Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Военное авиастроение: подъем с препятствиями


25 августа 2015 года Михаил Кукушкин, РБК+


Предполагается, что задачи федеральных программ, в рамках которых российская военная авиация перевооружается и модернизируется, должны быть в целом решены за ближайшие пять лет. Источниками финансового благополучия для отрасли служат сейчас две федеральные программы: «Государственная программа вооружений на период 2011–2020 годов», объем которой оценивается в 19 трлн руб., и «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» общим объемом 991,6 млрд руб. (из которых 72% приходятся на бюджетное финансирование). Объявленная цель первой программы состоит в том, чтобы к 2020 году довести долю современных вооружений в Вооруженных силах России до 70%. Сейчас этот уровень составляет 45% в ВВС и 60% в войсках Воздушно-космической обороны (указом президента от 1 августа 2015 года эти войска вместе с войсками противовоздушной и противоракетной обороны объединены в новый вид ВС России — Воздушно-космические силы, ВКС). В рамках программы вооружений финансируются не только ВКС, но и все остальные виды Вооруженных сил России. Тем не менее нужды ВКС, согласно этому документу, удовлетворяются щедрее, чем запросы сухопутных войск и флота. По данным Центра анализа стратегий и технологий, до объединения ассигнования программы распределялись так: на ВВС — 4,7 трлн руб., на ВКО — 3,4 трлн руб. То есть на объединенные ВКС придется 8,1 трлн руб., или 41% всех затрат программы вооружений. Если, конечно, финансовые параметры самой программы не претерпят изменений.

Финансирование по программе «Развитие авиационной промышленности» также нацелено на достижение основных результатов к концу текущего десятилетия (см. график). Причем рост ассигнований предусмотрен на текущий и 2016 годы, а дальше они должны постепенно снижаться.
 
 
Благоприятное влияние на состояние отрасли оказывает не только рост бюджетного финансирования в абсолютных цифрах, но и повышение дисциплины исполнения гособоронзаказа. В 2009 году, например, он был выполнен всего на 50% от запланированного. С началом действия госпрограммы вооружений этот показатель поднялся до 96,3% в 2011-м и приблизился к 98% в 2012 году. Оборонный заказ 2014-го, как сообщило Министерство обороны, был выполнен на 95% в течение календарного года. С учетом отдельных работ, перенесенных на первую половину 2015-го, выполнение достигло 97%.
 
Санкции делают свое дело
 
С появлением масштабного и стабильного гособоронзаказа российские производители военных воздушных судов кардинально переориентировались с зарубежных рынков на внутренний. В 1990-е годы наблюдалась прямо противоположная ситуация: ВВС России новую технику практически не приобретали, единственным платежеспособным заказчиком был иностранный, а выживание отечественных предприятий зависело от их способности найти экспортные заказы. Это, в частности, повлияло на манеру проектирования техники: популярна стала интеграция в отечественный летательный аппарат импортных комплектующих и систем согласно задачам и пожеланиям иностранных заказчиков. В русле этой тенденции в 1996 году с Индией был заключен весьма необычный контракт на разработку специально для этой страны истребителя Су-30МКИ с характеристиками лучшими, чем у серийных истребителей Су-30, состоявших на вооружении России.
 
Теперь, когда главным заказчиком стали российские ВВС, предъявляющие требование, чтобы воздушные суда для них полностью состояли из отечественных комплектующих, происходит обратный процесс восстановления кооперации с российскими поставщиками. Что само по себе превращается в проблему, поскольку большая часть этих поставщиков за прошедшие годы прекратила выпуск авиационных комплектующих или вовсе перестала существовать.
 
Кроме того, в условиях экономических трудностей, продиктованных падением цен на энергоносители и обострением отношений с Западом, российский госбюджет оказывается не в состоянии выполнить все взятые на себя обязательства по финансированию авиастроительных программ. В апреле 2015 года президент России Владимир Путин допустил, что «план перевооружения ВС России, возможно, будет несколько сдвинут по срокам, но, безусловно, будет выполнен».
 
 
Показательный пример такой отсрочки дает проект по созданию истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Первоначальный план предполагал, что Минобороны приобретет 55 таких машин к 2020 году. Однако в марте этого года, посетив Комсомольский-на— Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина, где должно быть развернуто серийное производство новых истребителей, заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что его ведомство оставляет за собой право пересмотреть количество закупаемых ПАК ФА и сроки их поставки. «В процессе оптимизации государственной программы вооружений до 2020 года мы вправе пересмотреть планы. Самое главное, что самолет «состоялся». А будем ли мы его закупать в тех количествах, которые планировали… Дайте нам возможность подумать на эту тему», — сказал он. Замминистра также высказал мнение, что «лучше иметь задел в виде ПАК ФА», а пока сконцентрироваться на выпуске истребителя Су-35, относящегося к предыдущему, четвертому поколению.
Покупатели превращаются в конкурентов
 
Поскольку выпуск военной авиационной техники базируется исключительно на отечественных комплектующих и технологиях, западные санкции, наложенные на Россию в прошлом году, теоретически не должны затрагивать производственную деятельность отрасли. Однако они самым непосредственным образом затрудняют исполнение экспортных контрактов.
 
Традиционно расчеты по международным авиационным контрактам совершаются в долларах. Это означает, что даже в сделках с третьими странами неизбежно использование американских банков-корреспондентов.
 
По итогам 2014 года «Рособоронэкспорт», через который российские авиастроители продают за рубеж свою продукцию, объявил, что на счетах его западных партнеров «зависли» $2 млрд. При том что сумма исполненных в том году контрактов по экспорту вооружений из России составляла примерно $13,2 млрд. Трудности с расчетами не единственное, что омрачает перспективы российского авиационного экспорта, очень успешного в 90-е годы прошлого века. Примечательно, что программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», предусматривая рост всех основных показателей отрасли, в том числе выпуска самолетов и вертолетов в абсолютных цифрах, тем не менее предполагает, что относительная доля российской военной авиатехники на мировом рынке упадет с 12,5% в 2011 году до 11,9% в 2025-м. Снижение доли на рынке военных воздушных судов обусловлено снижением закупок военной техники в рамках гособоронзаказа после масштабного перевооружения российской армии в 2020 году и аналогичным снижением закупок на внешних рынках, а также вероятным выходом на мировой рынок новых игроков. Прежде всего Индии и Китая, которые в 1990-е и 2000-е были основными покупателями российских самолетов и вертолетов, но сейчас многого добились в развертывании собственного производства.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer