Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Недолетевший рейс


18 августа 2015 года Дмитрий Маракулин, КоммерсантЪ - Санкт-Петербург


Прионежский райсуд Республики Карелия назначил на 27 августа первое заседание по уголовному делу об авиакатастрофе Ту-134, в которой в июне 2011 года погибли 47 человек. Обвинение по этому делу предъявлено чиновнику Росавиации Эдуарду Войтовскому в халатности, а экс-заместителю гендиректора аэропорта Бесовец Владимиру Шкарупе и бывшему начальнику авиационной метеостанции "Петрозаводск" Владимиру Пронину — в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. На данный момент подано несколько гражданских исков, в том числе и матерью командира Ту-134.

Самолет Ту-134, принадлежащий компании "Русэйр", вечером 20 июня 2011 года вылетел из Домодедово в петрозаводский аэропорт Бесовец. Наземные службы предупредили экипаж о плохой видимости, однако командир воздушного судна Александр Федоров решил сначала снизиться до установленного минимума, а затем, оценив ситуацию, принять решение о возможном уходе на запасной аэродром. Однако лайнер, начавший снижение по глиссаде, отклонился от нее и рухнул на автотрассу Петрозаводск — Суоярви. В авиакатастрофе погибли 44 человека, впоследствии еще трое скончались в больнице. Среди погибших — члены экипажа, гендиректор лесопромышленного холдинга "Инвестлеспром" Дмитрий Маслов, известный футбольный рефери Владимир Петтай и пятеро высокопоставленных сотрудников "Росатома".
 
Отметим, что после авиакатастрофы "Росавиация" провела внеплановую проверку организации работы компании "Русэйр" и в августе 2011 года аннулировала ее сертификат эксплуатанта. В октябре 2011 года компания "Русэйр" была переименована в ЗАО "Атлас Джет", которое продолжает свою работу.
 
По факту авиакатастрофы СКР возбудил уголовное дело, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) приступил к собственному расследованию, которое было закончено осенью 2011 года. Как ранее сообщал "Ъ", специалисты МАК пришли к выводу, что к трагедии привел человеческий фактор в совокупности с неблагоприятными погодными условиями. В частности, согласно отчету МАК, "непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете". Способствующими факторами явились неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами со стороны командира воздушного судна при выполнении захода на посадку, выразившееся в подчинении деятельности командира Ту-134 штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления лайнером на конечном этапе аварийного полета. Кроме этого, Карелия встретила самолет плохой погодой: туман, низкие облака и дождь.
 
В ходе следствия СКР прекратил уголовное преследование командира воздушного судна Александра Федорова, штурмана Амана Аттаева и второго пилота Сергея Карякина в связи с их смертью. К уголовной ответственности СКР привлек руководителя управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуарда Войтовского, которого обвинили в халатности (ст. 293 УК), а также бывшего заместителя генерального директора аэропорта Бесовец Владимира Шкарупу и экс-начальника авиационной безопасности метеостанции "Петрозаводск" Владимира Пронина, которым предъявили обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК).
 
Как следует из материалов дела, в 2009 году ЗАО "Аэропорт Петрозаводск" было ликвидировано и создано автономное учреждение Республики Карелия (АУ РК) "Аэропорт Петрозаводск". По версии следствия, господа Пронин и Шкарупа подали заявку на внесение изменений в прежний сертификат по метеообеспечению полетов. Однако господин Войтовский, как считает следствие, не организовал предварительную проверку и вынес незаконное решение о переоформлении и подписании сертификата. Действия чиновника, по оценке СКР, привели к тому, что метеообеспечение полетов на аэродроме велось с использованием приборов, запрещенных к эксплуатации, в отсутствие полного комплекта оборудования для наблюдения за взлетом и посадкой.
 
Пока потерпевшие, в том числе и мать командира авиалайнера, предъявили обвиняемым несколько исков. Не исключено, что во время процесса количество финансовых претензий к подсудимым возрастет: пока, к примеру, свою позицию не высказали представители компании-эксплуатанта Ту-134.
 
Сейчас, как сообщила "Ъ" адвокат Натэла Пономарева, представляющая интересы Эдуарда Войтовского, Прионежский райсуд Республики Карелия назначил первое заседание на 27 августа. "Между действиями моего клиента и катастрофой нет никакой причинно-следственной связи", — заявляет защитник. По ее словам, российское законодательство на тот момент не требовало обязательной сертификации по метеообеспечению полетов. Более того, в 2009 году в момент переоформления документов АУ РК, как сообщила госпожа Пономарева, проходило процедуру лицензирования Росгидрометом на полномочное осуществление деятельности по метеообеспечению полетов воздушных судов, которое в итоге было выдано в июле 2009 года. "То есть с точки зрения закона деятельность нового учреждения (АУ РК. — "Ъ") в этой части была лицензирована, — утверждает адвокат. — Хочу обратить внимание вот на что. За несколько часов, предшествовавших трагедии, и после нее, несмотря на сложные метеоусловия, несколько самолетов совершили взлет и посадку в этом аэропорту". По мнению Натэлы Пономаревой, за четыре года следствия так и не были получены ответы на некоторые существенные вопросы: "Кто является ответственным за столь низкий уровень организации летной работы в компании "Русэйр"? И каким образом пьяный штурман мог быть допущен к управлению воздушным судном?"



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer