Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Юбилей инженерно-авиационной службы ГА


20 августа 2015 года Михаил Буланов, Журнал "АвиаСоюз"


21 августа 1950 г. было введено в действие «Наставление по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР» (НИАС ГА-50). Выход этого документа считается началом формирования современного облика инженерно-авиационной службы гражданской авиации.

С первых полетов воздушных судов рядом с пилотом всегда находился механик, который готовил самолеты к полету, выполнял их техническое обслуживание и текущий ремонт. С развитием авиации совершенствовались организационные формы обеспечения эксплуатации авиационной техники. 
 
В 1924 г. была организована первая Центральная авиаремонтная база (ЦАРБ) Московского управления воздушных линий. Таким образом, кроме текущего обслуживания, был организован и ремонт самолетов.
 
В начале 30-х гг. произошло разделение обслуживания самолетов на «оперативное» и «техническое». Крупный ремонт авиационной техники закрепили за узловыми мастерскими, а производство всех видов текущего ремонта было возложено на линейные мастерские.
 
В годы Великой Отечественной войны специалисты авиаремонтных баз ГВФ обеспечивали выполнение боевых задач и внесли неоценимый вклад в Победу над фашизмом, поставляя для фронта отремонтированную авиационную технику.
 
С поступлением на эксплуатацию новых типов воздушных судов приходилось осваивать ранее неизвестные методы ухода за материальной частью и ее ремонта. Было решено создать новое структурное подразделение – Линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ) с цеховым делением, где выполнялись работы по всем формам технического обслуживания воздушных судов. Впервые появилась возможность создать более мощную техническую базу для выполнения регламентных работ: лабораторию по спецоборудованию, ремонтные цеха, цеха по смене двигателей и выполнению трудоемких процессов ремонта, вспомогательные производства. ЛЭРМ в дальнейшем были преобразованы в Авиационно-технические базы (АТБ).
С введением в действие «Наставления по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР» (НИАС ГА-50, приказ начальника ГУ ГВФ СССР № 181 от 21.08.1950 г.) во всех авиатранспортных подразделениях и аэропортах была упорядочена работа инженерно-авиационных служб (ИАС).
 
Увеличение разнообразного парка авиационной техники, в первую очередь, в связи с поступлением в гражданскую авиацию воздушных судов с газотурбинными двигателями, потребовало коренной перестройки и расширения ремонтной базы. В течение 60-х гг. вводятся в эксплуатацию крупные самолетно-ремонтные комплексы, авиаремонтные базы преобразуются в авиаремонтные заводы. В связи с существенным ростом объемов ремонта авиационной техники появилась необходимость создания Всесоюзного государственного промышленного объединения «Авиаремонт». В его состав вошли 26 заводов численностью более 50 тыс. высококвалифицированных специалистов, которые выполняли ремонт практически всех типов воздушных судов, находящихся в эксплуатации в гражданской авиации.
 
Объединение авиаремонтных заводов в рамках единого органа управления позволило шире использовать прогрессивные технологические процессы, организовать поточно-стендовый ремонт, внедрить технологии восстановления отдельных деталей, узлов воздушных судов и авиадвигателей. Все это дало возможность избежать досрочной замены деталей и агрегатов, имеющих повреждения или износ, но не выработавших технический ресурс. Благодаря накопленному опыту, анализу надежности, повышению качества ремонта удалось значительно увеличить межремонтные ресурсы воздушных судов и их агрегатов.
 
Известные изменения в жизни страны не могли не сказаться на деятельности авиаремонтных заводов гражданской авиации. В середине 90-х гг. пришлось срочно искать пути выживания в сложившейся хозяйственной ситуации. Главное – удалось сохранить производственный потенциал и квалифицированные кадры. 
 
В связи с модернизацией парка воздушных судов и поступлением в эксплуатацию самолетов и вертолетов иностранного производства появились особенности, связанные с техническим обеспечением и ремонтом воздушных судов. Это потребовало совершенствования существующих методов технической эксплуатации и создания современных центров технического обслуживании и ремонта (ТОиР). В целях приведения отечественной системы технического обслуживания и ремонта и российских сертификационных центров к соответствию международным требованиям, были разработаны дополнительные программы качества технического обслуживания, а также конкретизирована ответственность исполнителей за выполненную работу.
 
Нормальное функционирование воздушного транспорта невозможно без эффективной системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники – важнейшего фактора поддержания летной годности воздушных судов. 
Контроль за сохранением летной годности и обеспечением безопасности полетов ВС на всех стадиях их жизненного цикла является основной целью Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации. Для этого необходимо дальнейшее совершенствование отечественной системы поддержания летной годности ВС и приведение ее к требованиям и процедурам стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) путем сертификации организаций по ТОиР и исполнения предписанных процедур в области поддержания летной годности ВС.
Все это должно базироваться на внедрении новых методов эксплуатации воздушных судов, в том числе, основанных на применении автоматизированных бортовых и наземных средств и систем контроля, позволяющих осуществлять практически постоянный мониторинг технического состояния ВС.
 
В гражданской авиации России трудятся тысячи квалифицированных авиационных специалистов: инженеров, техников, механиков, ученых и работников других специальностей, которых уже много лет объединяет аббревиатура ИАС – инженерно-авиационная служба.
 
Профессионализм и ответственность, богатый опыт, достойное выполнение профессионального долга – эти качества характеризуют работу современной ИАС. Инженеры, специалисты наземных служб с честью делают свою сложную, ответственную, исключительно важную для нашей отрасли работу.
 
Особых слов благодарности заслуживают ветераны инженерно-авиационных служб гражданской авиации. Они первыми осваивали техническое обслуживание авиационной техники, создавали наземную инфраструктуру. Я бы хотел добрым словом вспомнить выдающихся руководителей и специалистов, которые в последние десятилетия возглавляли в отечественной гражданской авиации инженерно-авиационную службу. Среди них: заместители министра гражданской авиации СССР Юрий Георгиевич Мамсуров, Иван Ефремович Машкивский, Виктор Васильевич Горлов; руководители управлений МГА СССР и Росавиации: Геннадий Леонидович Аникаев, Василий Павлович Степаненко, Владимир Николаевич Кривошеев, Геннадий Николаевич Гипич, Александр Александрович Емцов, Андрей Владимирович Елистратов, Юрий Иванович Евдокимов; начальники всесоюзного объединения «Авиаремонт»: Илья Прокофьевич Лытнев, Владимир Васильевич Кузькин, Евгений Николаевич Китов. 
 
Примечательно, что и руководитель Росавиации Александр Васильевич Нерадько начинал свою трудовую деятельность в инженерно-авиационной службе гражданской авиации.
 
Сегодня организации по техническому обслуживанию и ремонту располагают сложнейшими наземными техническими комплексами, эксплуатационно-технической и нормативной документацией, квалифицированными кадрами авиационных специалистов. Они своим профессионализмом и самоотверженным трудом внесли и вносят достойный вклад в развитие отечественной гражданской авиации и продолжают обеспечивать бесперебойное функционирование отрасли при обеспечении высокого уровня безопасности полетов.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBfe4W
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/arenda/samosval/, выбирай!
Юду: http://courier.youdo.com/products-delivery/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer