Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Дирижабли Лужкова" на службе у Минобороны


14 августа 2015 года Герман Петелин, Газета.Ru


Компания, обещавшая в середине 2000-х пересадить столичный ОМОН и гаишников на дирижабли, теперь работает на Министерство обороны России. Фирма создает привязные аэростаты для связистов, разрабатывает беспилотные летательные аппараты для ПВО. «Газета.Ru» выяснила, как бывший американский бизнесмен, родившийся на территории нынешней Украины, стал работать на российскую оборонку.

Шар, демонстрирующий мощь
 
В августе в Муроме военные инженеры из Китая, Белоруссии и России соревновались в разборке минно-взрывных заграждений и возведении понтонных переправ, а в небе над ними на высоте 100 метров парил 52-метровый дирижабль с огромным российским флагом. Появлению дирижабля предшествовало военизированное шоу с фронтовыми бомбардировщиками Су-24 и вертолетами Ми-24. Летательный же аппарат, по задумке организаторов соревнований, должен был продемонстрировать иностранным военным наблюдателям всю мощь отечественных вооруженных сил и преемственность поколений.
 
«Это была сложная задача — появиться в заданное время в нужной точке, но мы справились и получили за полет благодарность от командующего инженерными войсками», — говорит Алексей Митрофанов, представитель воздухоплавательного центра «Авгуръ» — владельца дирижабля.
 
В 2012 году предприятие выиграло конкурс Минобороны и возглавило работы по созданию экспериментального воздухоплавательного сегмента Вооруженных сил РФ.
 
«Сейчас в рамках гособоронзаказа налажен выпуск привязных аэростатов для нужд военных, — рассказывает председатель совета директоров группы компаний «Авгуръ» Геннадий Верба. — Кроме того, ведется разработка беспилотного дирижабля, на который будут устанавливать радиолокационную аппаратуру, ретрансляторы, средства радиоэлектронной борьбы».
 
По словам Вербы, дирижабль с радиолокационной начинкой в отличие от самолетов типа дальнего радиолокационного наблюдения (ДРЛО) может находиться в воздухе несколько суток. При этом сама оболочка дирижабля радиопрозрачна, то есть фактически эти летательные аппараты можно назвать «невидимками» — радиолокаторами их трудно засечь.
 
«Игрушка Путина»
 
В настоящее время в «Авгуре» разрабатывается новый дирижабль «Атлант». В июле этого года советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев заявил, что их предприятие разрабатывает специальные локаторы для дирижаблей, которые могут фиксировать пуски межконтинентальных баллистических ракет, траектории полета их головных частей. Эту начинку, по словам Михеева, должен получить «Атлант».
 
На Западе «Атлант» с подачи британского таблоида The Daily Express уже успели окрестить «игрушкой Путина», которая будет отслеживать поставки наркотиков на границе и перебрасывать военных.
 
Как написали британские журналисты, Россия рассекретила разработку воздушных судов нового поколения, представляющих собой дирижабли, самолеты, вертолеты и суда на воздушной подушке.
 
«Всего планируется выпустить два воздушных судна: «Атлант-30», который сможет перевозить до 80 человек, и «Атлант-100», на борту которого поместятся 200 военных, — написали британские коллеги.
— А сами воздушные суда, оснащенные сложным высокоточным оборудованием, будут способны садиться на любую поверхность в любую погоду».
 
Стоит «Атлант», по мнению британцев, более $18 млн. Геннадий Верба говорит, что британцы написали чушь. По его словам, военные пока только присматриваются к их новому детищу. Однако, как и любое транспортное средство, «Атлант», так или иначе, будет являться технологией двойного назначения. Конструкторы дирижабля (в фирме работает около 200 человек. — «Газета.Ru») на этот счет шутят, что в России, когда надо, и бутылка — оружие.
 
Новый проект «Атлант» также создается при участии государства. В 2012 году «Воздухоплавательный центр «Авгуръ», учредил дочернее предприятие — ОКБ «Атлант», получившее статус резидента фонда «Сколково». «Проект «Атлант» получил наивысший положительный балл экспертного совета. На начальном этапе государство в лице фонда «Сколково» берет на себя 75% всех расходов по реализации проекта. На завершающей стадии — испытания и ввод аппарата в эксплуатацию — участие государства снизится до 25%. Остальные средства поступят от частных инвесторов», — говорится на официальном сайте «Сколково».
 
Также на страничке, представляющей ОКБ «Атлант», расписывается примерный план работ и их стоимость: «Предлагается создать воздухоплавательное транспортное средство, решающее транспортные задачи без необходимости строительства инфраструктуры, экономичное и имеющее грузоподъемность не менее 16 тонн. Наработки: детальная концепция, ТЭО, договоренность с соинвестором (до 160 млн руб.). Текущие цели: реализация НИОКР, проведение апробации и сертификация аппарата».
 
В сентябре 2014 года грантовый комитет фонда «Сколково» одобрил выделение ОКБ «Атлант» гранта в размере 18,8 млн руб. Верба называет «Атлант» мечтой всех воздухоплавателей. «У нас была мечта создать полноценный транспортный летательный аппарат, — рассказывает Верба.— Дело в том, что главное преимущество дирижабля — то, что он легче воздуха, — является и его главным недостатком. Например, в сложных метеоусловиях классический дирижабль фактически невозможно посадить. Кроме того, после разгрузки аппарат мгновенно становится легче воздуха и возникает избыточная подъемная сила. Именно поэтому до сих пор и не было создано транспортных дирижаблей».
 
По словам Вербы, они решили проблему «легкости», разработав систему автономной балластировки, которая в качестве балласта будет использовать забортный воздух. Корпус аппарата будет жестким — для посадки «Атланту» не нужны будут причальные мачты и тросы. Дирижабль сможет поднимать в воздух до 200 тонн груза и переносить его на тысячи километров со скоростью 120–150 км/час.
 
«Гонка мечтателей»
 
Мечту всех воздухоплавателей об универсальном дирижабле стремится воплотить в жизнь не только Верба. За океаном, в США компания Worldwide Aeros Corp также ведет разработку дирижабля нового поколения с жестким корпусом и инновационной системой балластировки.
 
По иронии судьбы возглавляет американскую компанию друг детства Геннадия Вербы Игорь Пастернак, с которым они с нуля и создавали в штатах фирму Aeros. «Мы учились во Львове в одной школе, жили по соседству и были друзьями, — вспоминает Верба. — И Игорь, в общем-то, и привел меня в кружок воздухоплавания, который организовал наш учитель физики». В кружке друзья мастерили дирижабли и воздушные шары из полиэтилена, ездили на слеты юных воздухоплавателей, а потом поступили вместе в Львовский политехнический институт. В перестроечные времена в конце 80-х, еще будучи студентами, друзья организовали кооператив. По словам Вербы, замыслов было много, но основной доход приносили рекламные проекты. Кооператоры запускали воздушные шары с рекламой различных фирм и банков. Но в 1994 году прибыльный бизнес пришлось свернуть.
 
На молодых предпринимателей «наехали» бандиты. Чтобы спасти свои жизни, они переехали за океан. И там основали фирму Aeros, в которой Верба занимал должность вице-президента. Однако в 1997 году Верба уехал из США. «Так что сейчас мы с Игорем теперь конкуренты,— поясняет Верба. — Однажды даже участвовали в одном и том же тендере в Южной Корее, властям которой понадобились дирижабли». После отъезда из США Верба возглавил совет директоров группы компаний «Авгуръ», которую в 1991 году создал сын экс-главы ГАИ России сенатора Владимира Федорова Станислав Федоров. «Со Стасом мы познакомились еще в советские времена на одном из слетов воздухоплавателей и потом поддерживали отношения. Он меня и пригласил в свою компанию», — говорит Верба.
 
По данным базы «Коммерсант-Картотека», ЗАО ВЦ «Авгуръ» было зарегистрировано в 1993 году. Основным владельцем ЗАО является сын экс-главы ГАИ России сенатора Владимира Федорова Станислав Федоров (62%). Остальные доли в компании принадлежат Вадиму Тимошенко, Дмитрию Красникову, Кириллу Морозову и Валерии Яковлевой. Этим пяти лицам также принадлежит компания ЗАО «Авгуръ — Аэростатные Системы», которая была зарегистрирована в 2001 году. Согласно уставным документам, фирма занимается не только созданием воздухоплавательных аппаратов, но и рекламой. А четыре года назад предприятие делало надувные резиновые аттракционы: батуты и горки.
 
Кроме того, Яковлева и Морозов являются учредителями ООО «Авгуръ — Аэростатные Системы», которое также производит надувные аттракционы. За последние три года фирма выиграла 21 региональный тендер на поставку различных модификаций батутов.
 
По словам Геннадии Вербы, до начала 2000-х годов основным источником дохода «Авгура» были различные надувные рекламные конструкции. Первый серьезный заказ компания получила в 1998 году. Институт проблем передачи информации РАН заказал привязной аэростат для поднятия в воздух ретранслятора.
 
«Затем последовали еще заказы от ученых, — говорит Верба. — Сейчас ЗАО ВЦ «Авгуръ» занимается только серьезными вещами, а не батутостроением. «Авгуръ — Аэростатные Системы» отделилось в 2011 году и не имеет к нам никакого отношения».
 
Дирижабли Лужкова и «Сколково»
 
Впрочем, прославился «Авгуръ» не батутами, а участием в прожекте экс-мэра Москвы Юрия Лужкова, который пообещал пересадить столичный ОМОН и гаишников на дирижабли, чтобы они не застревали в пробках на МКАД. В 2004 году правительство Москвы выпустило №86-ПП «О создании специальной воздухоплавательной техники в целях повышения мобильности подразделений специального назначения милиции города Москвы и эффективности выполнения специальных операций». В рамках этой программы городские власти закупили три привязных газовых аэростата AU-17, два дирижабля AU-12, два дирижабля AU-30. Общая стоимость воздухоплавательной техники и сопутствующего оборудования составляла более 188 млн руб. Строила дирижабли компания «Авгуръ».
 
Однако проект провалился. По словам Вербы, правительство Москвы, внедряя эту программу, просто не рассчитало своих лоббистских возможностей по преодолению запрета на полеты над Москвой.
«Москва — это зона, где запрещены полеты всех типов воздушных судов, — говорит Верба. — Поэтому каждый вылет приходилось согласовывать с военными и ФСБ. Это очень громоздкая процедура разрешений фактически свела на нет всю программу», — говорит Верба.
 
Нынешнее руководство департамента транспорта Москвы считает, что цеппелины не выдержали конкуренции с новыми технологиями. «Дирижабли приобретались для организации контроля за движением транспортных потоков. Однако позже, с активным развитием спутниковых систем, появлением современных технологий в области анализа и оптимизации движения транспорта, использование дирижаблей стало просто нецелесообразным, — пояснили в пресс-службе дептранса. — В 2013 году по истечении срока эксплуатационной годности было принято решение о списании и утилизации дирижаблей. Рассматривалась возможность продажи дирижабля, велись поиски покупателей, однако сделка так и не была осуществлена по причине отсутствия спроса».
 
Между тем, как выяснила «Газета.Ru», до самого списания воздухоплавательная техника почти все время находилась на ответственном хранении в ангарах «Авгура». Более того, по данным сайта Госзакупок, компания периодически получала из бюджета средства на услуги по оказанию хранения дирижаблей.
 
Геннадий Верба подтверждает, что комплектующие от «лужковских» дирижаблей до сих пор находятся у них.
«Какие-то агрегаты у нас еще продолжают храниться», — заявил он.
 
В 2011 году «Авгур» выкупил у обонкротившегося дочернего предприятия РАО «ЕЭС России» «АэроСкан» два своих дирижабля Au-30, которые использовались для сканирования линий электропередачи. Вместе с цеппелинами компания выкупила и дирижабельную базу в Киржаче. Кстати, именно один из «аэроскановских» дирижаблей, построенный во времена Лужкова, и участвовал в военизированном шоу в Муроме, которое устраивало Минобороны России.
 
Минобороны официально не делает заявлений по поводу дирижаблей. Однако в 2014 году Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ включила в программу «Инновационный транспорт Севера» внедрение системы мониторинга арктических регионов с помощью дирижаблей, оборудованных тепловизорами, радиолокаторами, лазерными датчиками и видеокамерами. Речь пока идет о двух моделях летательных аппаратов — это беспилотный дирижабль ДП-27 «Анюта» и привязной аэростат ЭМАК. Летом этого года аэростаты использовались на площадках ВМФ в Кронштадте и хорошо себя показали. Оба аппарата производятся в Долгопрудненском конструкторском бюро автоматики.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer