Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дроны в контрасте


25 августа 2015 года Анна Назарова, РБК+


Легкие и многотонные, конвертопланы и самолеты — беспилотные летательные аппараты уже плотно вошли в современную жизнь, образовав огромный мировой рынок производства и сбыта. Россия уверенно уступает в этой технологической борьбе индустриально развитым странам, и есть ли у нее шансы попасть в авангард беспилотных технологий — вопрос открытый.

Беспилотная авиация считается ровесником пилотируемой — ее история начинается в 1910-х годах, однако широкое распространение такие аппараты получили лишь в 1960-е годы и, разумеется, в военном контексте. «Беспилотными» лидерами вплоть до 1990-х годов были две страны — США и СССР, однако после распада Советского Союза наша страна из гонки выпала. В XXI веке вектор развития беспилотных технологий несколько изменился: помимо военного применения они стали разрабатываться и использоваться для гражданских нужд. На сегодняшний день доля гражданских разработок составляет лишь 14%, а 86% — это беспилотники военного назначения, по данным авторитетного международного консалтингового агентства Teal Group. «В настоящее время беспилотники — это не только вооружение, средство разведки или игрушка. Они находят все большее применение в специализированных областях: картография и видеосъемка местности, наблюдение за очагами лесных пожаров, измерение состояния лесного фонда, мониторинг дорожной обстановки, оценка состояния систем трубопроводов и линий электропередачи», — рассказывает Игорь Насенков, первый заместитель генерального директора АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). По-реактивному быстрое и широчайшее распространение беспилотных систем в самых разных сферах зеркальным отражением легло на карту мира — в разработке дронов принимают участие индустриальные и развивающиеся страны пяти континентов. Согласно данным Международной ассоциации беспилотных систем (AUVSI), ее участниками являются 7500 организаций из 60 стран мира. Только в США всего за три года, с 2010 по 2013-й благодаря беспилотникам было создано 70 тыс. новых рабочих мест. Эксперты едины во мнении, что ближайшие перспективы рынка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) будут астрономически привлекательными.
 
«За последнее десятилетие рынок беспилотников стал самым динамично растущим в мире, — убежден Филип Финнеган, директор Teal Group по корпоративной аналитике. — Мы прогнозируем, что темпы роста рынка увеличатся почти вдвое: с $6,4 млрд ежегодного прироста в настоящее время до $11,5 млрд к 2025 году». Teal Group резюмирует, что к 2025 году рынок БПЛА в денежном выражении достигнет $91 млрд. Основными игроками на нем выступят США, Европа, Южная Америка и Израиль, а в перспективе — Индия, Республика Корея и Китай.
 
Дроны гнездятся на Западе
 
Колоссальные возможности молодого беспилотного рынка привлекают не только традиционных авиастроителей, но и неофитов. Например, компания Facebook в 2015 году сообщила об успешном испытании дрона, который заряжается от солнечной энергии и обеспечивает доступ к интернету через лазерный луч. Этот проект был создан совместно с Nokia, Qualcomm и Samsung, заинтересованными в том, чтобы доступ к Сети стал более широким. Размах крыла интернет-дрона от Facebook будет больше, чем у самолета Boeing 737; через три-пять лет эти беспилотники будут летать на высоте до 2,7 км и выполнять главную задачу — обеспечивать доступ в интернет для 10% населения Земли, обитающего в отдаленных регионах. От передовиков Кремниевой долины не отстают и традиционные игроки авиационной отрасли. Так, итальянский вертолетостроитель AgustaWestland тестирует революционную разработку — Project Zero (на фото). Это первый в мире беспилотный конвертоплан с электрическими двигателями. Его создали для отработки сразу нескольких технологий: электрической силовой установки, несущих винтов в кольцевых обтекателях и поворотного механизма для быстрого полета. Электродвигателям в отличие от традиционных двигателей, работающих на топливе и требующих для его сжигания кислород, последний не нужен. Соответственно, на больших высотах, где кислорода мало, Project Zero обходится без компрессоров, которые помогают поршневым, турбовинтовым и реактивным моторам компенсировать нехватку кислорода. Это позволяет снизить вес машины и увеличить ее эффективность на больших высотах. И хотя в серию Project Zero, вероятно, не пойдет, он призван отточить до совершенства те технологии, которые позднее, возможно, будут применены в вертолетах будущего.
 
Уже существующие области применения БПЛА способны удивить обывателя не меньше футуристических разработок. Например, английский лоукост-перевозчик EasyJet в рамках Всемирной выставки Expo Milano 2015 представил инновационную разработку — программируемый квадрокоптер Riser, который должен к 2020 году радикально решить проблему задержек вылета «по техническим причинам» и существенно сократить оборотное время в аэропорту. С помощью дрона, стоимость которого несопоставима с убытками от задержки рейса, время осмотра самолета сократится до одного-двух часов.
 
Немецкая почтовая служба DHL, один из лидеров мирового логистического рынка, в 2014 году осуществила первую коммерческую поставку груза клиенту посредством дрона, доставив лекарства на остров Юйст в Северном море. Пилотный проект, в рамках которого «посылкокоптер» (Parcelcopter) вылетал по заранее запрограммированному маршруту протяженностью 12 км, длился один месяц. Теперь DHL намерена продемонстрировать, что технология достаточно отработана, и рассчитывает на разрешение европейских регулирующих органов использовать беспилотники в отдаленных малонаселенных районах с недостаточно развитой инфраструктурой.
 
Опять пролетаем?
 
В международных прогнозах, затрагивающих географию стран — разработчиков дронов, Россия, к сожалению, не фигурирует. Руководитель департамента Военно-воздушных сил «Рособоронэкспорта» Сергей Корнев в 2012 году сообщал, что доля российского производства БПЛА к 2022 году составит 5%. Однако речь идет о мировом рынке вооружений, для которого создаются 750-килограммовые и двухтонные БПЛА, находящиеся на различных этапах проектирования и разработки. Согласно планам госкорпорации «Ростех», в 2015–2016 годах в России будет создан пятитонный БПЛА, а в 2018 году, как ожидается, появится новый тяжелый ударный беспилотник массой 20 т. «На сегодняшний день по линии государственного оборонного заказа задан в разработку и находится в различных степенях готовности практически полный комплект БПЛА, — делится Игорь Насенков из КРЭТ. — Часть беспилотных аппаратов проходит наземные и летные испытания, отдельные экземпляры запущены в серийное производство».
 
Но если в военном секторе российские разработчики еще имеют какие-то традиции и заделы на будущее, то гражданские дроны с маркировкой «Сделано в России» — вопрос куда более отдаленного будущего. Источник, знакомый с ситуацией, объясняет, что большинство работ по беспилотникам ведется по линии и заказу Министерства обороны. Существует ли государственная поддержка гражданских образцов беспилотников и каковы перспективы БПЛА в публичном пространстве, узнать не удалось: разработчики — компании Zala Aero Group и «Транзас», а также Ассоциация беспилотных систем России от комментариев отказались.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBj6HC
Смотрите: https://youdo.com/lawyer/realestate/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer