Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Военное авиастроение: подъем с препятствиями


25 августа 2015 года Михаил Кукушкин, РБК+


Предполагается, что задачи федеральных программ, в рамках которых российская военная авиация перевооружается и модернизируется, должны быть в целом решены за ближайшие пять лет. Источниками финансового благополучия для отрасли служат сейчас две федеральные программы: «Государственная программа вооружений на период 2011–2020 годов», объем которой оценивается в 19 трлн руб., и «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» общим объемом 991,6 млрд руб. (из которых 72% приходятся на бюджетное финансирование). Объявленная цель первой программы состоит в том, чтобы к 2020 году довести долю современных вооружений в Вооруженных силах России до 70%. Сейчас этот уровень составляет 45% в ВВС и 60% в войсках Воздушно-космической обороны (указом президента от 1 августа 2015 года эти войска вместе с войсками противовоздушной и противоракетной обороны объединены в новый вид ВС России — Воздушно-космические силы, ВКС). В рамках программы вооружений финансируются не только ВКС, но и все остальные виды Вооруженных сил России. Тем не менее нужды ВКС, согласно этому документу, удовлетворяются щедрее, чем запросы сухопутных войск и флота. По данным Центра анализа стратегий и технологий, до объединения ассигнования программы распределялись так: на ВВС — 4,7 трлн руб., на ВКО — 3,4 трлн руб. То есть на объединенные ВКС придется 8,1 трлн руб., или 41% всех затрат программы вооружений. Если, конечно, финансовые параметры самой программы не претерпят изменений.

Финансирование по программе «Развитие авиационной промышленности» также нацелено на достижение основных результатов к концу текущего десятилетия (см. график). Причем рост ассигнований предусмотрен на текущий и 2016 годы, а дальше они должны постепенно снижаться.
 
 
Благоприятное влияние на состояние отрасли оказывает не только рост бюджетного финансирования в абсолютных цифрах, но и повышение дисциплины исполнения гособоронзаказа. В 2009 году, например, он был выполнен всего на 50% от запланированного. С началом действия госпрограммы вооружений этот показатель поднялся до 96,3% в 2011-м и приблизился к 98% в 2012 году. Оборонный заказ 2014-го, как сообщило Министерство обороны, был выполнен на 95% в течение календарного года. С учетом отдельных работ, перенесенных на первую половину 2015-го, выполнение достигло 97%.
 
Санкции делают свое дело
 
С появлением масштабного и стабильного гособоронзаказа российские производители военных воздушных судов кардинально переориентировались с зарубежных рынков на внутренний. В 1990-е годы наблюдалась прямо противоположная ситуация: ВВС России новую технику практически не приобретали, единственным платежеспособным заказчиком был иностранный, а выживание отечественных предприятий зависело от их способности найти экспортные заказы. Это, в частности, повлияло на манеру проектирования техники: популярна стала интеграция в отечественный летательный аппарат импортных комплектующих и систем согласно задачам и пожеланиям иностранных заказчиков. В русле этой тенденции в 1996 году с Индией был заключен весьма необычный контракт на разработку специально для этой страны истребителя Су-30МКИ с характеристиками лучшими, чем у серийных истребителей Су-30, состоявших на вооружении России.
 
Теперь, когда главным заказчиком стали российские ВВС, предъявляющие требование, чтобы воздушные суда для них полностью состояли из отечественных комплектующих, происходит обратный процесс восстановления кооперации с российскими поставщиками. Что само по себе превращается в проблему, поскольку большая часть этих поставщиков за прошедшие годы прекратила выпуск авиационных комплектующих или вовсе перестала существовать.
 
Кроме того, в условиях экономических трудностей, продиктованных падением цен на энергоносители и обострением отношений с Западом, российский госбюджет оказывается не в состоянии выполнить все взятые на себя обязательства по финансированию авиастроительных программ. В апреле 2015 года президент России Владимир Путин допустил, что «план перевооружения ВС России, возможно, будет несколько сдвинут по срокам, но, безусловно, будет выполнен».
 
 
Показательный пример такой отсрочки дает проект по созданию истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Первоначальный план предполагал, что Минобороны приобретет 55 таких машин к 2020 году. Однако в марте этого года, посетив Комсомольский-на— Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина, где должно быть развернуто серийное производство новых истребителей, заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что его ведомство оставляет за собой право пересмотреть количество закупаемых ПАК ФА и сроки их поставки. «В процессе оптимизации государственной программы вооружений до 2020 года мы вправе пересмотреть планы. Самое главное, что самолет «состоялся». А будем ли мы его закупать в тех количествах, которые планировали… Дайте нам возможность подумать на эту тему», — сказал он. Замминистра также высказал мнение, что «лучше иметь задел в виде ПАК ФА», а пока сконцентрироваться на выпуске истребителя Су-35, относящегося к предыдущему, четвертому поколению.
Покупатели превращаются в конкурентов
 
Поскольку выпуск военной авиационной техники базируется исключительно на отечественных комплектующих и технологиях, западные санкции, наложенные на Россию в прошлом году, теоретически не должны затрагивать производственную деятельность отрасли. Однако они самым непосредственным образом затрудняют исполнение экспортных контрактов.
 
Традиционно расчеты по международным авиационным контрактам совершаются в долларах. Это означает, что даже в сделках с третьими странами неизбежно использование американских банков-корреспондентов.
 
По итогам 2014 года «Рособоронэкспорт», через который российские авиастроители продают за рубеж свою продукцию, объявил, что на счетах его западных партнеров «зависли» $2 млрд. При том что сумма исполненных в том году контрактов по экспорту вооружений из России составляла примерно $13,2 млрд. Трудности с расчетами не единственное, что омрачает перспективы российского авиационного экспорта, очень успешного в 90-е годы прошлого века. Примечательно, что программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», предусматривая рост всех основных показателей отрасли, в том числе выпуска самолетов и вертолетов в абсолютных цифрах, тем не менее предполагает, что относительная доля российской военной авиатехники на мировом рынке упадет с 12,5% в 2011 году до 11,9% в 2025-м. Снижение доли на рынке военных воздушных судов обусловлено снижением закупок военной техники в рамках гособоронзаказа после масштабного перевооружения российской армии в 2020 году и аналогичным снижением закупок на внешних рынках, а также вероятным выходом на мировой рынок новых игроков. Прежде всего Индии и Китая, которые в 1990-е и 2000-е были основными покупателями российских самолетов и вертолетов, но сейчас многого добились в развертывании собственного производства.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer