Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос сэкономит на спецсвязи


11 августа 2015 года Иван Чеберко, Известия


Роскосмос вынужден пересмотреть планы по созданию национальной системы спутниковой конфиденциальной мобильной связи (ССКМС) и существенно переформатировать сам проект. Как поясняется в проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы, которая сейчас проходит согласование в заинтересованных ведомствах, система защищенной спутниковой конфиденциальной связи будет развернута с 2021 по 2025 год и будет состоять из двух спутников на геостационарной орбите (ГСО) и двух на высокой эллиптической орбите (ВЭО). Общая смета проекта — 43,1 млрд рублей. Финансирование опытно-конструкторской работы ССКМС Роскосмос предлагает начать с 2016 года.

Как пояснил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, очевидно, что опытно-конструкторская работа (ОКР) ССКМС появилась в результате совмещения двух проектов: создания космического комплекса «Эллипс» в составе четырех космических аппаратов на высокой эллиптической орбите (это позволяет обеспечить устойчивую связь в высоких широтах, откуда геостационарные спутники не видны) и системы связи «Енисей» — ее планировалось строить на основе трех спутников на геостационарной. ОКР «Енисей» и «Эллипс» были прописаны в черновом варианте ФКП на 2016–2025 годы, которую Роскосмос подготовил летом прошлого года. 
 
— Последний «экономный» вариант ФКП двух систем связи не потянул, и решено было сделать одну интегрированную систему в минимальном составе космических аппаратов, — пояснил собеседник в космическом агентстве. — Запуск первого аппарата перенесли с 2019 года на 2021-й.
 
В 2021 году первый аппарат, созданный в рамках ОКР ССКМС, должен быть выведен на ГСО. В 2023-м намечен старт второго аппарата системы на ВЭО, а в 2025-м планируется запустить еще два спутника: один — на ГСО, второй — на ВЭО.
 
— В идеале нужно иметь не два, а больше спутников на ВЭО для обеспечения связи в Арктическом регионе, потому что в случае выхода из строя одного спутника перерывы в доступности связи в северных широтах могут достигать шести часов, — пояснил собеседник в Росокосмосе. — Но нам объяснили, что больше денег сейчас нет, дальнейшее развитие системы будет заложено в ФКП последующих периодов. Также под секвестр попали ряд ОКР по созданию оборудования и системы управления для ССКМС. Например, ранее планировалось начать создание абонентского оборудования для системы в 2016 году, сейчас начало этих работ перенесено на 2020 год. Это означает, что фактически ССКМС будет доступна пользователю даже в экспериментальном виде не раньше 2023 года.
 
Сейчас в России системы конфиденциальной спутниковой связи в том или ином виде поддерживаются геостационарными спутниками вещания: запускаемые аппараты «Экспресс» и АМУ предусматривают возможность организации связи по защищенным линиям, в частности, для обеспечения коммуникациями руководителей государства. Но невысокая надежность ракетной техники, из-за которой эти аппараты часто не долетают до орбиты, а также непродолжительный срок службы аппаратов ставят под вопрос надежность и стабильность защищенных каналов связи.
 
Минобороны для своих нужд использует Единую систему спутниковой связи (ЕССС) Вооруженных сил. Это резервный канал так называемой системы «Судного дня» — сеть узлов связи, передающих станций и компьютерных терминалов, которые обеспечивают устойчивую, помехозащищенную и закрытую связь с любой точкой земного шара. Именно они дают сигнал на боевое применение всех стратегических ядерных сил. Создание началось еще в 1970-х годах. ЕССС состоит из двух подсистем — на геостационарной и высокоэллиптической орбитах. Стационарная подсистема состоит из спутников «Радуга» (сейчас эксплуатируются два аппарата), а высокоэллиптическая — на аппаратах «Меридиан» (на орбите работают четыре аппарата).
 
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин отмечает, что предложенная система не будет иметь глобального покрытия.
 
— Такая система не обеспечит глобальной связи — два геостационарных спутника и два аппарата на ВЭО по определению не охватят все территории Земли, — говорит Ионин. — Тогда теряется главное преимущество спутниковой системы связи — ее глобальность... В целом пик применения космоса для традиционных военных приложений, таких как связь и разведка, пройден на рубеже тысячелетий, и сейчас идет глубокий пересмотр этих технологий. Альтернативы есть — например, это относительно дешевые и мало живущие микроспутники для решения тактических и оперативных задач, которые при необходимости выводятся целыми «роями» на низкие орбиты. Создание дорогих и сложных группировок долгоживущих спутников — это, на мой взгляд, инерционный подход, его нужно пересматривать.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer