В 2014 году «“Авиаавтоматика” им. В.В. Тарасова» практически полностью ушла от производства гражданской продукции (ее доля составила лишь 3,3% и продолжает снижаться). Но на отечественном рынке авионики компания наращивает показатели. В 2014 году она вновь получила все российские заказы на производство систем управления оружием (СУО) для фронтовой авиации, а доля производства СУО для армейской авиации выросла до 90% (70% в 2011-м). Загрузка производственных мощностей составила 73%. Неполная загрузка во многом была вызвана модернизацией производства: она была проведена на участках термообработки, литья и гальваники, а также сборки и испытаний. Впрочем, общий объем инвестиций в модернизацию составил всего порядка 20 млн руб.
Приоритетом в компании в 2014 году стали опытно-конструкторским работы, которые велись по 19 направлениям. В их числе — разработка систем управления робототехнических комплексов; создание СУО для новых многоцелевых истребителей Су-35; разработка системы выброса расходуемых средств радиоэлектронного противодействия (предназначены для пуска ложных целей) УВ-50 для Су-35 и новейшего истребителя Т-50 (по последним двум направлениям уже изготовлены опытные образцы). Результаты ОКР предполагается использовать не только в авиации: «Авиаавтоматика» разрабатывает оперативные органы управления как для Т-50 и беспилотников, так и для бронетехники. Помимо этого, компания создает устойчивый к внешним воздействиям планшет пилота. Общий объем вложений предприятия в НИОКР составил 183,77 млн руб.
Как «Авиаавтоматика» собиралась выходить на рынок систем прогностики состояния авиатехники. Курское ОАО «“Авиаавтоматика” имени В.В. Тарасова» (структура входящего в «Ростех» концерна «Радиоэлектронные технологии») начало установку на транспортные вертолеты Ми-171А2 первых российских систем диагностики и прогностики (СДИП) технического состояния летательных аппаратов. Ориентировочная стоимость одного комплекта — 5 млн руб., только по Ми-171А2 объем госзаказа может составить 150 единиц...
Одним из главных достижений прошлого года для предприятия стало получение в конце февраля статуса головного исполнителя по СДИП. Первые российские системы планируется устанавливать на транспортные вертолеты Ми-171А2, а затем и на другие типы самолетов и вертолетов. Ориентировочная стоимость одного комплекта — 5 млн руб., только по Ми-171А2 объем госзаказа в ближайшие восемь лет может составить 150 единиц (подробнее см. „Ъ“ от 20 марта). Вчера главный инженер опытно-конструкторского бюро «Авиаавтоматики» Иван Мухин рассказал „Ъ“, что установка первых систем на вертолеты ожидается «через год-полтора»: «Работа по СДИП в 2015 году станет одной из ключевых для “Авиаавтоматики”». В рамках этой и других ОКР, отметил господин Мухин, планируется расширить сотрудничество с вузами — петербургскими БГТУ «Военмех» и Военно-космической академией имени Можайского, а также Воронежской военно-воздушной академией имени Жуковского и Гагарина. По остальным ОКР работа также будет продолжаться.
Планируют в компании и новые ОКР. На все разработки в 2015 году «Авиаавтоматика» предполагает направить втрое больше средств, чем в 2014-м, — 549,98 млн руб. (еще 185,08 млн руб. могут пойти на модернизацию). В числе новых проектов планируется импортозамещение ряда компонентов авионики. Но наиболее амбициозным, инициированным руководством предприятия «в целях укрепления позиций на рынке авиационной техники», значится создание альтернативной бортовой системы контроля и регистрации для самолета МиГ-35С «в интересах иностранного заказчика». При этом главком Воздушно-космических сил (ВКС) России Виктор Бондарев заявил на днях, что первый контракт на поставку МиГ-35С даже в российские ВВС (примерно на 30 самолетов) ожидается только в 2018 году, а окончание ОКР по нему — в 2017-м. В конце 2000-х годов концепцию МиГ-35 предлагали Индии для замещения 126 средних истребителей в ВВС этой страны, но он не вышел в финал конкурса, уступив французскому Dassault Rafale и совместному европейскому проекту Eurofighter Typhoon. После этого поставки МиГ-35 на экспорт никогда не обсуждались. Лишь в начале августа 2015-го генерал-полковник Бондарев оговорился, что МиГ-35 «будет востребован на мировом рынке», не уточнив возможную географию поставок.
Несмотря на большое количество заявленных ОКР, эксперты полагают, что в ближайшей перспективе важнейшей из них для «Авиаавтоматики» станет разработка СДИП. Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отмечал «крайнюю востребованность» системы: «Эксплуатантов техники уже не устраивает периодический ее осмотр: необходимо получать данные о неисправностях в реальном времени».