Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Строевая молния


18 августа 2015 года Александр Ермаков, Lenta.ru


31 июля 2015 года приказом коменданта Корпуса морской пехоты США 121-я ударная эскадрилья «Зеленые рыцари» была объявлена достигшей начальной оперативной готовности. Это первая авиачасть на самолетах F-35, получившая такой статус. После двух десятилетий разработки детище крупнейшей военной программы в истории заступает на службу.

Детство. Отрочество. Юность
 
F-35 — детище программы JSF (Joint Strike Fighter — «Единый ударный истребитель»), и это сокращение до сих пор иногда используется как имя собственное для самолета. То, что мы знаем как JSF, имеет свои корни в целом ряде программ ВВС, ВМС и КМП США второй половины 80-х — начала 90-х годов. В августе 1995 года на основе программы JAST (Joint Advanced Strike Technology — «Технология единого продвинутого ударного истребителя»), постепенно вобравшей все «индивидуальные» программы родов войск, была запущена JSF. Цель была крайне амбициозной: впервые в истории военного авиастроения создать на общей платформе с максимально возможной унификацией сразу три самолета разного типа базирования — обычное, аэродромное; палубное, для авианосцев с катапультами; и, наконец, вариант с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — для коротких экспедиционных аэродромов и десантных кораблей.
 
Корпус морской пехоты остро нуждается в замене для своих AV-8B «Харриер II» и F/A-18C/D «Хорнет». Если вторые еще можно заменить новыми истребителями палубного базирования, аналогичными флотским «Суперхорнетам», то самолет с укороченным взлетом взять просто неоткуда. Флоту давно необходим малозаметный ударный самолет «первого дня». А в ВВС все еще проще — если к тому моменту, как «начнет сыпаться» флот F-16, основная масса которых построена в конце 70-80-х, в серии не будет массового однодвигательного истребителя, ситуация станет катастрофической.
 
Требовался и экспортный продукт — тяжелый и дорогой F-22 был изначально вещью очень нишевой (даже если бы его допустили на экспорт, чего, как нам сейчас известно, не случилось). Широчайшая международная кооперация предусматривалась с самого начала программы. Еще на ранней стадии, в 1995 году, к ней официально присоединилась Великобритания, тоже нуждавшаяся в замене «Харриеров». Участие Великобритании было во многом предопределено — она участвовала в совместных с КМП США изысканиях по этой теме еще в 80-х годах, страны объединяли общие потребности и понимание, что в одиночку не потянуть.
 
В дальнейшем к программе присоединились Австралия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция. Таким образом сформировался клуб из девяти стран, совместно осуществляющих разработку JSF. При этом серьезную роль в этом процессе играют лишь США и Великобритания, однако и другие страны несут расходы на разработку и получат свой «кусок пирога» в виде участия в производстве, гарантирующего стабильные рабочие места и доход на десятилетия. Так, в Италии организован конвейер для финальной сборки истребителей для части европейских партнеров. Подобный подход доказал свою полезность: за все годы ни одна страна не отказалась от своих планов. Затем, уже по линии экспортных продаж, в число заказчиков вошли Израиль, Япония и Южная Корея.
 
Процессы слияния в аэрокосмической отрасли США привели к тому, что реально за победу в конкурсе JSF боролись две крупные группы, возглавляемые «Боингом» и «Локхид-Мартином». В 2000 году на летные испытания они представили по два самолета-демонстратора технологий: X-32 и X-35 соответственно. Уже в октябре следующего года выбор был официально сделан в пользу машины «Локхид-Мартин».
 
Первый полет F-35 состоялся через пять лет после победы в конкурсе — 15 декабря 2006 года. Начался долгий период летных испытаний и доводки самолета, продолжающийся до сих пор. Количество связанных с ним скандалов, критики в СМИ, в правительственных, военных кругах и экспертном сообществе не имеет себе равных в военном авиастроении. Простое перечисление тем негативных комментариев заняло бы объем примерно двух таких статей.
 
F-35, несомненно, обладает рядом детских болезней и слабых мест: например, нашлемная система индикации, переносная система диагностики, регулярные задержки с тестированием большого объема программного кода и так далее, — что естественно для подобной программы. При этом в истории испытаний и освоения F-35 есть и положительные моменты. Так, изначальная конструкция не потребовала кардинальных изменений. Весьма впечатляющим для новой машины выглядит и то, что сотни летчиков налетали более 36 тысяч часов, но ни один самолет не был потерян в аварии или катастрофе, а самым серьезным происшествием был пожар двигателя на земле.
 
Наиболее справедливая критика затрагивает вопросы сроков и цены. Причем вопрос со значительным удорожанием по сравнению с ранними обещаниями особенно интересен, ведь на ранней стадии JSF цена «сухопутного» варианта оценивалась в 28 миллионов долларов. Чтобы продемонстрировать читателям, не интересующимся стоимостью современной авиатехники, насколько это фантастически мало для западного истребителя пятого поколения, приведем наглядный пример: сейчас в этом диапазоне находится цена двигателя для F-35 (для F-35B — дороже, для F-35A/C — дешевле). Примерно столько же стоит китайский истребитель JF-17 — вероятно, самый дешевый сегодня истребитель новой постройки.
 
Что же могло заставить Пентагон и Конгресс двадцать лет назад поверить, что набитый сложнейшим БРЭО малозаметный истребитель пятого поколения, производимый странами с очень недешевой рабочей силой, будет стоить так мало? Отметая варианты с глупостью и наивностью, приходим к своеобразной «хорошей мине при плохой игре». В условиях середины 90-х, когда мощь Америки казалась абсолютно несокрушимой, для того, чтобы у налогоплательщика не возникло лишних вопросов по поводу закупок многих сотен истребителей, авиастроительные корпорации согласились на явно невозможную цену, а государственные чиновники сделали вид, что поверили им. В данный момент (на восьмой партии малосерийного производства) цена F-35A находится в районе 108 миллионов долларов. Для сравнения: цена F/A-18E/F в 2013-м финансовом году составила около 65 миллионов долларов; F-22A на момент прекращения серийного производства — около 148 миллионов долларов. Таким образом, цену F-35 стоит признать адекватной реальному положению вещей.
 
После школы — в армию
 
К концу июля 2015 года заказчикам было передано 142 единицы F-35, в их числе 14 прототипов (System Development and Demonstration) и 128 самолетов, выпущенных в ходе малосерийного производства (Low Rate Initial Production). Больше всего выпущено «сухопутных» F-35A — 74 единицы, F-35B с укороченным взлетом — 46 единиц, палубных F-35C — 22 единицы. Подавляющее большинство машин построено для вооруженных сил США, из стран-партнеров первые самолеты получили Великобритания (три F-35B), Австралия (два F-35A) и Нидерланды (два F-35A).
 
Официально текущее производство называется малосерийным, но количество выпущенных F-35 уже приближается к числу произведенных ранее F-22A (195 единиц — 187 серийных и 8 прототипов), а темпы изготовления (более 30 в год) — одни из самых высоких среди выпускаемых в данный момент истребителей.
 
Испытания ведутся в первую очередь на прототипах. Основная часть авиапарка решает задачу массового переобучения многочисленного летного и наземного персонала. Для этой цели активно насыщаются техникой крупные учебные центры — ВВС на авиабазе Люк, КМП на базе Бофорт и объединенный межвидовой учебный центр на авиабазе Эглин.
 
Особняком стоит база КМП в Юме. Авиабаза в Техасе была выбрана для перевооружения первой строевой эскадрильи вооруженных сил США на новый истребитель. Для этой почетной миссии была выбрана 121-я ударная эскадрилья «Зеленые рыцари», до 2012 года летавшая на F/A-18D «Хорнет». Показательно, что первой начальную боеготовность решили объявить в КМП, несмотря на то, что именно F-35B является наиболее сложной модификацией из всех трех и с ней было связано наибольшее число проблем во время разработки. Это служит еще одним свидетельством тяжелой ситуации с авиапарком морской пехоты.
 
Начальная боеготовность недаром называется начальной: пока самолет имеет крайне ограниченные возможности. Достигается боеготовность конкретным подразделением и не отражает готовность всего авиапарка. Для объявления начальной боеготовности 121-я эскадрилья была укомплектована десятью истребителями комплектации Block 2B, авиабазу оснастили тренажерными комплексами, летный и наземный персонал прошел переобучение, а самолеты приняли участие в учениях морской пехоты, в том числе и на десантном корабле.
 
Ввиду специфики авиации КМП первоочередной ее задачей является непосредственная поддержка войск. И F-35B для достижения начальной оперативной готовности требовалось уметь оказывать ее хотя бы на базовом уровне. Для этого на самолетах реализована возможность применять из внутреннего отсека вооружения корректируемых авиабомб GBU-12 (227 килограммов, с лазерным наведением) и GBU-32 (454 килограмма, со спутниковым наведением). Для борьбы с воздушными целями в арсенале присутствует ракета средней дальности AIM-120C, также на внутренней подвеске. То, что на данный момент отсутствует возможность использовать для вооружения подкрыльевые пилоны, значительно ограничивает возможности самолета: боекомплект сводится к двум корректируемым авиабомбам и паре ракет AIM-120С. Впрочем, «пара бомб и пара ракет» — это, пожалуй, наиболее распространенная боевая нагрузка в асимметричных локальных конфликтах современности. Разумеется, возможности БРЭО на данный момент тоже ограничены.
 
В целом можно заключить, что F-35B если и обладает сейчас способностью принимать участие в боевых действия, то исключительно в наиболее простых условиях.
 
Планы на будущее.
 
Достижение нового статуса в первую очередь открывает дорогу к полноценной эксплуатации и освоению в войсках. Для КМП особую важность представляет высокая мобильность и способность к базированию за рубежом и на десантных кораблях. 121-я эскадрилья начала подготовку к первой зарубежной командировке F-35: в 2017 году она будет развернута в Японии, тогда же F-35 впервые войдут в штатный состав авиагруппы универсального десантного корабля.
 
На очереди перевооружение других строевых эскадрилий КМП. В следующем году новые машины начнет получать 211-я ударная эскадрилья, которая достигнет начальной боеготовности в 2018 году. В том же году начнет перевооружение 122-я эскадрилья, а в 2020 — 115-я и 311-я.
 
F-35B должны полностью заменить «Харриеры II» к 2026 году. В 2030 году планируется списание «Хорнетов», а в 2031 году КМП получат последние из планируемых к заказу 420 истребителей. Кроме 353 единиц F-35B морская пехота планирует закупить 67 единиц F-35С, которые будут базироваться на авианосцах флота, — подобно нынешним «Хорнетам».
 
Основное внимание в ближайшее время будет приковано к военно-воздушным силам. Осенью этого года 34-я истребительная эскадрилья 338-го истребительного крыла, расположенного на авиабазе Хилл (штат Юта), начнет получать первые машины, с которыми должна будет в августе следующего года достичь начальной боеготовности. Самолеты ВВС будут иметь уровень развития Block 3I, со сходными с Block 2B возможностями, — при несколько усовершенствованной аппаратной части программное обеспечение у этих версий близко.
 
В ходе доработки, уже после начала службы, самолеты будут модернизироваться. Кардинальное увеличение возможностей ожидается на версии Block 3F: станет возможно применение вооружения с внешних подвесок, использование пушки как во встроенном (F-35A), так и контейнерном (F-35B/C) исполнении, ракет AIM-9X (используются только на внешней подвеске) и т.д. Начало внедрения Block 3F ожидается с 2017 года. Однако более сложные системы вооружения — например, малогабаритные бомбы семейства SDB и противокорабельные ракеты JSM — станут доступны только после 2020 года на версиях Block 4 и далее.
 
Можно в уверенностью сказать, что боевой «дебют» F-35 вряд ли состоится до 2020 года. Однако в следующем десятилетии он весьма вероятен, так как части морской пехоты первой линии, в частности, размещаемые на универсальных десантных кораблях (роль которых в условиях нехватки атомных авианосцев только растет) будут по большей части перевооружены с «Харриеров» на F-35B.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer