Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос сэкономит на спецсвязи


11 августа 2015 года Иван Чеберко, Известия


Роскосмос вынужден пересмотреть планы по созданию национальной системы спутниковой конфиденциальной мобильной связи (ССКМС) и существенно переформатировать сам проект. Как поясняется в проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы, которая сейчас проходит согласование в заинтересованных ведомствах, система защищенной спутниковой конфиденциальной связи будет развернута с 2021 по 2025 год и будет состоять из двух спутников на геостационарной орбите (ГСО) и двух на высокой эллиптической орбите (ВЭО). Общая смета проекта — 43,1 млрд рублей. Финансирование опытно-конструкторской работы ССКМС Роскосмос предлагает начать с 2016 года.

Как пояснил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, очевидно, что опытно-конструкторская работа (ОКР) ССКМС появилась в результате совмещения двух проектов: создания космического комплекса «Эллипс» в составе четырех космических аппаратов на высокой эллиптической орбите (это позволяет обеспечить устойчивую связь в высоких широтах, откуда геостационарные спутники не видны) и системы связи «Енисей» — ее планировалось строить на основе трех спутников на геостационарной. ОКР «Енисей» и «Эллипс» были прописаны в черновом варианте ФКП на 2016–2025 годы, которую Роскосмос подготовил летом прошлого года. 
 
— Последний «экономный» вариант ФКП двух систем связи не потянул, и решено было сделать одну интегрированную систему в минимальном составе космических аппаратов, — пояснил собеседник в космическом агентстве. — Запуск первого аппарата перенесли с 2019 года на 2021-й.
 
В 2021 году первый аппарат, созданный в рамках ОКР ССКМС, должен быть выведен на ГСО. В 2023-м намечен старт второго аппарата системы на ВЭО, а в 2025-м планируется запустить еще два спутника: один — на ГСО, второй — на ВЭО.
 
— В идеале нужно иметь не два, а больше спутников на ВЭО для обеспечения связи в Арктическом регионе, потому что в случае выхода из строя одного спутника перерывы в доступности связи в северных широтах могут достигать шести часов, — пояснил собеседник в Росокосмосе. — Но нам объяснили, что больше денег сейчас нет, дальнейшее развитие системы будет заложено в ФКП последующих периодов. Также под секвестр попали ряд ОКР по созданию оборудования и системы управления для ССКМС. Например, ранее планировалось начать создание абонентского оборудования для системы в 2016 году, сейчас начало этих работ перенесено на 2020 год. Это означает, что фактически ССКМС будет доступна пользователю даже в экспериментальном виде не раньше 2023 года.
 
Сейчас в России системы конфиденциальной спутниковой связи в том или ином виде поддерживаются геостационарными спутниками вещания: запускаемые аппараты «Экспресс» и АМУ предусматривают возможность организации связи по защищенным линиям, в частности, для обеспечения коммуникациями руководителей государства. Но невысокая надежность ракетной техники, из-за которой эти аппараты часто не долетают до орбиты, а также непродолжительный срок службы аппаратов ставят под вопрос надежность и стабильность защищенных каналов связи.
 
Минобороны для своих нужд использует Единую систему спутниковой связи (ЕССС) Вооруженных сил. Это резервный канал так называемой системы «Судного дня» — сеть узлов связи, передающих станций и компьютерных терминалов, которые обеспечивают устойчивую, помехозащищенную и закрытую связь с любой точкой земного шара. Именно они дают сигнал на боевое применение всех стратегических ядерных сил. Создание началось еще в 1970-х годах. ЕССС состоит из двух подсистем — на геостационарной и высокоэллиптической орбитах. Стационарная подсистема состоит из спутников «Радуга» (сейчас эксплуатируются два аппарата), а высокоэллиптическая — на аппаратах «Меридиан» (на орбите работают четыре аппарата).
 
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин отмечает, что предложенная система не будет иметь глобального покрытия.
 
— Такая система не обеспечит глобальной связи — два геостационарных спутника и два аппарата на ВЭО по определению не охватят все территории Земли, — говорит Ионин. — Тогда теряется главное преимущество спутниковой системы связи — ее глобальность... В целом пик применения космоса для традиционных военных приложений, таких как связь и разведка, пройден на рубеже тысячелетий, и сейчас идет глубокий пересмотр этих технологий. Альтернативы есть — например, это относительно дешевые и мало живущие микроспутники для решения тактических и оперативных задач, которые при необходимости выводятся целыми «роями» на низкие орбиты. Создание дорогих и сложных группировок долгоживущих спутников — это, на мой взгляд, инерционный подход, его нужно пересматривать.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer