районе улицы Патриса Лумумбы находилось на окраине города.
 
Как ни странно, это красивое сооружение с колоннами и башенкой в сталинском стиле строилось по типовому проекту. "Здания-близнецы" казанского аэропорта в это же время появились в Красноярске, Челябинске, Львове и ряде других городов СССР.
 
Аэропорт в 1960-е годы
 
Перед зданием аэропорта со стороны жилых домов была обустроена просторная площадь - здесь проложили асфальтовые дорожки, установили фонари, посадили деревья.
 
Расписание рейса Москва - Пхеньян
В это же время наш город включили в самую протяженную международную линию "Аэрофлота" Москва - Казань - Свердловск - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Чита - Хайлар - Харбин - Шеньян - Пхеньян.
Ее расстояние составляло 7200 километров, а время в пути составляло 66 часов. Рейсы по этому маршруту на самолетах Ил-12 выполнялись шесть раз в неделю. Билеты на самолет от Москвы до Пхеньяна в первом классе стоили 3168 рублей при средней зарплате 719 рублей в месяц.
Столица Татарии входила и в самую протяженную внутреннюю линию "Аэрофлота" Москва - Казань - Свердловск - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Чита - Тыгда - Хабаровск - Южно-Сахалинск. Расстояние между конечными пунктами составляло 8000 километров, а полет длился 58 часов.
 
С 1 мая начали выполнять и регулярные полеты в Китай по маршруту Москва - Казань - Свердловск - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Улан-Батор - Пекин. При этом пассажиры долетали на Ил-12 только до Иркутска.
В этом городе они ночевали, а утром пересаживались на самолеты китайской авиакомпании "Миньхандюй" и через Улан-Батор следовали в Пекин. С 1956 года рейс стал прямым - без пересадки на другие самолеты.
В следующем году на линии аэрофлота поступает новый самолет Ил-14, который до начала 1960-х годов оставался основным лайнером на внутренних линиях.
 
Ту-104
В 1956 году на линии вышел реактивный самолет Ту-104, совершивший настоящую революцию в сфере авиаперевозок. Из-за того, что в то время далеко не все аэродромы были способны принимать такие самолеты, их нередко сажали на военные базы, а пассажиров не выпускали из салоне по соображениям секретности.
Начиная с Ту-104 питание на самолетах стало бесплатным - прежде пассажиры сами оплачивали бутерброды и чай. Этот самолет в основном использовался на международных и дальних внутренних линиях.
 
Ту-134
Однако уже с 1962 года на линии вышел ближнемагистральный реактивный самолет Ту-124. Про него говорили, что этот самолет впервые принес комфорт и скорость в советскую провинцию. Казань стала одним из таких городов. Вскоре его начали менять на более современный Ту-134.
1970-1980-е годы
 
Строительные работы на территории нового казанского аэропорта
К 1970-м годам аэропорт в Советском районе Казани перестал соответствовать требованиям времени. Город остро нуждался во протяженной взлетной полосе, которая позволила бы принимать современные самолеты.
Между тем, старый аэропорт почти со всех сторон находился в окружении жилой застройки. Поэтому в 1972 году было принято решение о строительстве нового аэропорта "Казань-2" в 26 километрах южнее города со взлетной полосой 2500 метров.
В 1979 году аэропорт "Казань-2" был открыт. 15 сентября отсюда вылетел первый самолет Ту-134 до города Сочи. Уже в ноябре новый аэропорт принимает самолеты Ту-154, Ту-134, Ил-18, Ан-12, Ан-24, Як-40 и другие.
 
Ил-86
В 1982 году аэропорт оснастили для приема самолетов Ил-86. Спустя два года он был переименован в аэропорт "Казань", став, таким образом, основным для города.
В 1986 году аэропорт "Казань" получает статус международного. А 1 мая 1987 года выполняется первый международный рейс по маршруту Казань - Берлин на самолете Ту-154. Помимо Германии, вскоре открываются рейсы в Турцию, Польшу, Болгарию, Китай и другие страны.
 
Старый аэропорт Казани в конце 1980-х - начале 1990-х годов
 
1980-е годы - единственное время, когда Казань имела сразу два действующих пассажирских аэропорта. При этом новый аэропорт обслуживал международные и основные внутренние рейсы, а старый аэропорт в Советском районе - в основном, местные авиаперевозки.
1990-2000-е годы
26 октября 1992 года состоялся первый международный рейс - Стамбул - Казань - Стамбул, который выполнила зарубежная авиакомпания "Турецкие авиалинии". В марте 1997 года немецкая авиакомпания "Люфтганза" открывает регулярные полеты по маршруту Казань - Франкфурт на самолетах А-319.
В 1994 году власти приняли решение провести реконструкцию аэропорта под новые требования. В частности, проект предусматривал увеличение длины взлетно-посадочной полосы до 3750 метров, реконструкцию здания аэровокзала, строительство гостиницы и других объектов.
 
Бизнес-терминал казанского аэропорта зимой
 
В 2005 году был запущен современный бизнес-терминал с пропускной способностью 100 пассажиров в час.
Историческим событием стал 2006 год, когда казанский аэропорт принял и обслужил самый большой транспортный самолет в мире Ан-225 "Мрия". 
 
Старый аэропорт в Советском районе прекратил обслуживание самолетов с начала 1990-х годов. Спустя какое-то время территория, где прежде находилась взлетная полоса стала застраиваться многоэтажными домами - жилой комплекс XXI век. 
 
Вид на новый ипподром с высотки Лазурные небеса
В 2000-е годы на территории бывшего аэропорта построили новый ипподром "Казань", ставший одним из крупнейших на террритории России. Возле старого аэровокзала было построено самое высокое здание Казани - 37-этажный жилой комплекс "Лазурные небеса". 
 
Старый аэропорт в наши дни
 
Дальнейшая судьба самого здания аэровокзала, которое 30 лет служило главными воздушными воротами города, под вопросом. 
 
Вид на здание старого аэропорта со стороны бывшего аэродрома
В настоящее время здесь размещены офисы частных фирм. Некогда благоустроенная площадь перед старым аэропортом сегодня находится в полузаброшенном состоянии.
Наши дни
 
Реконструкция аэропорта перед Универсиадой
 
После того, как Казань завоевала право проведения Всемирной летней Универсиады встал вопрос о новой реконструкции аэропорта. Программа модернизации предусматривала строительство нового пассажирского терминала и обновление старого, реконструкцию взлетно-посадочной полосы, а также ряда других объектов.
7 ноября 2012 года открылся новый Терминал 1А с пропускной способностью 1,2 млн пассажиров в год. Реконструкция Терминала 1 завершилась к лету следующего года. 
 
Новый терминал
 
Работы по реконструкции аэропорта сопровождались скандалами, связанными с хищениями средств, выделенных на проведение работ.
Так, в конце прошлого года суд вынес приговор в отношении бывшего гендиректора ООО "Волгоспецмонтаж" Ярослава Глущенко, который был признан виновным в хищении более 275 млн рублей.
В настоящее время начинается процесс в отношении бывшего гендиректора стройкомпании ЗАО "Камдорстрой" Владимира Трунова, который обвиняется в хищении более 206 млн рублей.
 
В мае 2013 года открылась линия аэроэкспресса, соединившая аэропорт с железнодорожным вокзалом Казани. Ее обслуживали скоростные поезда "Ласточка". Эта линия была убыточна, поэтому через какое-то время "Ласточки" сменили обычные электрички. 6 июля 2013 года в день открытия Всемирной летней Универсиады казанский аэропорт обслужил 123 рейса.
 
Крушение Боинга в казанском аэропорту
17 ноября 2013 года произошла крупнейшая в истории Казани авиакатастрофа. В этот день на территории аэропорта разбился пассажирский "Боинг 737" авиакомпании "Татарстан", летевший в Казань из Москвы. 
Цветы в казанском аэропорту. На борту было 46 пассажиров и 6 членов экипажа. Спастись никому не удалось.
 
В 2015 году аэропорт "Казань" во второй раз был признан "Лучшим региональным аэропортом России и стран СНГ", а также стал первым в России аэропортом, получивашим статус 4 звезды. В настоящее время аэропорт обслуживает рейсы в Турцию, Таиланд, Египет, ОАЭ, Грецию, Испанию, Болгария, Финляндию и другие страны, а также ряд внутренних направлений. 
 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBwnvh
Здесь http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/, подробнее по ссылке.
Недорогой ремонт компьютерных мышей в Москве
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer